1500 фантазий 3. Крупные произведения. Обзор и топ

В третьем обзоре фэнтези июля-2015, как и обещано, речь пойдет о произведениях объемом от 80 тыс.знаков и выше (в формате Ворд), причем произведениях завершенных – повести и романы по преимуществу, хотя встречаются и более развернутые формы. Но немеряной длины саги и эпопеи в подавляющем большинстве своем войдут в следующий, последний обзор "незавершенки" – поскольку есть у объемистых сказаний и мифов такое свойство: будучи начаты, они не будут кончены никогда.

Порою кажется, что писательская работа писателей портала, по крайней мере тех, что пишут фэнтези,  проходит под девизом "Догнать и перегнать Толкиена" – по объему эпоса, разумеется, а не по его качеству. Даже те немногие книги, которые, казалось бы, благополучно завершены в июле и, тем самым, попали в сегодняшний шорт-лист, на самом деле оказываются лишь самой маленькой матрешкой в составе "ну очень" большого набора. Не буду называть автора и сам роман, поскольку в финальную десятку он так и не вошел, но завершенный фрагмент в 118К букв  явился лишь третьей его книгой, причем 4-ая уже начата. И в целом роман занимает 2М знаков, и продолжение следует.

Причем, вы-таки будете смеяться, и это еще далеко не всё: упомянутый роман – четвертый в серии, и об общем размере данной "опупеи" можно только догадываться. Воистину прав был Козьма Прутков: "Если у тебя есть фонтан, заткни его! Дай отдохнуть и фонтану"… Но довольно о грустном, оставим писательскую мегаломанию для последнего, четвертого  обзора. В сегодняшний же шорт-лист "завершенной крупной прозы" попало 26 повестей и романов. О них и поговорим.

Что помешало попасть в топ-тен тем произведениям, которые туда не попали? Прежде всего, как сказано – неумение вовремя остановиться. Текст наматывается на читательские глаза, словно спагетти на вилку - метр за метром, мегабайт за мегабайтом, и, опустившись на 50 или 100 страниц ниже, видишь все тех же героев, описанных все теми же словами и практически в тех же ситуациях, только географические названия поменялись. То есть главным героем всех этих сочинений, к какой бы расе он не принадлежал и каким и бы супер-способностями не обладал, является все тот же Белый Бычок. Именно поэтому, в частности, чуть-чуть не дотянул до "десятки" интересный, в общем-то, роман Ивана Федораева "Дом четырех зверей", в котором есть и облегчающая понимание сюжета карта мира, и заметно оживляющие текст стихи и песни… Сам грешен мультимедийностью и не могу не оценить многогранность таланта Ивана, но вот проходит пятьдесят страниц, потом еще пятьдесят – а песня все та же.

Следующий смертный грех писателей-фантазеров – это занудность и косноязычие. Бесконечные "я-я-я" или "она-она-она", скудость авторского лексикона и равномерная прямолинейная композиция, в полном соответствии с законами Ньютона, для продолжения письма никакой силы не требуют. Параллельно превращая текст из Литературы в классический "пересказ сюжета своими словами". Автору-то интересно, он полностью внутри темы…

Но и сюжет зачастую тоже оказывается донельзя стандартным. Особенно это касается типичного "дамского"  фэнтези с молодой, наглой и сексуально неотразимой героиней, посреди Средиземья или там Земноморья щеголяющей супер-пупер-словечками сегодняшнего молодежного лексикона. Как, например, в романе Галины Очеретяной "Горящая путевка в мир иной", тоже чуть-чуть не дотянувшей до моего топ-тена, несмотря на сочный язык и приятную, нелинейную композицию. Все это было, увы, и было не раз. А чтобы попасть в верхние строчки рейтинга, недостаточно быть "не хуже других": надо быть лучше, заметно лучше и гораздо лучше.

Так где же вы, лучшие авторы и произведения июля в формате "Завершенные крупные произведения"? Но вот, наконец, критик элегантным жестом вынимает из своей колдовской шляпы долгожданного кролика. Voila!

