Честь имею! Часть 61. Армии нужны личности

Требуется личность

Образцового солдата, который грамотно владеет всеми видами оружия и боевой техники, мы можем подготовить быстро. Это я не для похвальбы. И не в упрек войскам, где подготовка солдата занимает большее время. Просто считаю необходимым подчеркнуть здесь два важных момента.
Первое: нынешнее общевойсковое училище по своим возможностям несоизмеримо далеко ушло от прежних пехотных школ. Второе: мы здесь готовим офицеров. Наш выпускник обязан уметь наилучшим образом организовать основные виды боя, провести бой и выиграть его с минимальными потерями. Такому искусству быстро не научишься.
Да, в боевой обстановке, на войне этому учились быстрее, чем в мирное время, но какой ценой? Ценой больших невосполнимых потерь! Та страшная школа не пошла бы нам впрок, если бы следующие поколения советского офицерства не научились на нашем опыте воевать лучше.
В период обучения большое внимание уделялось физической закалке будущих офицеров. Перед КПП училища проходит Военно-Грузинская дорога. По ней мимо БМП, воздвигнутой в честь офицеров и курсантов, погибших в боях за Родину, каждое утро устремлялись в сторону гор будущие командиры. Три километра туда и столько же обратно. Поначалу было тяжело, но постепенно молодые организмы эти нагрузки уже переносили спокойно.
Что было жизненно необходимо, но по-настоящему тяжело, так это выполнение задачи по бою за овладения перевалом. В горах вообще трудно передвигаться, а когда приходится это делать с полной боевой нагрузкой, то это тяжело вдвойне и втройне. Помимо этого горная подготовка включала и восхождение на ряд вершин Кавказского хребта, и прежде всего на гору Столовую (3008 м).
Наивысшие же нагрузки испытывали будущие командиры при совершении массовых восхождений на горы Эльбрус и Казбек. По всем правилам следовало их совершать постепенно, с должной акклиматизацией. Но это в нормальных условиях. В боевой же обстановке противник такой возможности может и не предоставить, и к этому надо было готовиться. Вот мы и готовились, совершая восхождения с выполнением ряда тактических задач и боевыми стрельбами.
В этих суровых условиях на практике проверялись слова, написанные в рапортах при поступлении в ОВОКДКУ: «Хочу быть в первых рядах защитников Родины».
В таких суровых условиях и ковались офицерские кадры для нашего Отечества, которым потом выпали суровые испытания на прочность в Афганистане и на Северном Кавказе. Вспоминается один из таких случаев. Подразделения командира батальона Э. Маги отрабатывали очередной захват и удержание горного перевала, как погода резко ухудшилась. Четверо суток на высоте 3500 метров шел дождь со снегом. Это не очень приятно при пронизывающем ветре, промокнув до нитки, согреваться только во время атак и за котелком с кашей.
По завершении выполнения учебных задач батальон спустился в долину и обнаружил, что все мосты по пути следования снесены, а дороги основательно размыты. Выбора не было, надо было форсировать реку Терек вброд. Первым в бурлящую реку пошел комбат, провалившись через несколько шагов по грудь в воду. Когда его стало сносить, двое курсантов, уцепившись за ремни друг друга, бросились ему на помощь, так все и переправились. К училищу роты подходили грязные, смертельно усталые, но с песней. Многие в эти дни поняли и ощутили на себе, что значит быть настоящим бойцом.
Большое внимание уделялось и тактической подготовке курсантов. С целью осуществления расчетов в нарушение всех норм положенности были закуплены счетные машинки, позволявшие производить расчеты выполнения боевых задач в максимально короткие сроки. За это «самоуправство» даже впоследствии мне пришлось иметь неприятности, но кто знает, сколько оно спасло жизней подчиненных воспитанников училища в горячих точках?
Над кафедрой физики висел плакат со словами маршала Баграмяна: «Первой сражается мысль». В своей практической деятельности мы реализовывали эту идею в жизнь. Кафедра тактики была увешана таблицами, схемами, графиками, помогавшими будущим офицерам принимать правильное решение. И курсанты проигрывали различные варианты решений. В экстремальных условиях боя этот навык нужен как никакой другой.
Обучались курсанты в стенах училища и мастерски водить и эксплуатировать боевую технику. Свободное, на грани дерзости обращение с техникой всячески поощрялось в училище. Потому что в боевой обстановке дерзкое и решительное использование всех видов машин и оружия оказывают решительное влияние на исход боя.
Как результат наши выпускники направлялись на командные должности в общевойсковые, танковые и артиллерийские подразделения, морскую пехоту, воздушно-десантные войска и везде прекрасно справлялись с поставленными задачами.


Рецензии