Выжить нельзя

Мне не удавалось произнести слово. Это было состояние угасающее, бессмысленный ужас поднимал с наcиженного места и куда-то гнал; когда голод станет сильнее ужаса, человек остановится, в поисках пищи он станет рыскать по темным закоулкам цивилизации- цивилизация стала непонятной химерой, она чужда человеку.
Человек мог существовать без слова. Но со словом он стал страшнее. Можно ли придумать что-нибудь бессмысленнее оружия и армий?! власти и приказа?!
Принуждением классовое общество отчуждает от человека его собственный нравственный закон. Огромному большинству людей уже не нужно слово, оно должно только беспрекословно подчиняться любому самому бессмысленному приказу. Человек перестает быть философом и поэтом. Он становится рабом. Слово ему нужно, чтобы распознать приказ, чтобы по проблескам сознания ориентироваться во тьме социального безумия человечества. Социальное общество породило класс паразитов и культуру, обслуживающую интересы его классового господства.
Частная собственность и богатство одних при ужасающей нищете других стали условиями вырождения человека мыслящим существом.
Слово перестает быть нужным человеку - вот странная метаморфоза прогресса.
Меня пригласили к столу.
Я, кажется, был гость.
Все приступили к употреблению пищи.
Я ел с неохотой. У меня не было аппетита. Но я и не представлял какую-то особую нужду в этой процедуре. Она продолжалась, кажется, долго. Я начинал испытывать мучительное беспокойство, когда же кончится этот процесс унижения человека удовлетворением потребности - и я вдруг начинал замечать пузо. Оно было огромным и, кажется, никому не принадлежало. Но каждый хотел иметь его. Я намеривался расхохотаться : Я ХОЧУ ПУЗО! Но смех у меня не получился: я разинул рот и положил на зубы язык, часто вздыхая открытой полостью...
Было ли это странным представлением?
Пузо молчит.
Но голова, кажется, отделилась и ушла прочь.
Голова пузу и пенису не товарищ!
Но я услышал этот тихий, наверное, умоляющий голос:
- Я прошу вас убить меня...
Мне хотелось взглянуть и увидеть то странное существо, которое объявляет свою просьбу незнакомому человеку без всяких опасений быть понятым превратно.
Впрочем, можно ли превратно понять желание смерти?!
у человека нет особенных вдохновении и удовольствий, жизнь погрузила его в страдания и неприятности, жизнь не вызывает желание жить, но у человека не хватает нравственных сил и воли прекратить эту траге¬дию собственного несчастного существования, он обращается за помощью к ближнему.
Но всякий ли может убить?
В природе все существует за счет другого.
Мышление не освободило человека от убийства, но расширило область насилия. Цивилизация сделала человека хищником.
- Не оставляйте меня!
Ко мне потянулись тонкие руки.
Но я не увидел лица, я увидел только какие-то серебристые глаза на голубой поверхности - мне показалось, что это светятся звезды в небесной дали...они где-то далеко, глаза и голос рядом, уже рука легла на мое плечо, вообще на меня навалилось что-то громадное и тяжелое, меня, кажется, переламывало...я закричал от этой боли.
Чужая рука свалилась с моего плеча. Но оставались глаза и поверхность, прижавшаяся ко мне.
- Это все, что осталось от меня, - удивлял меня незнакомый голос.
- Вы были женщиной или мужчиной?
Я обрадовался, что прозвучал мой голос и стал вспоминать всякие слова, которые говорит человек человеку.
- Имеет ли это какое-нибудь значение?!
- Но мне хотелось бы узнать вашу историю, если уж вы обратились ко мне с этой странной просьбой.
- С просьбой?
- Вы просили убить вас.
- Убить?
- Может быть, это не ваша просьба? Может быть, у меня галлюцинации?
- Не волнуйтесь. Наверное, была такая просьба. У меня бывают очень странные просьбы. Но я их не помню. Я все забываю.
- Вы просите убить себя. Кто-то может выполнить эту просьбу. А вы, оказывается, вовсе и не желаете умереть. Слово сорвалось...
