Александр Грин

     В период между двумя революциями Александр Грин очень неплохо зарабатывал. Его рассказы регулярно появлялись в периодической печати, вышло также два сборника избранных произведений. К Грину пришла известность, он познакомился с Горьким и еще с десятком популярных авторов.

     Однако нормальную жизнь он наладить не умел. Сказывались бродяжничество и нищета юности. Писатель то перебирался в ночлежку, то снимал комнату. Конечно, как и многие мечтательные натуры, он сильно пил. Ему грезилось, что в его судьбе наладиться всё как-нибудь само собой – свалится золотой сундук с неба, появится жена-миллионерша и тому подобное.

     У литературоведов в теории «бродячих сюжетов» важное место занимает «казус Золушки». Ситуация, где главная героиня Ашенпуттель (так она звучит у братьев Гримм, а у Шарля Перро – Синдерелла), для многих беллетристов и доныне остается беспроигрышным рецептом написания бестселлера. Собственно, Александр Грин таким рецептом воспользовался в лучшей своей повести «Алые паруса», напечатанной в 1923 году. Мне лично не известно, как появилось имя Ассоль, но нельзя исключить, что оно сложилось из первых букв немецкого и французского варианта Золушки и слова «соль», одно из значений которого – «смысл» ...       

     Грин, который к загранице не приближался дальше Одессы, бредил неведомыми странами, увлекательными путешествиями и захватывающими приключениями. Если заводились деньги, то он придавался безудержным фантазиям в дорогих кабаках. Живя в ужасных бытовых условиях, Александр Степанович покупал себе недешевые костюмы, шляпы и обязательно лакированные ботинки…

     Однажды осенним вечером 1910 года тридцатилетний Грин сидел в ресторане на Фонтанке в гордом одиночестве за столиком для двоих. Пил водку, как Чижик-пыжик, правда, особо не пьянел. Он был в мрачном расположении духа, несмотря на полученный утром солидный гонорар от издательского товарищества «Знание».

     Дело было в письмах. Он получал их и раньше от поклонников своего творчества. Однако совсем недавно стали поступать будоражащие душу послания от некой княжны З. Она признавалась в пламенной любви, жаждала встречи. Александр Степанович не знал, что ответить. Он был взволнован, потрясен. Неужто судьба?..

     К столику подошла девочка-цыганка. В ней было нечто странное, а именно: белокурые волосы. Несмотря на свои сладкие и одновременно тревожные думы, Грин обратил на это внимание. Подошедшая сказала развязно:
    
     – Дяденька, позолоти ручку.

     – Пошла прочь.

     – Не хочешь узнать, кто скрывается за псевдонимом «княжна З.»?

     – Не хочу. Пошла прочь! – буркнул писатель, не сразу сообразив, о ком речь.

     А когда сообразил, белокурая цыганка исчезла.

     На следующий день писатель получил роковое письмо, в котором загадочная княжна З. предлагала решительно объясниться и назначала свидание на даче в элитном пригороде Петербурга…

     Грин явился по указанному адресу минута в минуту. Встреча происходила в прихожей богатого дома. Из дверей гостиной вышла та самая белокурая девочка-цыганка и поцеловала писателя в губы… Но затем последовало совсем непредвиденное: к его затылку было приставлено холодное дуло пистолета.

     – Раздевайся! – скомандовал грубый мужской голос.

     – До трусов? – растерянно поинтересовался наивный искатель приключений.

     – Трусы мы сдадим в музей.

     – Только посмей пожаловаться в полицию, – с хохотом произнесла юная преступница, – я сразу же сообщу, что ты приставал к малолетке…

     Выброшенный на улицу абсолютно голым, Грин в темноте бежал без оглядки вдоль заборов и зданий. Через какое-то время, сам не помня, как, он очутился на квартире знакомого литератора. Тот поделился одеждой, напоил дрожащего бедолагу чаем. Выкурив две большие папиросы подряд, Грин наконец-то поведал о злополучном происшествии со всеми свойственными его искренности подробностями.

     – Самое печальное, – добавил он, – что в кошельке у меня было не менее двухсот рублей – всё наличное мое состояние.

     – Немалые деньги, – сочувственно покачал головой знакомый литератор. – Но ведь у вас сохранились письма этой Золушки?

     – Какой Золушки?

     – Ну, этой княжны З. Письма могут стать серьезной уликой против мошенников…

     – Беда в том, что я носил их у сердца… Во внутреннем кармане пиджака.

     – Нет худа без добра. Взамен вы приобрели житейский опыт и один из тех острых сюжетов, которые бесплатно на дороге не валяются…


17.08.2015


Рецензии