История. Старый пасечник

    ПРЕДИСЛОВИЕ
В ту деревню,за рекою,
Я рыбачить приезжал.
Про сторожку вековую
От старушек услыхал.

Что же это?Быль?Легенда?
Или,может, оговор?
Не давал мне всё покоя
Тот старушек разговор...

Как-то утром я решился:
Что тут долго говорить?
Золотистый мёд пчелиный
В той избушке попросить.

Долго тропка извивалась
И всё путала меня.
И со мной весна смеялась,
Подливая мне огня.

   Часть 1.ПАРТИЗАНЫ.
И со мной весна смеялась
Молодой своей листвой.
"Здравствуй,дедушка!Я малость..."
"Проходит в избу,не стой!"

"Слышал я,что люди хвалят
Золотистый Ваш редок..."
"Люди хвалят,значит,знают.
Ты давай,садись,сынок!.."

Заскрипели,плача,сени.
В крынку мёд старик налил.
На стене рога оленьи.
Дед махорку закупил.

Хата видом не богата:
Койка, стулья и комод.
И уже медку не рад я.
Любопытство меня жгет.

"Слышал я,старушки бают,
Был когда-то здесь отряд..."
"Люди много что болтают.
Редко правду говорят!

Вижу я - ты любопытен,
Не хотел я говорить...
Твой вопрос мне не обиден.
Расскажу я,так и быть!

Было это:годы,годы...
Только скинули царя.
И с мечтою о свободе
Жил народ,одним горя!

Я батрак был.Юный,сильный.
Подневолен был,но горд.
Как все русские,двужильный
И пришёл кровавый год.

Я сменил соху с неволей
На тяжёлое ружьё.
Слыша весть о лучшей доле,
Бились,чтоб найти её.

Никогда дожди не смоют
Этих пройденных наук.
Гибли мы.Умыли кровью
Не один зелёный луг..."

   Часть 2.РАЗВЕДКА.
"Понимаю,понимаю.
По истории учил.
Это,дедушка,я знаю..."-
Я неловко перебил.

"Сам же знаешь,не красиво!
И не сказка это.Быль!
Ты,сынок,нетерпеливый!
Впрочем,все вы таковы!.."

И забыв свою обиду,
Он продолжил свой рассказ:
"Много!Много позабыто.
И,видать,пробил мой час...

Наш отряд,в боях измотан,
Отступал с боями в лес.
Наступали белых роты,
Окружили всё окрест.

Побросали мы обозы,
Молча раненых несли.
Была осень.Ливни,грозы:
Нас они тогда спасли.

Набрели мы на деревню,
Где сейчас большой колхоз.
Ночь закрыла своей темью
Глаза,горькие от слез.

Хоронили умиравших,
Не забыть их никогда.
И сейчас могилы павших
Нам известны не всегда.

Командир меня в разведку,
Зубы сжав,вперёд послал.
Дал кобылу мне,двухлетку,
Чтоб про белых я узнал.

Утро тихо.Домик древний.
Долго ль лошадь привязать?
Я покрался по деревне,
Чтобы точно всё узнать.

 Часть3.БРЕДЕНЬ ВОЙНЫ.
Очень мне знакома хата:
Дом зазнобушки моей.
Ждут меня здесь "из солдатов",
Ждут,я знаю,поскорей...

Написала мне про сына:
Что живёт, растёт храбрец.
Щеки красные -малина!-
Что он вылитый отец.

Дернул створку у оконца:
Бывший ход мой потайной.
Утро светло.Скоро солнце.
Колыбель.Сыночек мой...

Полутёмным коридором
В спальню тихо я крадусь.
Мне обидно,будто вором!
Думал ли,что так вернусь?

Дверь дубовая без скрипа.
Наша койке.Офицер!
И она к нему прилипла!
Первым выстрелить успел.

Всю обойму револьвера
В них я выпустил.В двоих...
Видно,так судьба хотела.
Чтоб стрелял я утром,в них.

Много после походил я.
Заметала пыль дорог.
Где сыночек мой родимый?
Я его найти не мог.

Отшумела,отстрелялась
Та гражданская война.
С ней душа моя прощалась
И росла моя вина...

Да!Война проходит бреднем.
Обезлюдели места.
Сын пропал тогда без вести,
Как осенняя вода.

 Глава4." ВРАГИ НАРОДА"

Надломило меня горе.
Я не мог найти покой.
Все кричали:"Воля!Воля!"
Мне хоть в омут головой!..

По природе я не робок.
Жил греша.И не греша.
Было множество зазнобок,
По ней плакала душа.

Ни к чему мне были милки!
Продолжал её любить.
Всё ходил я на Могилёв,
Чтобы с ней поговорить.

В час восхода,в час заката-
Свою тропку проложил.
Может, лучше "из солдатов"
Я так сильно не спешил?

     *********

Было грустно.Горечь лет
Охлаждала чуть зима.
Я бродил по белу свету
Менял годы и дома.

И страна...Страна менялась:
Стало множество "богов",
Власть с убийством повенчалась
И искала всё " врагов".

Всё опять перемешались.
Я другое увидал:
К власти быстренько прорвались
Кто за волю не страдал.

Люди гибли.Исчезали...
Стало хуже,чем война.
И,конечно,мы не знали,
Где и чья теперь вина?

Изменилось много в мире.
Вместо воли:Кровь-рука.
И однажды командира
Расстреляли,как врага!..

Годы шли.Война другая
Опалила этот край.
И опять друзей теряя,
Снова села оставляй.

  Глава 5.ПОЛИЦАИ.

Рано утром,на рассвете,
Был в дозоре я опять.
Много разного на свете.
Стал я сына вспоминать.

Возвращается разведка:
Двое пленных и трофей.
В этот год такое редко.
Их бы "шлепнуть" поскорей!

Я взглянул на молодого:
Взорвалась душа моя!
Сразу стало мне знакомо,
Это в молодости - я!

"Полицаев принимайте!
Звери!Грабили народ!
Только здесь их не стреляйте,
Их в деревне целый взвод.

Их живых доставить надо!"
Я,признаться,чуть ослаб.
Сжал я зубы.И прикладом
Я сигнал обоих в штаб.

Их судили партизанским
Святым праведным судом.
Было это,словно в сказке,
Только разве я том?

Мы предателям единый
Выносили приговор.
Слёзы вдов и две осины
Были главный прокурор.

Да!Судили мы их скоро.
Сын взглянул на нас,как вор.
Приговор тот наш суровый
Я исполнил... и привёл. "

Замолчал он.И цигарку
Закрутил в который раз.
Все поведал,без остатка,
И закончил свой рассказ.

      ПОСЛЕСЛОВИЕ.
У малинника густого,
Где кончается ряд пасек,
Стоит смотрит на дорогу
И качает ветви ясень.

Стоит,смотрит на дорогу,
На колхозную дорожку.
Прилептлась там убого
Одинокая сторожка.

Говорили мне старушки-
Надо верить их очам!-
Что к забытой той сторожке
Ходят ведьмы по ночам.

И тогда они на пару
Пляску дикую ведут.
От того и град,пожары
На деревню ту идут!..

Каждый год цветёт подснежник
На той пасека лесной.
Говорят,великий грешник
Этот пасечник седой!..

  г,Смоленск.  1976 г.
 Примечание.Я был тогда в служебной командировке.Дали 2 дня отдыха.История подлинная абсолютно.Фамилию не вспомню,но звали его Иван Данилович.


Рецензии
Пасечник человек необыкновенный.Сколько пережил,на его век выпало очень суровое время.В то же время поэма очень лирична,музыкальна.

Маша Софронова   24.03.2016 15:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.