Субъективный отклик к интересной беседе

Вместо Пролога...

Здесь вполголоса любят, здесь тихо кричат
В каждом яде есть суть, в каждой чаше есть яд
От напитка такого поэты не спят
Издыхая от недосыпанья...
И в оправе их глаз только лед и туман
Но порой я не верю, что это обман
Я напитком таким от рождения пьян
Это здешний каприз мирозданья...


Майк Науменко писал дерзкие, но очень человечные и искренние стихи.
Что же касается понятия "мастерства", то попросту невозможно обвинить в неискушенности, или плохом владении слогом того, кто сочинил "Уездный Город N", или стал соавтором БГ в песне "Сталь".

Так вот, незадолго до своего ухода Майк пережил инсульт.
Потом (на короткое время) он даже сумел вернуться на сцену и спонтанно (как и всегда) сочинить несколько новых стихов.

Которые прочел друзьям на кухне в свой последний в этом Мире День Рождения...

Стихи эти внезапно оказались - наивными, чистыми и почти детскими, чего с Майком (до того, как он одной ногой побывал Там) никогда не случалось.

Конечно, столичная и питерская рок - тусовка, привыкшая к изысканным метафорам, упоению словом и кокетливому многосмыслию, вежливо помалкивала, не желая обижать Майка мнением о том, что его новые стихи - "слабые".

Это присказка без морали - если что)
Теперь - к сказке :)

***

Мои немногочисленные "друзья по литературе" на днях скинули мне 2 части очень интересного интервью.


Наверное, когда человек (в данном случае - Леонид Костюков) столько лет "варится" в литкругах; во многом - внутренне живет этим, то совершенно неизбежны (равно, как и простительны) - и заметный местами апломб, и порой резковатые оценочные суждения, например "литературный мир абсолютно справедлив".

Тут Леонид попросту упускает (или - не конкретизирует) известную диалектику: да, он справедлив ГЛОБАЛЬНО и рукописи, действительно, "не горят".

Но, в жизненных ЧАСТНОСТЯХ, помноженных на искаженные субъективизмы ситуаций и времен, он может быть несправедлив сколь угодно.
Самые простые примеры - Лермонтова и Булгакова при жизни не издавали.
СОВСЕМ...

***

Второй принципиальный момент - я абсолютно не понимаю, как (?!) можно - учить ли, преподавать ли - написание текстов и стихов.
Пускай даже обращаясь к проверенным, всемирно известным, но - ИНЫМ авторам и поэтам.
Это, по сути, вторжение в уникальный мир пишущего, и это - "непреподаваемо".
Хоть на литкурсах, хоть на факультете журналистики нужно выучить азы, не знать которые неприлично - вот и все.

Дальше - только САМ, и это единственный путь в творчестве.
Не в том смысле, что он "благородный", или "самобытный", а вообще, априори - ЕДИНСТВЕННЫЙ.

Я думаю, человек чуткий и внимательный - к себе, к окружающему Миру - не имеет "учителей", тем более - "наставников" в своем творчестве.
Есть авторы, коих он уважает; есть те, кого он понимает; есть, наконец, те, кем он зачитывается и цитирует наизусть.

Но это - любимые попутчики в несении личного Креста, но не учителя (в прямом понимании слова).
Потому что даже впитывая дорогое сердцу от любимых авторов, настоящий автор не создает копий - он творит ЛИЧНУЮ квинтэссенцию.
И, в этом бесконечном "размножении" сокрыты - и прелесть, и уникальность - подлинного творчества...

***

Я недавно задумался - а как мог бы прозвучать наивысший комплимент читателей для всех искренне пишущих людей...

Конечно, это не книги, не тиражи, или заумные восторги литкритиков.

"Тост" родился такой:

Однажды - пусть без повода и горя
А просто - со страниц родной Души
Ко мне на огонек зайдут герои
С которыми я столько пережил...

Вот это - самое важное.
ОТКЛИК, а не ОЦЕНКА.


В остальном (и соглашаясь, и не очень) - я получил от этого интервью огромное удовольствие...


Рецензии