- У меня недержание слова.
Но так вот легкомысленно человека не убьешь. И вообще меня нельзя убить. Я НЕОПОЗНАННОЕ МЫСЛЯЩЕЕ ЯВЛЕНИЕ.
- Да возможно ли такое явление в природе?
- Природу человек не знает, она неопознана человеком. Человек не знает даже самого себя. Самого себя даже не увидишь со сторон.
- Как же не увидишь?! Взглянул на себя со стороны - и видишь человечество. Человечество - это и есть Я.
- Человечество всегда излишне. Человечество - это отрицание челове
ка. Вместо человека и человечества должно быть неопознанное мыслящее явление.
У человечества история, у истории нет смысла. У неопознанного мыслящего явления истории нет. Историей человечество выжило из ума. Действие противоречит мысли.
- Материалисты говорят, что практика - критерии истины.
- Следует ли слушать философов и верить им!? Разве мир и человек им понятны лучше, чем обывателю?
Случай познания всегда индивидуален. Всякий прав. Истины, как правды для всех, нет и не может быть. Мышление противоречиво - и потому правда, как постулат мышления, многолика, правда - для каждого в отдельности, это нечто сверхинтимное. Каждый человек верит и знает только для самого себя. Когда же человек превращает идею в убеждение, он начинает ее проповедовать другим; так начинается всякая идеология и всякая общественная цель...убеждение всегда неправо, ибо оно есть запрет инакомыслия...со словом надо быть наедине.
- Одному человеку слово непосильно. В процессе же общения, в споре, в борьбе идей и рождается общественный идеал и общественная цель.
- Общественный идеал есть нечто страшное и жестокое, под него подгоняют всех людей, человек перестает быть мыслящим существом и становится материалом истории.
Гении и вожди - непревзойденные тираны. Оки властвуют над толпой, угождая ее низменным прихотям, инстинктам.
Но толпа рождает гениев и вождей. Без них она не может существовать, не знает своего пути.
Наедине о собой человек не бывает гением и вождем, пророком. Одиночество спасет человека.
С гениями человечество пропадает: процветание - долговая яма прогресса.
- А мне всегда казалось, что гений - это гигиена ума.
- О, не обольщайся человек умом!
Человек возгордился, что есть мыслящее существо.Но разум в природе оказался стихийным бедствием. От разума человек и должен погибнуть.
Я хотел возразить, но странное явление исчезло. Кажется, вместе с этим явлением исчез и я. Я не видел и не ощущал себя, я оставался сознанием, что я существую...не воспринимая мир и себя, как часть мира, я не мог вспомнить, каков я...возникал страх, что я никогда не вспомню самого себя: своей формы, своей сущности, своего существования - и перестану быть человеком...может, так возникает неопознан¬ное мыслящее явление?
Среди тьмы и немоты невосприятия мира вдруг раздался голос:
- Цивилизация вопреки здравого смысла. Блага цивилизации не сделают человека свободным, мыслящим, совестливым. Цивилизация есть постыдное бегство от разума.
Кажется, я открыл глаза. Я увидел человека.  Прекрасное лицо.
Задумчивость и насмешливость. Человеку открываются дали разума?
-Да, конечно, - бормочу я. - Я с вами согласен.
Мне не хочется спорить. Какой в этом толк?! Никакой спор не изменяет существа разума и человеческой жизни. А цивилизация – это шарлатанство.
- А ты чем-то удручен, - говорил мне человек.
- Везение - это категория мистическая. Наугад жить нельзя. Сообразуй жизнь с трудами, а не с желаниями. Много хочешь - вот и серчаешь
. Сами собой желания не сбываются.
- В жизни поэзии нет.
Трудиться в поте лица ради куска хлеба, веселиться застольем, обосновывать философию труда, отношений собственности - это жизнь никчемная! Цивилизация есть организация убийства, воровства, прелюбодеяния.
Человек больше ничего не умеет!

