р24- Дружба

http://www.proza.ru/2014/09/26/615    - начало
 http://www.proza.ru/2015/07/31/226   - предыдущая глава



ДРУЖБА




Репетитор согласна дружить с учениками.  Совсем не против дружить, если предмет дружбы – математика. Если радость от  решенной задачи и горесть  от неподдающейся  – общие.  В хорошем настроении предмет идет на ура. Можно запивать задачу чаем, закусывать сушками и бодро и весело решать, решать, решать. Это в идеале.  В половине случаев идеал достижим.

Остается другая половина. Ученик склонен «дружить»  о чем угодно, только не  «о математике».  Сокровенного и не разделенного у детей вагон и маленькая тележка.

Поругалась  с мамой -  получила «по щам»,  подрался с отцом - в школу не пустили,   вчетвером покусали одноклассника -  друг укусил, смотрите, все зубы отпечатались, в театр сходил,  шестнадцать лет отпраздновал в бане с приятелями, отдельный кабинет снял, назюзюкались так, что попариться забыли, пришлось второй сеанс заказывать.

Купил  дорогого игрока в футбольной компьютерной игре, выиграл олимпиаду по истории, первое место взял, стихи написал,  хорошие, хвалят,  по пешеходной зебре на Красной площади прошел -  в мороз, без пальто и ботинок, в носках, берете и шарфе -  так же, как Маккартни на известной фотографии группы «Биттлз»  шел по зебре босиком,  сейчас видео покажу.

Тренировки ежедневно по восемь часов, летаю на коньках каждый день, это счастье, колечко с сережками подарили, красивые, в планетарий с классом пойдем, вдохновение пропало, роман не пишется. А Петра Мамонова знаете?  Сейчас найду ролик. Как относитесь к Сартру?  А к Кафке? А что курил Сальвадор Дали знаете?

Куча интересного в жизни, какая уж тут математика!  Пока пар не выпустят, заниматься невозможно.

Юрьна терпеливо смотрит на часы. Ладно, пусть делятся сокровенным.  И побыстрей. Пять минут достаточно.

Это репетитор так думает. У Валерия-Ньютона-Мориссона другое мнение. Он уже опоздал к себе домой на урок на полчаса, как всегда  полчаса мать обзванивала друзей в поисках чада, потом обедал полчаса, как всегда  голодный очень, уже чай пьет с шоколадкой,  осталось полчаса от урока. А поговорить?  Культурно пообщаться? Показать себя "интересным человеком"?

Нет, ученику на самом деле  кроме «поспать наконец»  ничего  не хочется.  Валерий замер на полу-жесте, отбросив руку и откинув голову. Как-бы думает. Юрьна ждет.

- А кстати!

Ну вот, началось!  Сейчас точно будет что-нибудь не в тему.

- А кстати, как поживает Александр Сергеевич П? – Валерий оживает.
- Передайте ему привет от Валерия Сергеевича Х! – ученик доволен своей шуткой.

Энергичные выходки коллеги-девятиклассника вызывают у него неподдельное восхищение, сам бы на такую дурь не отважился, имидж скучающего красавца не позволяет.

И правда,  такие разные, а как похожи! Близнецы-братья. Что один сопротивляется знаниям с большим энтузиазмом, что другой.

И не важно, кто из них читает Сартра,  а кто в игрушки играет, кто пыхтит весь урок как человек-оркестр, издавая пять разных звуков одновременно, дрыгая ногой, тряся головой и подвывая, а кто  может бесконечно молчать, застыв в неестественной театральной позе. Суть одна.  Нежелание, а может быть, физическая  неспособность сконцентрироваться на предмете урока.

Можно называть это инфантилизмом, можно депрессией, можно вступить в порочный круг полумер или нанять  своему чаду дорогущего психолога, которого еще поискать придется, психологи с подростками работать отказываются.

Можно согласиться с мнением профессионалов и относиться к подросткам как к больным  по определению людям. 

У Юрьны есть "хороший" рецепт против подростковой болезни.  Пороть по вторникам. Если не поможет, добавить четверги.  Что-то не встречала она в книгах про старые времена слова "депрессия".  Может быть, розги лечили заболевание на ранней стадии?

Нет, самой еще раз пережить юность Юрьне совсем не хочется,  такое только в страшном сне привидеться может.  Но она точно знает, что мозг не может думать две мысли сразу, а значит, занимаясь математикой, подросток лишен возможности жевать сопли  депрессии  хотя бы полтора часа.  Дело делать и занимать мозги - всё лучше, чем таблетки горстями  глотать.

И внимания человеческого многим детям не хватает, приходится репетитору с этим фактом считаться. И еще с тем фактом, что из каждого такого ученика получится взрослый, найдет свое дело, возможно, станет хорошим профессионалом, примеров масса. Плохая учеба в школе не всегда показатель  будущей неуспешности.

По всему по этому, Юрьна  не торопится закатывать ученикам и их родителям истерики, хлопать дверью, "уходя навсегда",  и заниматься прочей "педагогической" мурой.

Воспитание в задачу репетитора не входит.  Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Дать знания? Всегда пожалуйста. Не надо? Это ваш осознанный выбор, тратить попусту время и деньги. Для чего вам это нужно, сами разбирайтесь.   

Наняли репетитора «как у всех»? Передали ответственность чужой тете, чтобы она за вас мучилась?  Дудки.  Мучиться Юрьна не согласна. Да. Неприятно.  Очень неприятно попадать в дурную бесконечность  не достигая намеченной цели.

