Исмаил сын Мухаммада ал-Йараги - богослов

АЛ-ЙАРАГИ, АЛ-ХАДЖЖИ-ИСМА‘ИЛ ИБН МУХАММАД АЛ-ЙАРАГИ АЛ-КУРАЛИ (1810–1904) — муршид, хафиз, дагестанский учёный, преподаватель медресе (мадраса), сын известного учёного и идеолога народно-освободительного движения в Дагестане Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838). В течение около двадцати лет он занимал должность главного кадия (кади ал-кудат) Кюринского округа Дагестанской области.

О нем пишут, в частности историк ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), приходившийся Исма‘илу ал-Йараги племянником, и Назир ад-Дургели (ум. 1935). Ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910) называет его в числе лучших ’алимов Дагестана: «Сын именно этого Эфенди (Мухаммада ал-Йараги — прим. автора) и есть упоминаемый Хаджи-Исма‘ил-Эфенди, который усвоил полностью все науки в обучении у своего отца и у прочих учёных Дагестана, много лет занимался в своём селении преподаванием, а потом в течение около двадцати лет был кадием в Кюринском окружном суде. В настоящее время, потеряв способность к мирской службе, он занялся благочестием у себя дома. Он набожный человек, достигший восьмидесяти лет жизни и ожидающий во здравии и покое, что ’Аллах Всевышний продлит срок его праведной жизни, да хранит его ’Аллах Всевышний в благоденствии и почёте».

Сохранился написанный Исма‘ил-Эфенди биографический очерк Мухаммада ал-Йараги. ’Исхак, младший брат Исма‘ила, был, по словам ал-Алкадари также «глубоким учёным». В работе востоковеда из г. Дербент Мирзы Казем-бека (ум. 1870) «Мюридизм и Шамиль» приводятся слова имама Шамиля который сказал: «Хаддис-отец и Хаддис-сын весьма учёные мистики в Дагестане». Несмотря на тот весьма странный факт что известнейшему востоковеду не было ничего не известно об наставнике имама Шамиля — Мухаммада ал-Йараги (так Казем-бек пытаясь идентифицировать в своей работе обоих «Хадиссов», пишет, что «такого имени на Востоке мы не знаем; в первый раз я слышал его от Шамиля») по общему мнению здесь в тексте идёт речь об Мухаммаде ал-Йараги и его сыне Исма‘иле ал-Йараги.

Причём оба учёных со слов Шамиля названы — муршидами: «После Мансура нам извест¬ны имена Мухаммада Хасс-Мухаммада, Хаддисов и Джамал ад-Дина, которые в Куринском и Аварском ханствах при¬готовляли поприще нынешнего муридизма. Хаддисы, отец и сын, были муршидами и имели много муридов. Джамал ад-Дин кумыцкий был сильный муршид, имевший в числе своих многочисленных мюридов самого Кази-Муллу». Эпитет «Хаддис» в данном контексте использован не как имя собственное или фамилия, как, видимо, считал Казем-бек, и не в прямом смысле слова «хадис», а в усечённой форме слова «мухаддис», то есть человек, сведущий в науке о хадисах, глубоко разбирающийся в системе оценки степени достоверности хадисов, со своими специфическими критериями и терминологией. Называя этим словом своих учителей, имам Шамиль ал-Гимрави (ум. 1871), ставший уже пленником, в доверительной беседе с прославленным учёным, возможно, полагая, что тот знает, о ком именно идёт речь.

Среди скупых сведений о Хаджи-Исма‘иле ал-Йараги необходимо особо отметить два стихотворения лезгинского поэта Етима Эмина (ум. 1884): «Груша» и «Благословенный Исма‘ил». Также известны его деловые письма, адресованные окружному судье Кюринского округа (стихотворец работал судьёй в селе Ялцуг под началом Исма‘ила). До потомков дошло одно письмо и самого Исма‘ила, в котором он поручает Эмину разрешить определённые судебные дела. Эти письма свидетельствуют о том, что отношения этих двух служителей правосудия не ограничивались лишь кругом деловых вопросов. Эти документы красноречиво подтверждают тесные дружеские связи между начальником и подчинённым, несмотря на внушительную разницу в их возрасте.

Хаджи-Исма‘ил-Эфенди называет Эмина «моим драгоценным сыном». Такой же огромной любовью, благоговением отвечает и поэт. Вдобавок к этому Эмин смело называет Хаджи-Исма‘ила и «моим другом». А в посвящённых ему стихотворениях поэт расширяет масштаб своих высоких эпитетов, обрисовывая своего героя и как «пожертвование справедливости», и как «счастье нашей страны», и как «достигшего совершенства мюршида» и т. д.

Следует добавить, что родству их душ предшествовал тот, несомненно, основополагающий факт, что отец Е. Эмина — Севзихан (Савзихан), умерший, когда сыну было пятнадцать лет, числился среди муридов, последовавших за Мухаммадом ал-Йараги во время гонений на него и друживших с его сыном. Из стихов классика лезгинской поэзии мы также знаем тахаллус (псевдоним) Хаджи-Исма‘ила ал-Йараги — Забийулла (араб.; — букв. «Жертва, выбранная Господом») — прозвище, восходящее к кораническому сюжету жертвоприношения Исма‘ила. Наличие псевдонима даёт основание предположить, что сын великого шайха имел отношение и к литературной работе. Сравнительно недавно стало известно, что Исма‘ил-Эфенди ал-Йараги написал биографический очерк о своём отце «Тарджамат хал аш-шайх Мухаммад б. Исма‘ил ал-Йараги ал-Курали» («Биография шайха Мухаммада, сына Исма‘ила ал-Йараги ал-Курали»).

На надмогильном памятнике Хаджи-Исма‘ила ал-Йараги в сел. Верхний Яраг (лезг. Вини Ярагъар, ныне урочище Магарамкентского р-она) высечена арабская эпитафия, полный текст которой гласит: «Каждый, кто на ней (т. е. на Земле), исчезнет. Усыпальница шайха, выдающегося ученого, хафиза (т. е. знающего Коран наизусть), совершившего обряд хаджа (ал-хаджж) Исма‘ил-эфенди, сына шайха, хафиза Мухаммада-эфенди, сына Исма‘ил-эфенди, сына Малла Шайх-Камала, сына Нузура ал-Йараги, — да освятит Всевышний Аллах их могилы, да будут освещены их могилы! Он умер (буквально: «забрал его Всевышний ’Аллах») в месяце сафар 1322 г.» (т. е. между 17 апреля и 15 мая 1904 г. по григорианскому календарю). Здесь важно привести ещё одну надгробную надпись, обнаруженную в селе В. Яраг:

«Это — могила блистательного ученого Мухаммад-Эфенди — сына великого ученого, Хаджи-Исма‘ил-Эфенди — сына гордого ученого, знавшего Коран наизусть, мухаджира, накшбандийского изгнанника, известного, несравненного навеки шайха Мухаммад-Эфенди — сына ученого кадия Исма‘ил-Эфенди — сына ученого Шайх-Камала-Эфенди». Как видно, речь идёт о сыне Исма‘ил-Эфенди ал-Йараги, названного в честь великого деда, также, с особым уважением, упомянутого в этой надписи. Внук Мухаммада ал-Йараги, предположительно, родился после смерти деда. У Исма‘ил-Эфенди был еще и второй сын по имени Малла Мухаммад ал-Йараги (ум. 1902/03).





Автор: ‘Али Албанви





Литература

1. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных. Дагестанские учёные Х-ХХ вв. и их сочинения / Пер. с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. — М.: «Марджани», 2012. — 445 с.


Рецензии