Организовать армию, объявить поход, начать войну; волачиться за женщинами или мужчинами, насиловать, петь романсы всякому розовому заду; грабить, копить богатство, честный труд как мистификация ученых У
- вот вам история цивилизации.
Куда мне податься при всех немыслимых благах цивилизации?
В кабак пить вино?
В бордель отмачивать то, что зовут концом, в смрадных колдобах проституток?

Гнуть спину за киркой, лопатой, станком, чтобы заработать грош на праведную жизнь?
Некоторые олухи советуют романтическое путешествие в дальние страны.
Цивилизация загубила человека. А природа создала, казалось, такое удивительное существо... Разум не сбылся.
- Слишком уж большие притензии у тебя к человеку. Не надо ему быть великим! Пусть грязнет в разврате и быте! Это и есть человеческий удел. ..как гусеница жрет и жрет, что ей по вкусу...жизнь - она на
виду, на какой-то поверхности, ее не запрячешь в слезливенький идеальчик,
из которого вдруг выпорхнет ангел...
- В трагедиях цивилизации и вовсе рождается чудище.
- Это еще когда оно родится и вымрет!
А ныне, может, и золотой век человечества.
Пища, сон, прекрасная женщина. Без женщины всякие нервные недомогания. Вот ты и ударился в пессимизм. Если хочешь, я сведу тебя с одной...
- Влипнешь с ней в какую-нибудь историю! С эпохами всегда так...
Мне нужно обладание не женщиной, но духом. Мне нужно не наслаждение, но вдохновение.
- Мечта человека одурачивает.
Мечтой человек рисует свои необыкновенные и непревзойденные способ¬ности. Но только откуда им взяться?! Разве могут быть необыкновенные и непревзойденные способности у идиота и дурачка?!
Из обезьяны получился человек. Из человека ничего нового не получится. Род человеческий вымрет, как вымерли динозавры. Цивилизация не спасает человека от вырождения, а только ускоряет этот процесс. Человечество обречено.
Конечно, находятся пророки, которые предсказывают человеку и человечеству великое будущее. Увы! Род человеческий раздираем враждой. Вражда не может создать что-нибудь, она разрушает. Цивилизация уничтожила человека естественного, она создала обывателя - этакий пошлый напевчик прогресса.
Долой цивилизацию - и весь сказ!
- Как же человеку жалкому и немощному, дуралею управиться с этакой махиной?!
- Должна быть в человеке сила таинственная.
- Я таинств не признаю; не только в человеке, но и в природе все явно; человек же невежественен и не может перевести на язык разума явь природы...знание есть мистификация природы.
-Вообще разум есть мистификация...
- Но стало быть, в том, что таков разум, нет ни вины, ни злокозненности человека...действительность и разум не тождественны - и познание мира невозможно.
- Это абсурд противопоставлять действительность и разум...это повелось в философии, когда стали противопоставлять материальное и ду¬ховное. . .слово - звук, смысл которого непонятен даже человеку, который организует только поведение человека, объявлен духовностью...но духовность неизвестна человеку; к духовности нельзя возвести мистификации разума: религию, философию, науку, культуру - они просто одурачивают человека измами возможности...человек же мыслящий должен руководствоваться принципом необходимости.
Духовность проповедуют шарлатаны - они проповедуют все, о чем не знают.
Какую информацию несет разум? Информацию о смысле? Но мир несмыслосообразен.
Разум являет только собственное существование, но собственным суще¬ствованием он принадлежит миру - принадлежа миру материальных стихий , он не может быть инобытием.
Духовность же, как отрицание материи, есть инобытие. Духовность чело веку не знает, он предполагает ее как нечто противоположное материи -это зародыш нового миросозидания.
- Вылупится новый мир из скорлупы веществ - а человека в нем и нет. Непонятна мне взаимосвязь и взаимодействие инобытий...есть
след в инобытии?
- Диалектика - единственный свидетель всех времен и пространств.
- Странное свидетельство бытия.
Философия - это лжесвидетельство разума. Человек должен жить в ожидании боли.
- Страх и есть ожидание боли. Не радости, не счастья, не блаженства боится человек, но боится страданий.

