Лелею паранойю

Моя паранойя расцветает пышным цветом. Виной тому телевизор, холодное лето и невозможность по-человечески отдохнуть и отстраниться от реальности. Да, да! Как курящие люди лучше остальных осведомлены о всех рисках курения, так и я стараюсь поддерживать свою паранойю в  зоне разумных объяснений. Поэтому ясно отдаю себе отчёт, что она никуда не денется, пока не оправдается.

Таких много, не то, чтобы душевнобольных,  но с неким душевным покашливанием. Оно возникает из диссонанса между представлением, каким должен быть мир, и каким нам его показывают и даже, каким я  его вижу, когда просто иду по улице. 

Так, каким же должен быть мир? Вероятно, таким, каким он был бы без человека. Но, раз уж мы теперь тут хозяйничаем, мир должен стать таким, каким мы хотим его сделать. А это, вроде как, подразумевает что каков человек, таков будет и его мир. Вот на этом моменте и возникает диссонанс.

Мне очень нравятся трогательно-жизнеутверждающие представления о мире людей прошлого. Учёных, художников, писателей. Они искренне верили, что человек – разумен. Они верили, что разум, мораль, ответственность в недалёком будущем будут торжествующе шагать по планете, выметая серость и невежество. И, в результате, каждый человек, вооружённый мудростью, образованием, пониманием себя, будет стремиться к гармонии с природой, с другими людьми и даже, чёрт возьми, с инопланетянами, если таковые найдутся. Если полистать книги про мечты людей о двадцать первом веке, то у нас с Вами уже должно быть построено вполне счастливое настоящее, побеждены болезни, культурные и языковые барьеры,  и мы вместе планируем освоение космоса. Человек человеку – друг, впрочем, вру… Человек -  всем друг. Потому что человек  - самое сильное, миролюбивое и доброе существо на планете, а самый сильный всегда заботится о слабых. И не важно, будет этот слабый другим человеком, животным, насекомым или самой нашей планетой.

А теперь вернёмся в суровую нашу реальность. Для начала можно познакомиться с реальностью мировой. Да, есть у нас на планете ряд стран, которые верят, а точнее - постулируют, что они разумны, обладают высокой моралью и ответственностью, и, следовательно, имеют полное право идти выметать невежество. Только получается у них это как-то уродливо. Невежество выметается решительно, с армией, игнорируя протесты самих невежественных народов. Поэтому выходит грязно, с кровью, голодом, беженцами. Да и мотив, надо признать, у этих операций, сильно отличается от заявленного. По крайней мере, мне так кажется. А иначе, ну почему невежество и серость у нас на планете гнездятся именно в местах с углеводородами, либо в странах, которые имеют смелость сомневаться в этой стратегии.

Сами же высоко цивилизованные страны, вероятно, тоже не всегда уверены в правильности выбранных методов. Возможно, они даже удивляются результатам содеянного, рассматривая результат. А поэтому, постоянно друг друга подбадривают. Как дети, случайно замучившие кошку, подбадривают друг друга и успокаивают, выискивая  и утверждая даже самые сомнительные оправдания собственной жестокости: «А она, наверное, вшивая была. Вот заразила бы всех! Так ей и надо»… Зато, теперь у них есть кошкин пушистый хвост, который можно показывать другим детям, или даже обменять на конфеты. А это успокаивает и греет.

С моралью у цивилизаций тоже получается не очень гладко. Они, вроде как, верят, что мораль должна быть высокой, и очень стараются её продемонстрировать. А вот привязать её к опыту и мировоззрению народа, к истории и устоям общества… не догадались. Как жаль. В итоге, демонстрируемая нам мораль превратилась в толерантность, читай – терпимость. Но к терпимости она имеет очень опосредованное отношение, потому что терпеть чьи-то странности и превозносить их как добродетель – вещи разные. И мне искренне жаль, что усилия целых народов направлены на обеспечение комфортного существования людей с сексуальными девиациями, а не на развитие, скажем, умеренности в питании или доставки продовольствия в страны с неурожаем. А, что касается толерантности,- вот не поверите, я тоже всех  фриков терплю, не прилагая к этому никаких волевых усилий, потому что они сами по себе, а я – сам по себе, меня тоже порой терпеть надо. Однако, когда холёные педерасты манерно ходят за ручку и целуются в моём присутствии, скажу честно, волевые усилия требуются – хочется это прекратить немедленно, и лучше - грубо.