Слава богу,  половина учеников вполне вменяема, вот с ними заниматься – большая радость. Даже не верится, что в течение часа  можно ощутить  такой контраст. Еще полчаса назад полное отчаяние, а  теперь неподдельное счастье. Не работа, а отдых.  Душа поет.  Чудо какое-то!

Если бы не  эти ученики-спасители,  Юрьна долго не протянула.

Нет, детей она любит. И тех и этих. Всех. Просто любовь получается разная.  Бывает радостной, бывает трудной.

- Ну что, Ирина Юрьевна, любите меня из последних сил? Был бы свой убили? – Валерий возвращает Юрьне её собственные слова. И как это ему удается запомнить всё, что она говорит?  Это граничит с большим уважением.

Добрый в сущности малый. Однажды даже сказал, что  если будет не с кем поделиться, готов в любое время  выслушать, помочь советом. Наверное,  сам знает, как бывает трудно один на один с проблемами. Доброй души парень.

Но сегодня репетитор не в настроении, не  в состоянии поддерживать легкий трёп, силы кончились, да и ждет она уже целый час, когда же наконец ученик соблаговолит уделить внимание математике:
 
- Нет.  Своим я тебя даже и представить не могу.

Ученик погрустнел. Наверное, обидела.

- Ты знаешь, я обнаружила, что могу спокойно терпеть фокусы учеников ровно шестьдесят минут. Точно по часам. Но на шестьдесят первой минуте могу сорваться.  На той неделе сорвалась.  Поступила непедагогично. Пришлось матери ученика в этом признаться.

- А что вы сделали?

- Ничего особенного. Александр Сергеевич П дурил целый час, под конец все-таки решил одну задачу. Я ему говорю – решай следующую, а он завелся как заигранная пластинка -  «А что не так? А что не так?». Всё так. Решай. «А что не так? А что не так? А что не так?». Чувствую, сейчас взорвусь. Убить могу. Взяла и молча  перечеркнула крест-накрест всё, что он нарешал.   Процарапала бумагу насквозь. Что делать? Листок испорчен. Пришлось выдрать и порвать на части.

Александр Сергеевич П оч-чень удивился. Но дурить не бросил. Стал нанизывать клочья на ручку и изображать, что этой конструкцией пишет.  А что можно писать, когда ничего не видно? Меня опять нехорошо замутило. Отобрала ручку, собрала  клочки бумаги, смяла и засунула ему за шиворот. Он опять оч-чень удивился. Тут урок кончился.

Ухожу, мать догоняет, за дверь со мной вышла. «Что с Сашей? Он какой-то не такой». Честно во всем призналась. Повинилась, что поступила непедагогично, обидела.  Мама ответила, что Саша  такое с юмором воспринимает, не  мог обидеться. Нет,  мне кажется, что обиделся! Позвала Сашу, вышел красный как рак.  Попросила прощения, типа,  я так не могу, давай мириться. Мирились на мизинцах. Пришлось погладить по голове, сказать, что он самый умный и талантливый. Но всё равно,  голова потом гудела, как трансформаторная станция.  Думаю, что у Саши тоже. Следующий урок пропустили.

- И знаешь, я поняла, что  терпеть целых шестьдесят минут больше не смогу.  Вчера только сели заниматься, Сашка локтем мой локоть со стола начал спихивать, как обычно. Он один раз меня толкнул, а я, ни секунды не раздумывая, десять раз, пока он со стола не свалился. «Ирина Юрьевна! Так не честно! Всего вторая минута пошла! До шестидесятой далеко, а вы уже?!».

На лице слушателя  недоумение.

- Нет,  руки я не распускаю. Только локти,- смеётся рассказчица.

Валерий удивлен не меньше Саши:

- А вы же говорили, что чужих детей бить и обижать нельзя, даже трогать нельзя, в тюрьму посадят?
- Вот и Саша мне об этом напомнил. Я подумала, подумала и решила:  «Пусть сажают! И вообще, у тебя свидетели есть? То-то!  Даже в суд пойти не можешь».

- Нет, тебя я трогать точно не буду, - на всякий случай обещает репетитор, -  мы с тобой взрослые люди, это  только с Сашей приходится играться как в песочнице.  Ну что, открывай вариант, будем заниматься?

Валерий под большим впечатлением, совершенно проснулся, можно приступать к задачам.

Юрьна очень надеется, что ей больше не придется "водить дружбу" со своими трудными любимчиками.

Надеется, что Валерия Сергеевича Х  переведут в театральную школу, в более подходящее место, туда, где ему будет  не скучно жить и учиться.

Александр Сергеевич П  будет сам ездить на курсы, потому что его мама решила больше не развращать ребенка приходящими репетиторами, не продлевать неразумное детство до бесконечности.

Время сделает своё дело, расставит всё по своим местам.   Каждый ученик найдет своё место.

Репетитору очень хотелось бы в это верить, потому, что всем ученикам  она желает настоящего человеческого  счастья, без дураков.

продолжение -   http://www.proza.ru/2015/09/01/1250



 


Рецензии
Ирина, как, наверное, хорошо подросткам с вами общаться. Я искренне рада за тех, у кого есть такая возможность. А математика... ну, что поделаешь, не всем дается... Зато вам прекрасно удаются рассказы о ваших учениках. Потому, что с любовью.

Мария Купчинова   28.09.2015 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария, за добрые слова!

С теплом,

Ирина Литвинова   28.09.2015 17:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.