Вот смог бы человек боль перетерпеть - без крика, без ужаса, без напряжения - и тогда он способен к совершенству.
- Плоть страдает. Душа блаженствует во вдохновениях. Вдохновений много.
- А ведь странное дело: человек излишествует не только в блаженствиях, но и в страданиях. Чересчур человеку и радостей, и болей.
- Всяческие излишества человека и развращают.
Цивилизация развратила человека. Человек ничего не умеет. Знание неуместное. Целеполагание преступное. Недееспособность.
У человечества нет шансов выжить.
Армии и оружие - вот первейшее излишество цивилизации. Патология подвига.
- Человечество просто дурачится. Когда-нибудь это надоест. И тогда возьмется за ум человек - и найдет возможность отвергнуть псе дрязги прогресса.
Природа гармониосообразнее прогресса.
- Природа гармонична. Прогресс пишется целью.
Человек хотел посмотреть на меня, за все это время он не взглянул на меня, воротя взгляд в сторону, но кажется, ему надоело это движение - и он уперся в мое лицо тусклым взглядом...я не противился неожиданным пристрастиям собеседника...я не был смущен...но почему-то на лице незнакомого человека появлялась улыбка - и я удивлялся: да как же незнаком сей человек?! вот лицо! вот улыбка! вот говорил он мне обыкновенные слова, вот, кажется, робок он...собственными переживаниями и размышлениями каждый человек может воспроизвести любую личность - никто не может быть незнаком, каждый известен... ограниченность разума...человек самолюбив, но вдруг в другом человеке как в зеркале он видит самою себя - и впадает во вражду и отчуждение: он противен самому себе, повержено самолюбие, которое человек лелеял как последнюю надежду на свою разумность. Если бы человек был разумным...
Мне этого хотелось.
К центру города двигалась процессия странная: вперед шла босая полураздетая женщина с ребенком на руках, позади нее с ружьем наготове, обвешанный гранатами и взрывпакетами, шел мужчина, которого обступила орава детишек. Женщина выла, детишки подвывали, малыш на руках кричал, мужчина кривил рот - кажется, это было улыбкой. Процессия двигалась медленно, как будто никуда и не спеша, и ни на что не обращая внимание, она была занята своим делом: ей постоянно надо было оставаться явлением.
Следом шло множество любопытных, приставая с расспросами. Но процессия не отзывалась на посторонние звуки. Любопытным отвечали лица, должно быть, знающие обстоятельства явления.
- Это что за пародия? - орал какой-то тип. - Общество влипло в какую-то историю. Теперь эти...
- Соболезновать надо.
Работы нет. Жилище развалилось. Детей кормить нечем. Ну, человек и пошел...если насиженного места нет, куда хочешь пойдешь...может, управу ищет...
- А на кого управу искать?! - не сдавался тип. - Рождаться не надо было!
- Ну, ты, батенька, ударился! Самого себя человек не рождает...посторонние люди отлучатся в сторонку на миленькую забаву - и получается человечек...ворона судьбы не накаркает...абсурды в голове цветут!
- Ты моим думам не советчица, бабуся! - отвечал тип. - Я спрашиваю разумного...
- Мы одной дурью мазаны...головотяпство.. .а у Мани язык бойкий - сна все быстро говорит, у нее язык поворачивается чушь молоть...у нее и прозвище соответствующее: Манька-трепанька.. .верти язык - не закрой рот...можно сказать, агония смысла...
- Да-а-а-а-а-а... - протянул удивленно тип.
Он поспешил отойти в сторонку. Но к лицам подступало неопределенное создание.
- Какая торжественная процессия! - восклицало оно. - Это должно быть процедура. Трепанация житеского смысла. Все устойчивые общественные явления совершаются на улицах и площадях, в самых людных местах. В домах же совершается быт.
- Но есть же разные государственные учреждения...
- Это для безобразий! - уверенно ответствовало создание.
Оно явно соответствовало происходящему.
