Обвал

В августе 1980 года мы с женой Олей, сыном Мишей и дочкой Галей отдыхали в пансионате в прибрежном посёлке Кача, который расположен вблизи Севастополя. Пансионат, это громко сказано. Просто несколько строительных вагончиков, примкнувших к школьному двору. До пляжа идти недалеко, но он своеобразный – узкая полоска гальки, а над ней возвышается вертикальный обрыв глинистого грунта вперемешку с камнями, высотой до пятнадцати метров. Кое-где оттуда сочится вода. Спуск крутой, для безопасности ограждённый верёвками.

Первое время на пляже чувствуешь себя неуютно, опасливо поднимая голову вверх. Потом постепенно успокаиваешься. На пляже много людей, в том числе с детьми. Все купаются, загорают, играют. Рядом с нами занимают коврик женщина с мальчиком лет пяти-шести.

- На этом пляже не опасно? – спрашиваю у неё.
- Что вы! Если вы опасаетесь этой кручи, то напрасно. Она стоит здесь веками, и море её не размыло, - успокаивает она.

Мише четырнадцать лет, а Гале – девять. Дорвались до моря. А вода действительно чудесная, чистая и прозрачная, тёплая, но при этом освежающая. Из такой воды не хочется выходить, а когда её рассекаешь при плавании, мышцы радостно напрягаются, передавая восторг всему телу. Солёные брызги окропляют рот, и ты забываешь обо всём на свете. Впрочем, не выпускаешь из внимания детишек. Плавают они хорошо, но мало ли что.

Когда солнце начинает припекать, мы отправляемся в свой вагончик. Здесь готовим лёгкую еду, поедаем её и расслабляемся. К развлечениям помимо моря относится посещение воинской части с чудесным парком. На входе туда оборудован контрольно-пропускной пункт. Матросик проверяет пропуска, но не строго. Привык к отдыхающим. Главное, идти смело и с независимым взглядом. Есть в части магазинчики, но товары в них не лучше и не дешевле чем в гражданских. До войны здесь находилось знаменитое Качинское лётное училище, выпустившее многих прославленных лётчиков.

После четырёх часов мы вновь идём на морские купания. Дневная жара спала, отчего купаться становится приятнее. Народа меньше чем утром, значит, и простора больше. Лежишь на надувном матрасе, смотришь на проплывающие в небе облака, и тебя охватывают безмятежность и покой. Играем в карты в подкидного дурака, мальчики против девочек. Сильному полу достаётся трудней, поскольку слабый умеет так искусно мухлевать, что сразу и не заметишь.

Летят дни один за другим, в общем, почти одинаковые, но от такого отдыха почему-то не устаёшь.

Один раз под вечер я предложил сходить на море, однако дети увлеклись игрой со своими сверстниками и отказались меня сопровождать. Оля тоже нашла благовидную причину, чтобы избежать вечерних купаний. Поэтому мне пришлось идти на море самому.

Как обычно, в конце дня народа было мало. Обратил внимание на компанию из двух девушек и двух парней. Молодёжь веселилась и пела под гитару. По-видимому, они расположились на пляже с ночёвкой, так как поставили палатку у кручи.

Одна пара пошла купаться, в то время как другая осталась у палатки. Я тоже собрался купаться и захотел заплыть подальше от берега. Не успел я доплыть до буйков, как услышал за спиной лёгкий шум, напоминающий шорох, а за ним хлопок и плеск воды. Оглянулся назад и замер в ужасе. Часть кручи обвалилась как раз в том месте, где недавно стояла палатка. И тут раздался пронзительный девичий крик. Это кричала подруга той девушки, которая находилась рядом с палаткой.

Я немедленно повернул к берегу и поплыл изо всех сил. Картина была страшная. Обвалилось столько породы, что она завалила не только часть пляжа, но даже частично обрушилась и в море. С обеих сторон пляжа к обвалу сбежались люди.
Первой моей мыслью было – надо срочно выкапывать пострадавших. Но руками это сделать невозможно.

- Надо срочно найти лопаты! – закричал я и собрался бежать наверх.
- Не торопись, молодой человек! – остудил мой пыл пожилой мужчина. – Тех, кого засыпало, уже нет в живых. Их просто расплющила порода. Даже, если представить, что они живы до сих пор, то воздуха им хватит не более чем на пять минут.

Как ни горько сознавать, мужчина прав, и ничем той паре уже не поможешь. Это жестокая несуразность. Только что здесь сидели молодые, красивые и здоровые парень и девушка, шутили и пели. А теперь их нет, а на месте, где они были, возвышается холмик породы. Этого не должно было случиться, но оно произошло. Прибрежные воды замутились глиной.

С девушкой, которая не пострадала, случилась истерика и вокруг неё хлопотала женщина, похожая на медсестру. Парень крепился, но было заметно, как он потрясён. Нелепый случай разделил обе пары на счастливую и несчастную, а ведь были возможны и другие варианты.

На весь вечер у меня было испорчено настроение. Хорошо, что из нашей семьи никто кроме меня не видел трагедию на пляже. Пострадать мог любой, кто находился на этом месте, в том числе и мы. Но, слава Богу, обошлось.

На следующее утро пляж был закрыт, выставили милицейский пост, а обвал никто не спешил разбирать. Скорее всего, местные власти знали о возможностях обвалов, но ничего не предпринимали, чтобы избежать несчастного случая. Хотя бы установили предупреждающую табличку. Говорили, что в прежние годы следили за состоянием кручи и обрушивали опасные участки, а потом махнули на это дело рукой.

На пляж мы стали ездить на автобусе в Орловку, расположенную в трёх километрах от Качи. Берег там пологий и песчаный.

Много лет спустя я вновь оказался в Каче. Ничто не изменилось, только была установлена предупреждающая табличка. Если кто пострадает, то сам и виноват.


Рецензии
Не радужные воспоминания, однако.

Дмитрий Сухарев   20.08.2015 15:58     Заявить о нарушении
В жизни разное случается и не всегда радостное, к великому сожалению.
С уважением,

Олег Маляренко   20.08.2015 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.