И вот эта новая мораль, как плесень, поползла в искусство и науку. Теперь цивилизованные учёные вдруг занялись обоснованием необходимости и полезности человеческих девиаций, режиссёры и сценаристы, и даже наш брат писатель, норовят проявить себя в этой свежей струе, по их мнению, ипостаси «нравственности». Часто перебарщивают. Люди увлекающиеся, ага, понимаю.

Плоды их деятельности мы наблюдаем с этой, более реальной стороны экрана. И Верим, потому что мы недостаточно образованны и недостаточно мудры, чтобы отделять зёрна от плевел, зато достаточно ленивы и самодовольны, чтобы сжирать всё вместе, так как оно нам и преподносится телевизором. Причем, если встретиться, скажем, с европейцами, то окажется, что они даже не допускают мысли, что их телевизор может быть менее прав, чем ваш. Вот и выходит, что каждый народ верит в свой Телевизор. С гордостью оговорюсь, что русские в этом плане более осторожны, более критичны, и чаще выглядывают в окно, чтобы убедиться в правильности прогноза погоды.

Гордиться трудно. Приходится искать и додумывать поводы, чтобы гордиться. Мы так же деградировали, как и остальной цивилизованный мир, предпочитая потреблять, нежели создавать. И среднестатистический Плохиш теперь – представитель большинства и не утруждает себя поисками своего места в  мире,  упрощая своё существование до вынужденного обмена своего Труда на "бочку варенья и коробку печенья". Да и сам Смысл труда  зачастую остаётся скрыт от работника. Вот как понять смысл своей деятельности, к примеру, служащему финансовой компании, производящему экономические расчёты проектов оказания финансовых услуг другим финансовым компаниям. Этот смысл ограничивается набором операций, которые он производит, а в более масштабном плане – возможной игрой цифр в банковских компьютерах. Поэтому у многих из нас нет потребности выполнять работу, а есть раздражающая необходимость исполнять обязательства. На работе, дома, перед детьми, перед родителями. Иные не справляются и с этими обязательствами.

А куда же делась потребность в созидании нового, в улучшении мира? Она конвульсирует. Мы все хотим быть хорошими, мы чертовски умело объясняем себе, почему мы хорошие (красивые, умные, ловкие, обеспеченные, мы намного лучше соседа Федьки, который ограбил пьяницу и теперь сидит в тюрьме). К слову, у соседа Федьки, тоже есть такой же готовый список, почему он хороший человек. А раз человек хороший, ему причитается доля уважения, признания и богатства.   А то, что причитается – бери и никому не отдавай.

Получается, что у целых наций объединяющей людей чертой является эгоизм. И можно прожить вхолостую целую жизнь, обменивая труд на деньги, а деньги – на удовольствия. Самым верхом совершенства, правда, считается такая схема, но без труда. Только деньги и удовольствия.

А вот тут из-за кулис торжественно выступает моя Паранойя и объявляет, что Так Быть Не Должно. Потому что я с чего-то взял, что у человека должен быть смысл. А смысл будет тогда, когда  за промежуток между рождением и смертью человека, он умудрится сделать что-то, отчего его планета, или страна, или город, или даже дом, станут лучше и достанутся его детям, которые тоже приложат усилия и сделают мир еще немного лучше.

Такие люди есть. Их много, и с ними приятно общаться и работать. Они не продают свои усилия, не пытаются обменять их на славу или признание. Просто, есть вот у них потребность улучшать Жизнь, а не только собственный быт. Только они стали замыкаться или вовсе уходить из городов, а это тенденция очень тревожная, хоть и обоснованная. Ну зачем, скажем, ухаживать за парком, если  его  будут каждую ночь калечить молодёжь и пьяницы (все - исключительно хорошие люди, которым Причитается). Ломать будут не из злого умысла, а по недоразумению… по нежеланию разуметь или уважать или себя ограничивать. Да и вообще… самоограничение противоречит самодовольству, а потому не в тренде. В тренде сейчас: имею право (а раз имею право, то обязательно им воспользуюсь –вы только разрешите в лифте мочиться!)