- Тепло. Босиком и раздевшись пройтись надо. Это в норме. А дети, должно быть, с голода пухнут? Слишком далеко шагнуло общество от этих детишек - прогресс...за ним успевать надо!

А мужичок металолом собирает? На хлеб зарабатывает? Работа странная. Труд вообще странное явление...
Создание скосило глаза куда-то в небеса.
Людишки бывают всякие.
Кто-то захихикал.
Странное неопознанное создание, воодушевившись вниманием проходящих мимо, заулыбалось и продолжало сказ:
- Сия фантазия объяснима. Разочарование жизнью. Для живота трудиться - вот что обидно. А для головы не знаешь что сделать. Над головой человек не волен. Перестанет голова думать - и человек беспомощен. К делу неспособен.
С головой непонятная история. Нельзя определить принадлежность разума.
- А что тут определять?! Если человек миру принадлежит, то и разум мировой.
- Ты, должно быть, умнейшим человеком себя полагаешь? - ворчало создание.
- Что-то же смыслю.
- В смыслах ум короток.
Голову смыслом пообломаешь, а потом в кабак или в путешествие, как эти придурки, попрешь...а у мирового процесса история должна быть, длительность...смысл как будто поперек головы...вот ты говоришь, что эти несчастные справедливость ищут...э, нет у человека в голове философии и поэзии! Смерти надо ждать, а не справедливости. Смерть и справедлива, и разумна...
- Так вроде рано им умирать: молодые...
- У смерти и разума нет возраста. Это человек неразумный ищет всякие несогласия с природой. То ему смерть не вовремя, то не в ту эпоху родился, то крив, то глуп, то нищ...
Если бы человек был разумен, достаточно было бы слова, чтобы воззвать к справедливости, отвергнуть от вражды и насилия. Но социального идиота слово не вразумляет, все свои проблемы он решает с помощью оружия. Пока у человека в руках оружие, ему никогда не стать разумным. Власть - первейший пользователь оружия.
- Так ТЕ власть не любишь?
- Я и самого себя не люблю. Это зачем же человека любить?! Любовь
- чувство необязательное.
- Что-то непонятное ты. Не нравится мне это. Я к ясности привык.
- Ну, что тебе могло быть ясно?! В человечестве темно, в мире загадочно...
Протестция подошла к зданию мэрии и вошла в него, за ней поспешили и любопытные - создалась угроза события.
В приемной мэра посетители поежились по углам и только секретарша, как ей и положено, запричитала, сконфуженная необыкновенным зрелищем.
- У мэра ответственные лица. Совещание.
- При ответственных лицах всегда бардак и происходит, - прогрохотал предводитель и, отстранив от себя еще молодую хрупкую женщину, вошел в кабинет в сопровождении всех юродствующих. Поглазеть на событие сбежалось много людей.
- Это что еще за непозволительностъ?! - вскричал должностной тип.
- Потише! потише говори! Слово да о человеку не для того, чтобы ус
трашать. А у тебя слово - как дубина. За все время, что при должности, ты ни одного человека не вразумил, а испугал и обидел многих.При должностях людей много - орут как блаженные...потому и развелось придурков...страна немыслимых свершений.
- Поосторожнее с оружием, - предупредил кто-то из ответственных лиц.
- С оружием осторожно никак нельзя!
- Присядьте, пожалуйста, - уже ласково упрашивал мэр нежданного гостя. Наверное, он успел разглядеть то, что ворвалось в эти покои для задушевных служебных бесед.
- Сесть не могу. И вообще мне задерживаться нельзя. Видал, какое на мне приспособление?! Рванет - и от вашего богемника останется пыль ...курам насмех покопаться. Расчитано на падение. А я устал...
- Какой же вопрос вы хотите решить?
- Вопросы меня не волнуют!
Уне детей кормить и одевать-обувать надо. Это же не вопрос! Это житейская необходимость! А власть лишила меня всякой ответственности. Нет работы, жилья, средств существования. Милостыней перебиваюсь. Разве это не позор власти?!
И на кого я работал тридцать лет и три года в поте лица?