Десятое место в моем персональном и донельзя субъективном рейтинге – сюрприз, сюрприз! – разделили целых два произведения, при этом похожие друг на друга не больше, чем "вода и камень, стихи и проза, лед и пламень":

10. Анастасия Пугачева, "Эльфийские сказки. Хранители Рассвета" - http://www.proza.ru/2015/07/24/1074
10. Дмитрий Михайлюк 1, "Наемники по-русски" - http://www.proza.ru/2015/08/10/768

В небольшой повести Анастасии Пугачевой подкупает, помимо краткости изложения, прежде всего фигура главного героя: мало того, что ненаследный принц, так еще и обреченный на династический брак – да еще и однополый! С ушастым сыном эльфийского короля!! Да еще и в пассивной роли!!! Но на какие жертвы не пойдешь ради блага отчизны... Ну а далее  как положено: враги, интриги, тролли, шаманы – и много-много голубого счастья в финале. Только вот гран-при Евровидения не хватает.

Зато роман Дмитрия Михайлюка, для начала, впятеро длиннее, и к тому же "Продолжение следует". Четверо крутых русских парней на бронированном внедорожнике – это вам не голубенький неженка-принц. И даже если "великолепную четверку" занесло в иные миры, они и там сумеют построить светлое будущее в одном отдельно взятом королевстве: архимагов приструнить, врагов порвать "как Тузик грелку", а принцесс и княжон ублажить по полной программе. Благо, что и маленький Большой Глюк всегда с ними. Александр Дюма отдыхает.

9. Андрей Мерклейн, "Хервуд Сероглазый" - http://www.proza.ru/2015/07/07/1913

Милая сказочка Андрея Мерклейна – самое большое из произведений сегодняшней "десятки": 800К символов, или 262 страницы убористым почерком. И герой прошлых веков, отложенный до лучшх времен творцами-хельдами, а вот теперь заново пробужденный к жизни поцелуем прекрасной принцессы... Ах нет, всего лишь ласковым прикосновением ладошки юной девы-беглянки невыясненного происхождения – не воровать же напрямую сюжеты у братьев Гримм?! Но банальность и даже сусальность сюжета с Предназначением и Сбывшимися Пророчествами искупается сочным языком, динамичным изложением и, разумеется, хэппи-эндом - пышным пирком да на свадебку. Романтичным читательницам просто не может не понравиться!

8. Геннадий Ищенко, "Прометей с востока" - http://www.proza.ru/2015/07/17/1167

"Ветер с Востока одолеет ветер с Запада", как учил нас Председатель Мао. Короче, типа Lux Orienti, но в исконно славянских традициях. Наш-то Глеб свой недаром ест хлеб: всех к делу приставит и счастьем одарит – и пшеков, и бошей, и эльфов, и таинственных"маозов". Причем свершит это при помощи пороха, воздушных шаров и фрезерных станков. Стимпанк-фэнтези в далеко не худшем варианте, с динамикой и драйвом – хотя и очень неровно по слогу: то ярко и сочно, а то занудно донельзя... Ну что ж, подкинем Геннадию еще уголька в паровозную топку его вдохновения и будем ждать новых книг!

7. Наталья Романова Ни Но, "Аз есмь или Почти Хранитель"- http://www.proza.ru/2015/07/31/854

Нет правил без исключения. Казалось бы, к роману Романовой приложимы все те нелестные эпитеты, которыми я наделял выше т.н. "дамское фэнтези", а вот поди ж ты! Приятный язык произведения, не самый тривиальный сюжет с Библиотекой вместо привычных замков или храмов, динамика и саспенс, продуманная интрига – и вот Наталья уже на седьмом месте моей Десятки лучших. Хотелось бы большего, конечно. Но, как любит выражаться главная героиня романа, она же почти хранительница, "Ничего, старый хрыч, потерпишь."

6. Неда Гиал, "Нареченная призрака" - http://www.proza.ru/2015/07/27/1566

Любовный роман в фэнтези-антураже – жанр весьма популярный. Но Неда Гиал разрабатывает свою тему со вкусом и не спеша, в очень славянском интерьере (только вот эльфы чуть чужеродно звучат посреди упырей, мавок и прочих колвершей).  Да и судьба у глав.героини достаточо необычная. Читается приятно и с интересом, особенно когда знаешь  с самого начала, что счастливый конец гарантирован – и роману, и самой герои... Поручик Ржевский, ма-а-алчать!!!

5. Мелиус Медичи, "Хозяева прогоняют гостей" - http://www.proza.ru/2015/07/08/172

Дело "Гринпис" живет и побеждает. Спасем наш девственно-чистый лес... то есть, тьфу, мир! – от наглых захватчиков и насильников. О которых, впрочем, то, что они захватчики и насильники, известно исключительно со слов автора и его глав.героев. Но нам ведь доказательств не требуется, мы же и так знаем, что правы?