И что же паранойя? Она мягко, но настойчиво твердит: Вали отсюда, хозяин, пора! Мир людей, которые вместо поиска светлого будущего, дружно маршируют куда попало и назначают это направление светлым будущим, долго не протянет. Каждый просто не может допустить, что вся толпа может идти не туда.

Кроме паранойи есть еще и критичность, которая тут же рисует мне образы выживших из ума  грязных, взлохмаченных людей с  плакатами о грядущем конце света. И тут поневоле задумаешься, кому верить, бомжам с вестями об апокалипсисе или стаду довольных жизнью обывателей, продолжающих  маршировать куда-то  там в будущее. Ответ вроде как очевиден, но моя паранойя вооружилась высшим образованием и очень поверхностными знаниями экономики, социологии, психологии, медицины и давит теперь  аргументами. Некоторыми я намерен поделиться.

***

Аргумент первый: Общество, Дети.
В «цивилизованных» обществах о детях положено заботиться. Обеспечивать их, образование давать, в жизнь выпускать оперившимися. С точки зрения эгоизма получается, что дети несут родителям кучу обязательств, которые придётся исполнять. Поэтому детей принято рожать поменьше, чтобы не надорваться. Наиболее прогрессивные взрослые вообще никого не рожают а живут так, будто вся история человечества творилась именно для того чтобы им теперь было комфортненько.
Отсюда в европейских странах естественная убыль населения. А еще её усиливает мода на толерантность. Вывод – европейцы наверняка вымрут, вместе  со своей толерантностью. К ним на смену придут арабы и африканцы, у которых дети не подразумевают таких жёстких обязательств, потому их рожают - сколько получится и растят, как получится. Эти народы тоже хотят жить в достатке, поэтому едут в Европу с ажиотажем. А если посмотреть на то, как европейцы с американцами подогревают этот ажиотаж и старательно ворошат муравейники в Сирии, Ираке, Ливии, Египте, то получается очень похоже на попытку суицида целой цивилизации. У нас ситуация в целом попроще, но, если заглядывать в более отдалённые последствия, всё равно становится тревожно.

Аргумент второй: Торжество Демократии.
Ну, для начала просто можно  констатировать, что в информационный век Демократия в принципе невозможна. Если все верят в свой телевизор, то они будут верить любой чепухе, которую ты им оттуда покажешь. Да, не все, но большинство. А остальные поверят этому большинству, потому что оно не может ошибаться. И, уверовав в чепуху и собственную правоту, все идут голосовать – вносить свой вклад в управление страной или городом. Кстати, очень занятно после выборов понаблюдать за выигравшими кандидатами -  задаёшься вопросом, чем избиратель думал, когда голосовал, за этого бандюгана или того бизнесмена, ведь так похожи на ворьё, даже по первому взгляду. Пожалуй, к лучшему, что на местные посты у нас в России люди назначаются, а то избранников сажать не успеваем.

Если нет Демократии, то что же тогда сейчас у нас процветает? Причём так процветает, что всё вокруг вянет. Процветает алчность, но это лишь моё личное мнение. Алчнократия. По крайней мере, только за деньги можно купить доступ к информационному потоку, чтобы получить нужное мнение народа и демократично завладеть властью. А властью пользуются для зарабатывания новых денег.

Деньги зарабатываются на народе, который, тем не менее, надо поддерживать в умеренно удовлетворённом состоянии. Потому что, опять же, благодаря информационным технологиям, недовольных легко может объединить какая-нибудь  другая алчная тварь и вывести на улицы. Самый разумный выход – зарабатывать деньги на чужом народе.
Заметили, что теперь всё чаще упоминается понятие «получить рынок сбыта»? Это именно шествие демократии. Получить страну, куда будешь «впаривать» стеклянные бусы (или зелёные бумажки или бредовые идеи, что хочешь). Если страна против бус, можно её наказать, предварительно обработав своё население при помощи телевизора, а население соседа – при помощи интернета, если купить у аборигенов информационное пространство не получается.

Так вот, я вижу Алчнократию на пороге своей страны. Мне тревожно, я не хочу бусы.


Аргумент третий. Десоциализм.