Вот вас сколько дармоедов сидит! И у каждого пузо гладкое. А по домам еще жены, детишки, тещи и прочие свинтусы...
- Что ты себе позволяешь?! - вскричал какой-то спесивец.
- Цыц! А то ведь я эту вородельню со всей братвой враз в небеса подниму! А у бога не покричишь. Вертиязычники и здесь, и там невозлюблены. Давай мандат!
- Какой мандат? - недоумевал служивый.
- На реквизицию. Чтобы я мог богатого, какого захочу, за мошну по¬трясти, собственность у него экспроприировать. Я и без мандата могу поквитаться с богатым. Так у вас закон. Припишите мне бандитизм.
А по мандату будет это благотворительность.
Нищего же не ограбишь. А при богатстве всегда вор. Ему по всякой дельно взятом случае. Возвращение долга.
- Не понимаю я вас что-то.
- А когда и где чиновник понимал труженика?! На бесполезной службе свихнуться недолго! Бессмысленность пагубна. У служивых людей абра-кадабра прогресса в голове.
Вразумлять тебя я не стану. Экая мне нужда! Я о себе забочусь. Коль поголовно воруют и грабят, надо же и мне руку приложить - и урвать себе кусок на жизнь. Но если же законы и указы меня, труженика, стороной обошли, так нужен мне именной мандат на преступление. Я злоупотреблять им не стану. С богатого по нитке, так сказать...
Если меня власть в помойную яму выбросила, так она пусть и руку подаст, чтобы вытащить меня оттуда. А то уж я карабкаюсь-карабкаюсь... Ответственные лица зашептались.
- Хаял Дурович, выпишите ему мандат.
- Мы же создадим прецедент. Завтра еще кто-нибудь станет шантажировать власть. Во что же она превратится?! Не могу я взять на себя такую ответственность.
- Этим мандатом еще воспользоваться надо. Вот пусть ж попробует. Воспользуется - тогда к станем думать. У нас же есть службы всякие. Мандат был выдан.
Началось великое противостояние власти и маленького человека.
Конечно, ни один богатый: человек ни по какому мандату не поделится ворованным. Но Сенька Лапоть это знал. На экспроприации он ходил в сопровождении родственников и зевак. На себе он носил уникальное взрывное устройство.
Сам Сенька говорил так:
- Я перестал быть человеком. Я какая-то металоконструкция.
Он очень добродушен этот Семен Лапоть. И насмешлив. В России только и быть насмешливым человеком.
Конечно, его можно убить. А заодно отправить к праотцам и всю семейку, которая стала болячкой города. И есть лица, заинтересованные в его смерти.
Вот уникальное постыдство цивилизации: заинтересованность в смерти человека! Как избавиться от этой фантасмагории прогресса?
Жена говорила Семену:
- Меня уже обхаживал какой-то тип. Наверное, хотят посеять семя раздора в нашей семье. От нас хотят избавиться. Сколько еще нам жить?
- Живут не для возраста. Живут для смерти, - глубокомысленно заме¬
чал Семен.
Конечно , их убъют. Заинтерес ванные лица выразят пожелания. Угодники отдадут приказ. Подлецам останется исполнить его.
Тихо и незаметно устранить человека...
Но человек этот стал уже легендой, явлением, эпохой... И смерть его станет вызовом обществу.
Бомба, которую он носит на себе как ишак, разнесет в клочья и его, и послушное окружение, и множество зевак - им всегда странно событие. Выжить нельзя.
Но смерть существует только для невежественного человека. Он умирает при жизни. Умникам же смерть нипочем. Они знают , что смерть только приглашает человека к барьеру вечности.
Примем же вызов.
ВЕДЬ ВЫЖИТЬ НЕЛЬЗЯ...
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
И в незнакомый час судьбы пропела нам кукушка годы; но превзойдя случайные невзгоды, уже невзлюблены мольбы о счастье, славе и дороге - стоим со смертью на пороге
всеобщей справедливой неизвестности, приглашенные к барьеру приглашенные к барьеру вечности...
...1996 год.


Рецензии