У Мелиуса Медичи, говоря его же словами, "фазовый сдвиг по тринадцатому континууму реостатического характера", но впечатления от текста это не портит, даже наоборот. Очень своеобычный, узнаваемый и ни на кого не похожий слог, читается с интересом и с удовольствием... Я много писал о "шизофреническом реализме" применительно к поэзии, но вот это направление добралось наконец и до фэнтезийной прозы. Тихо шифером шурша.

4. Екатерина Горбунова-Мосина, "Вопреки обыкновению" - http://www.proza.ru/2015/07/12/1104

О людях, обращающихся в драконов – или о драконах, обращающихся в людей, - не писал, кажется, только ленивый. Но Екатерине Г.-М. удается сделать это с очаровательным наивом, в жанре едва ли не дадаизма.

Да, слог  неровный, но в лучших моментах чист и затейлив, полнится богатой лексикой. Тут есть интрига, загадка, внутреннее напряжение... Хотя порой на смену им и приходят обычные девичьи мечтания в фэнтези-антураже, когда кусты под стенами замка так и полнятся роялями. Но попытка совместить  магию и технику в едином мире сама по себе заслуживает интереса. Мечты, мечты, где ваша сладость?!

3. Инна Беляцкая, "Жрица храма иллюзий" - http://www.proza.ru/2015/07/15/399

Вот это круто! Новоявленная Мата Хари из числа высших демонов - это вам не Мэри Сью какая-нибудь. Чай, престол-отечеству служим, наркобаронов к ногтю прижимаем...

Яркий запоминающийся язык, ненавязчивый юмор, продуманная композиция. А этого мальчика, если понравился, быстренько берем в мужья, и пусть он только пикнуть попробует!

2. Евгений Кригер, "Шип розового куста" - http://www.proza.ru/2015/07/25/209

Вообще-то розовые кусты не шипят. Но если уж имя тебе Dorn, то бишь "колючка" по-немецки,  то никуда не денешься – и сражаться научишься, и с магией познакомишься, и принцессу какую осчастливишь при случае... Написано ярко и умело, читается с интересом и без уставания. А дальше – ждут нас новые приключения, новые интриги, новые читатели.

Короче, жил-был герой. Благородный муж и воин, как и переводится на русский "Евгений Кригер".

И, наконец, лучшее произведение в номинации "Крупные формы – завершенное". The winner is…
Все застыли в ожидании...

1. Таэ Серая Птица, "Дневник" - http://www.proza.ru/2015/07/24/657

Вообще говоря, в японской культурной традиции "Хототогицу" – серая кукушка – это символ Смерти, безжалостный и скорбный вестник Её. Учитывая ник автора и обозначенную на ее странице паспортную фамилию, поневоле ожидаешь чего-нибудь мрачного и некрофилического. Однако же – сюрприз, сюрприз! – смертельного в "Дневнике" не обнаруживается ничего, а японского – ну разве что оголтелый инцестуальный "яой".

Если высокочтимая Таэ задалась целью нарушить все каноны фэнтези разом, то это ей блистательно удалось. Мы начали сегодняшнюю "десятку лучших" с голубого героя – таким же и закончим. Причем принц Эгберт не просто делит ложе со своим, как выяснилось впоследствии, старшим братом, но делает это "добровольно и с песнями". Потому как рохля, мямля, ботан и фрик. Ideal submissive, что называется.

Однако же в слабости – сила. И пройдя через все отпущенные судьбой испытания и уступая едва ли не всем, под кого попадется, в итоге Эгберт обнаруживает себя полноправным властителем могущественной страны, мужем прекрасной девушки и отцом двоих детей. Этакий вот "Король поневоле". А кроме предельно необычного сюжета, подкупает и приятный язык повествования, и мягкий юмор, и многое другое, что понимающий прочтет между строк. Чего и вам желаю.


Рецензии
Спасибо, даже если нет времени читать что-то объемное, всегда можно взять себе на заметку на будущее, и такие обзоры как у вас очень помогают. Все четко, по делу, серьезность и юмор в нужных пропорциях. Буду ждать продолжения.

Ксения Лазорева   23.08.2015 23:03     Заявить о нарушении
Уговорили, Ксения - сделаем.

Юрий Циммерман   23.08.2015 23:46   Заявить о нарушении
Удивляюсь, как раньше проходила мимо. Тысяча извинений!

Ксения Лазорева   23.08.2015 23:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.