Шесть секретов княгини

Появившись на свет с клеймом незаконнорожденной, Мария Клавдиевна Тенишева (Пятковская, 1867-1928) нашла в себе силы порвать путы сословных устоев. Вместо сонливости живших в роскоши и самодовольстве людей ее класса, она строила церкви и училища для бедных, развивала художественные ремесла, помогала художникам и собирала ценнейшие коллекции. Современники называли ее «гордостью всей России».
 
Неведомое страшит лишь до поры

В детстве Марию пугает огромный тенистый сад в имении Новом, густые заросли меж толстых стволов деревьев. Но с каждым днем она уходит туда все смелей и дальше. Робкими шагами, на цыпочках, затаив дыхание, пробирается она, прислушиваясь к каждому шороху и вздрагивая от неожиданно хрустнувшего сучка под ногой, из-за вспорхнувшей птицы. Иногда ей становится так жутко, что она опрометью бежит обратно. Но с каждой новой попыткой страх замещается радостью и заросли становятся ее друзьями. Она сидит там одна на своем пеньке, слушает, как  кругом все дышит, копошится, живет... и открывает секрет настоящего счастья!

Ищи, пока не найдешь

В городе Мария исследует неведомую жизнь, тайком пробираясь в большущую библиотеку отчима. Читает в ней все без разбора, пока не отыскивает сочинение Фомы Кемпийского «О подражании Христу». В нем она находит ответы на все свои духовные запросы и берет нравственные уроки. Теперь в тяжелые минуты у нее всегда есть отрада и опора, и она совсем не чувствует себя одинокой. Впоследствии уверяет, что всем, что созрело в ней положительного, она обязана исключительно этой книге и своей настойчивости.

Когда надо, умей сказать «нет»

Мария страстно хочет «разгадать жизнь, заглянуть вперед, завоевать что-то». Но словно непролазный бурьян, дорогу ей преграждают условности и привычки общества, карты, скачки, балы и парады. Ее душа находит выход в пении. Голос у нее хороший, педагог И.П. Прянишников советует ей учиться. Она продает часть своей домашней обстановки и, вопреки жесткому протесту мужа и родни, уезжает со своей маленькой дочкой в Париж. Там в классе у Маркези, как бывало в саду на пеньке, вновь находит счастье. Школу посещают такие музыканты и композиторы, как Гуно, Амбруаз Том, Антон Рубинштейн, и учеба дает результаты. После одного из концертов Марии Клавдиевне предлагают ангажемент – концертное турне на шесть месяцев в Барселону и Мадрид. Но, не желая входить с собой в сделку, она говорит: «нет!» Пению она научилась, теперь ей до боли хочется посвятить себя какому-нибудь благородному делу!

Полезным можно быть, не бывши знаменитым

Переехав с мужем, богатым акционером литейных заводов, в Орловскую губернию, в город Бежецк, княгиня Тенишева глубоко вникает в заводскую жизнь и не успокаивается, пока не преображает жизнь десятков тысяч рабочих. Она организует народную столовую, в которой за малую плату рабочие получают свежий стол, горячее питание, где могут обогреться и отдохнуть. В столовой она устраивает сцену, где организует концерты, спектакли и цирковые программы. С трудом, но добивается введения возрастного ценза, и на завод берут юношей не моложе семнадцати лет. Для ребят она устраивает ремесленное училище и открывает при нем вечернее отделение. Когда мест не хватает, добивается строительства нового здания на двести человек. В 1896 году, когда после трехлетней волокиты из Министерства народного просвещения все же приходит утвержденный устав, Тенишева уже празднует первый выпуск. Помимо всего, она добивается для рабочих права на аренду земли и пособия для постройки жилья!

Главное – сохранить индивидуальность

При множестве забот не забывает княгиня и о заветном желании - заняться эмалью. Оно приводит ее вновь в Париж. И хотя интересующий ее способ «выемчатой» эмали заброшен с XIII века и секреты утрачены, она не сдается. Оборудует мастерскую и работает по восемь -десять часов, не сходя с места. У нее нет ни руководства, ни специальных инструментов. Все, в том числе и язык, она воссоздает заново. Совершив настоящий подвиг ученого-химика, получает двести тонов непрозрачной эмали! Выставка ее работ проходит в Национальном обществе изящных искусств. За это ей присваивают звание Деятеля народного образования Франции, о ней пишут газеты, известные ювелиры предлагают участвовать в совместных проектах. Она же едет на Родину. В 1916 году защищает с золотой медалью диссертацию «Эмаль и инкрустация», получает звание ученого археолога и предложение занять кафедру по истории эмалевого дела.

Усилия никогда не пропадают даром

С болью наблюдая, как у нас утрачиваются целые периоды русского искусства, и новым поколениям негде и не на чем поучиться, Мария Клавдиевна создает в своем имении художественный центр. Там работают художники Репин, Рерих, Врубель, композитор Стравинский, поет Шаляпин. Там зарождается неорусский стиль. И княгиня всю жизнь собирает предметы русской старины. В 1907 году она выставляет эту коллекцию в Лувре. Выставку посещают семьдесят восемь тысяч человек. Через год в Париже повсюду встречаются русские мотивы «блуз рюсс»: в ювелирных изделиях, в дамской одежде… В последствии княгиня дарит эту коллекцию городу Смоленску. Она-то и стала основой первого в России Музея декоративно-прикладного искусства «Русская старина».


Рецензии
Великая женщина! Очень интересно. Спасибо.

Оксана Парзян   05.06.2016 18:47     Заявить о нарушении
Благодарен Вам за оценку

Алекс Росс   05.06.2016 21:46   Заявить о нарушении