Понятие я, конечно, придумал, но суть оно отражает. Распад общества. Было что-то приятное в том, чтобы людям доверять. Когда двери еще не были стальными, а семьи создавались без задней мысли, что можно будет всё переиграть… годика через два. Нас научили потреблять, и весь город превратился в кормушку, а люди от своей кормушки научились отгонять конкурентов. Вроде, всего много вокруг, а жадность всё крепчает. И, знаете, мне не хочется жить в обществе, в котором понятия Бескорыстность, Самоотверженность, Честь считаются признаками слабости и глупости. Потому что признаками силы тогда будут считаться Агрессия и Беспринципность. А это уже опасно.


Аргумент четвёртый. Зависимости.

Робинзон устарел. Выживальщики и дауншифтеры зачастую такие увлечённые психи, что пугают даже меня.
Подавляющее большинство людей в нашем мире забыли о том, что человек – единица универсальная и очень самостоятельная. Быт нашего времени подразумевает, что человеку помогают существовать гаджеты. Обществу помогают существовать гаджеты. Вспомните всемирные пугалки концом света от сбоя компьютеров. Они были вполне оправданы – без электричества города не способны функционировать. И без газа города не способны функционировать. А теперь и без компьютеров. И даже без исправной канализации, город тут же подвергается опасности эпидемий. И мы, горожане, жизненно зависимы от ресурсов, которые должны быть нашему городу предоставлены. А порой и не городу – стране! Не получите газ к зиме – люди замёрзнут.

Да, разумеется, человек не может это контролировать, он доверяет своё отопление, водоснабжение, канализацию, наполненность  витрин товарами, работу автозаправок Городу. Так мы все и делаем, привыкли и нам вполне комфортно. Мы вообще привыкли пользоваться вещами, не понимая, как они работают. Пожалуй, это нормально. Но паранойя нет-нет, да и спросит многозначительно – а что если, скажем, электромагнитная буря выведет из строя подстанции…? И нет ответа, кроме как «ждать пока отремонтируют». Человек больше не автономен – жаль...

Аргумент пятый. Война.

Самое страшное слово в любом словаре. Самое страшное время для любого народа. А возникнуть может запросто, был бы мотив. А мотивов предостаточно в любое время, от религиозных до жизненных ( как война за пресную воду). Порой они абсурдны, но войны ведь начинаются. Сейчас самое напряжённое время, и войн много. Страны, растревоженные демократией, гудят как ульи, ищут врага. И всегда находят. Что происходит дальше – мы знаем, видим по телевизору, верим и боимся этого. Вот она, война, по соседству. А мы? Мы еще в восьмидесятые перешли в эпоху предвоенного времени, это -  по мнению историков. А если взять мнения политиков и экономистов, то наша страна уже давно поперёк горла стоит и Алчнократии и Толерантности. Но, как враг, наша страна неудобна. Опасно связываться. И всё же, у нас слишком много вкусных и ценных ресурсов, которые мы перестали бездумно разбазаривать (хоть и не научились толком сами перерабатывать). А это дополнительный соблазн.

***

Кроме аргументов паранойя, вооружённая вдобавок арсеналом  не вполне разумных фобий из телевизора, оперирует еще и своеобразным анализом, который неизменно показывает, что если Бог есть, то он непременно разнесёт  весь этот бардак в пух и прах, а если нет, то всё само развалится, но чуть позже. И что делать, куда бежать? – спрашиваю я, перебарывая лёгкую панику – планета то круглая, мы все на ней сидим, и опасности у всех одни и те же. Паранойя в этот момент начинает нести чушь про  тайгу, бункеры, корову Бурёнку и изготовление ветряков. А ответ, который приходит тем временем, мне кажется единственным правильным – быть хорошим человеком, и стараться делать мир лучше... для всех лучше.
Взял бы, да дерево посадил, там, где оно пользу принесёт. Или сходи, купи материал, качели во дворе сколоти. Тебе возни на пару дней, а детки порадуются. Наплевать, что их алкашня потом в узел завяжет – ты новые сколотишь, еще лучше! И матерщину на заборе закрась, этого кроме тебя всё равно никто не сделает.

 И тогда, если не сдашься, через много лет, не возникнет заминки с вопросом, «чем мир стал лучше за время, которое ты в нём ошивался?».


Рецензии