C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Однажды в электричке

Из серии "Маленькие истории большой жизни"

     Что только не продают в наших электричках – от мороженого и чипсов до универсальных стеклорезов и икон. Вроде бы все, что душа пожелает, и все же ассортимент предлагаемых товаров со временем претерпевает изменения – появляются новые и исчезают напрочь отжившие вроде бы свой век. Но бывают и исключения, когда в процесс распространения вмешиваются органы и партийные интересы.

     В самом начале становления этой торговли в разнос, когда перестроечные процессы будоражили страну, и еще не причесанная под гребенку политической цензуры пресса цвела махровым цветом, по электричкам широко разносились газеты и журналы самых разных объемов и направленности. И брали их с охотой и в больших количествах, и живо интересовались новостями. И книги разносили, зачастую весьма интересные и в хорошем издании. Видимо, типографии и издательства, ранее финансируемые государством и перешедшие с приватизацией на самоокупаемость, стремились всеми силами выжить.

     А потом все как-то утряслось – свободная (на словах) пресса попала под контроль и цензуру власти, или олигархических и партийных структур, и в поездах начисто исчезла торговля напечатанным словом. Под занавес прекращения этого информационного канала сбыта произошел один из забавных эпизодов, который врезался мне в память, и которым хотелось бы поделить с читающей публикой. До сих пор жалею, что был неактивным его участником, а только сторонним зрителем.

     Время было летнее, вечернее, в преддверии выходных дней, и электричка под завязку была наполнена дачниками, спешащими на свои крохотные подсобные участки – времена были тяжелые, и народ не стеснялся изыскивать любые возможности и средства для выживания. Вот тут-то и нарисовалась в вагоне весьма колоритная личность – невысокая, коренастая, одетая в камуфляжные брюки и майку безрукавку цвета хаки. Короткая, ну очень короткая, стрижка и щетинистый подбородок, шрам ото лба на левую щеку через глаз, голые от плеча, руки в многочисленных и весьма выразительных наколках, не оставляющих никаких сомнений, что обладатель оных знает не понаслышке о жизни подконвойной в местах отдаленных. С внешним видом явно диссонировали веселые голубые глаза и хрипловатый, но приятный, баритон.

     – Дорогие граждане и гражданки, уделите мне минутку вашего драгоценного внимания, и вы не пожалеете, что волею судьбы, или случая сели на эту электричку. Я тоже по случаю и по молодости сел, и увез меня поезд в места отдаленные, таежные, где довелось мне пройти суровую школу жизненную, и узнать много интересного и нужного для выживания в наши нелегкие времена в любой, даже самой безнадежной, ситуации.

     Народ, привлеченный такой нестандартной формой обращения, явно заинтересовался новоявленной персоной. Шумный до этого вагон, начал потихоньку затихать.

     – Вот у меня книжка, – продолжил сиделец – в которой я записал много жизненно важных советов и приемов, о которых вы нигде больше не прочитаете, но которые помогут вам в трудную минуту.

     В руках у него, как по мановению волшебной палочки, оказалась довольно невзрачная книжонка в бумажном переплете, изданная по всей видимости не в типографии, поскольку представляла собой скорее всего блокнот, прошитый по корешку суровой ниткой, с внушающим доверие названием – «Школа выживания».

     Это было так необычно, что шумный до этого вагон настороженно и заинтересованно притих, ловя каждое слово экстравагантного продавца. Бывший зэк со стажем и, по всей видимости, не малым не просил помощи у уважаемой публики, а сам предлагал всем и каждому за весьма умеренную плату свой богатейший жизненный опыт.

     – Вы узнаете из этой книжки как безо всякой посуды, только в полиэтиленовом пакете вскипятить воду для чая, и как распилить стальную решетку с помощью простой суровой нитки.

     Настороженный по началу, народ заинтересованно зашевелился, полез за деньгами. Шутка ли – за какие-то копейки можно было узнать много интересного и практически полезного, что действительно может помочь выжить в этот нелегкий постперестроечный период.

     Книжки бойко расходились по рукам, а продавец медленно проталкивался в переполненном вагоне от тамбура к середине. Я сидел почти у противоположного конца вагона и с нетерпением ждал, когда же книготорговец доберется до наших мест. Мне не то, чтобы было тяжело в этой жизни, и требовались такого рода советы, но я с детства заразился невесть от кого неистребимой любознательностью, которая и сопровождала меня по жизни, втягивая в разного рода авантюры. А к тому же, в геологических экспедициях, в которые я выезжал время от времени, вдали от бытовых удобств и цивилизации, предлагаемый лагерный опыт мог быть поистине бесценен.

     Ждал я, ждал, и не дождался – два сотрудника милиции настигли книготорговца в середине вагона, решительно прервали бойкую торговлю, реквизировали товар, а самого продавца вежливо, но решительно, под руки вывели в тамбур. Умерла моя надежда и на этот раз удовлетворить свое неуемное любопытство. Народ, успевший приобрести ликвидный товар и уже увлеченно углубившийся в его познавание, видя такую ситуацию, живо попрятал книжонки, и милиция не смогла, а может и не захотела реквизировать проданное.

     Мало было у меня по жизни моментов упущенных и достойных от этого сожаления – этот один из них. Осталось неудовлетворенным любопытство – это одна из основных черт характера, ведущая человека по жизни. И с тех пор я стараюсь не ждать, когда что-то действительно интересное добредет до меня, а сам иду навстречу, чтобы это интересное достичь – так оно и быстрее, и надежнее.


Рецензии
Анатолий, вы правы лучше синицу в руках... Очень поучительная история из жизни большого города.

Наталья Славгородская   26.01.2017 20:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.