А. Перес-Реверте. Королева Юга - Впечатления от пр

Что значат чернила  и бумага в книге?
Значима мудрость книги, но она вне вещности.
А. де Сент-Экзюпери. Цитадель.

Артуро Перес-Реверте – испанский писатель из Картахены, долгие годы работал военным журналистом, освещая места боевых действий и военных конфликтов на Кипре, в Ливане, в Анголе, в Ливии, Югославии. Он не понаслышке знаком с буднями и бытом солдат и его сцены военных сражений необыкновенно реалистичны как раз именно поэтому.

Впрочем, из серии его романов меня лично привлекают больше как раз не истории военных сражений, пусть даже и с хорошей исторической основой. Этого автора я больше люблю за его мистические детективы, с аурой тайны, загадки, за его неповторимый стиль и изысканное владение словом.

Наверное, самым известным его романом была и остается «Фламандская доска», в котором расследование убийства XV века переплетается с загадочными угрозами настоящего. К аналогичным романам стоит отнести еще «Тайный меридиан», «Клуб Дюма», «Кожу для барабана», «Шахматную доску» и «Королеву Юга».

Правда, детективы этого автора не назовешь классическими для жанра. Слишком много в них исторической канвы, слишком много подлинной изысканности в стиле, слишком много времени и усилий автор тратит на развитие характеров своих героев и их внутренний мир. Если хочется кровавого детектива с безумным action – то это запрос не по адресу.

Правда, сердце будет временами замирать и у этого автора, но тонкий налет мистичности здесь наброшен на вполне реальных людей из плоти и крови, с их мечтами и надеждами, горем и отчаянием. И люди в этих романах важнее детективного антуража.

Я долго думала, о каком романе написать. Все вышеперечисленные мне нравятся в одинаковой степени, а самого автора я неизменно называю одним из своих любимых писателей.

В итоге остановилась на «Королеве Юга». Окончательный аргумент, возможно, выглядит даже несколько нелепо. Я вспомнила о том, что именно в этом романе я впервые прочитала свою мысль, выраженную другим человеком столь ясно, что я не могла бы сделать этого лучше ;.

Я всегда была уверена, что каждая прочитанная книга нас изменяет необратимо и властно.

Мы становимся другими, едва переворачиваем очередную страницу. Входя в мир, созданный автором, мы потом навсегда сохраняем пропускной билетик, и этот мир незримо и неощутимо навсегда остается с нами, хотим мы того или нет.
Даже если имена героев давно позабыты, если автор не близок по стилю и мировосприятию – мир прочитанной книги держит для нас свои двери всегда открытыми.

Он влияет на нас, на наши решения, поступки, на наш характер и наши стереотипы.
Всегда мне эта моя убежденность казалась несколько эксцентричной, я думала, что людей, которые придают такое же большое значение прочитанным книгам, попросту не существует. Я – единственный уникальный экземпляр ;.

И вот, прочитав роман «Королева Юга», я поняла, что у меня есть единомышленники из числа уважаемых мною авторов.

Мы никогда не остаемся с книгой наедине, не правда ли? Каждая страница напоминает нам какой-нибудь прожитый день и помогает воскресить те чувства, что его наполняли. Счастливые часы отмечены мелом, печальные — углем…
А. Перес-Реверте. Клуб Дюма

Итак, «Королева Юга». Надо сказать, что роман в момент своего издания был достаточно скандален, поскольку основой сюжета является биография совершенно реального персонажа – женщины, создавшей легендарную наркокорпорацию.

Да, она создала в восточном Средиземноморье самую настоящую корпорацию по перевозке наркотиков. Женщина, она сумела подчинить себе сильных мужчин и контролировать бизнес, в котором женщинам до нее не было места.

Размах ее деловой хватки впечатляет. Ее сделки, умение договариваться, умение жестко настоять на своем – потрясают воображение.

Но самое главное, конечно же, не это. Все живые легенды – сначала просто люди. И они живут свою жизнь, в боли и радости, как и все прочие.

Тереса Мендоса пережила смерть своих мужчин, она оплакивала свою любовь и находила в себе силы снова подняться и идти дальше. Ее воля к жизни помогала ей не раз и не два выживать в самых страшных обстоятельствах.

Сильные личности всегда нас привлекают. Лидерство, в чем бы оно ни выражалось, тянет наше внимание, как магнит, мы жадно вслушиваемся в любую информацию о таких людях, мы иногда стремимся скопировать их слова, жесты и манеру поведения. Мы словно антенна, нацелены на прием сигналов о них – любого рода и качества.

И однажды такие люди становятся живыми легендами. Или мертвыми. Смотря по обстоятельствам. Что придает им еще больше власти над чувствами оставшихся в живых.

"...Я всегда полагал, что мексиканские наркобаллады – просто песни, а «Граф Монте-Кристо» – просто роман. Так я и сказал Тересе Мендоса в тот последний день, когда она, окруженная телохранителями и полицейскими, согласилась принять меня в доме, расположенном в районе Чапультепек города Кульякан, штат Синалоа. Упомянув об Эдмоне Дантесе, я спросил, читала ли она эту книгу, а Тереса лишь молча посмотрела на меня таким долгим взглядом, что я начал опасаться, как бы наша беседа на этом и не закончилась. Потом повернулась к дождю, хлеставшему по стеклам, и – не знаю, была ли то тень серого света, сочившегося в комнату через окно, или отсутствующая улыбка, – ее губы сомкнулись в странную, жестокую складку.
– Я не читаю книг, – сказала она.
Я понял, что Тереса лжет, как, несомненно, лгала много, очень много раз за последние двенадцать лет.
Мне однако не хотелось задавать неуместные вопросы, поэтому я сменил тему. Пройденный ею долгий путь – туда, потом обратно – включал в себя этапы, интересовавшие меня куда больше того, что читает женщина, сидевшая передо мной, – после того, как восемь последних месяцев я шел по ее следам. …"

"…Кроме того, мы, писатели, пользуемся одной привилегией: те, кто нас читает, с удивительной легкостью принимают нашу точку зрения. Поэтому тем дождливым утром в Кульякане я знал, что женщина, которую я наконец-то вижу перед собой, больше никогда не будет подлинной Тересой Мендоса: уже иная, частично созданная мною, она подменит ее собой и станет той, чью историю, неполную и противоречивую, я восстанавливал, выцарапывая буквально по кусочку у тех, кто знал, любил или ненавидел носящую это имя..."

Сама личность Тересы Мендоса невероятно привлекательна. Но в сочетании со стилем и мастерством настоящего Писателя (с большой буквы), она просто завораживает.

И знаете, этот неповторимый уникальный стиль Артуро Перес-Реверте, обманчиво неспешный, когда кажется, что вроде бы ничего не происходит – и при этом происходит, разворачивается перед глазами целая жизнь.

Он всегда очень последователен в создании характеров своих персонажей. Закрыв книгу, испытываешь ощущение, что лично знаком с реальным человеком и можешь при случае к нему обратиться.

Артуро Перес-Реверто умеет овеществлять свои сюжеты, делать их живыми во времени и пространстве, если Вы понимаете, о чем я; Впрочем, понять не трудно – достаточно всего лишь прочить его роман. ;


Рецензии