Часть 3. 1991-2015 годы глава 33

                Глава 33. Саша (Александр)

   Саша на три года моложе Мити. С самого детства он никогда не
уступал ему, из ребячьих драк всегда выходил победителем. Характер
Саши, в отличие от Мити, спокойный и уравновешенный. Музыкальные
способности проявились у Саши еще в детстве. Он учился в
музыкальной школе играть на виолончели. После переезда в Швецию
Саша продолжал учебу на виолончели. Участвовал в художественной
самодеятельности, организовал в школе маленький ансамбль. Сам
сочинял песни на английском языке и музыку к ним. Но особенным
талантом он обладал в знании языков.
   В Калининграде он закончил 5 классов средней школы. Мне
запомнился первый день занятий в шведской школе. Я должен сказать,
что все мигранты, приезжающие в Швецию, учатся в обычных школах
на шведском языке. Русских школ там нет. Из-за несоответствия
программ обучения двух стран, ему пришлось снова идти в пятый класс.
   Я должен сказать, что к моменту переезда внуков в Швецию они
неплохо владели английским, Света нанимала в Калининграде
репетитора.

   Я привез Сашу в школу и после окончания дождался, когда он выйдет.
Я спросил, как прошел первый день занятий, есть ли в классе ещё
русскоязычные ребята. Саша ответил, что русских больше никого нет,
есть арабы и дети из Африки.
   Учитель не знал ни слова по-русски. Саша - ни слова по-шведски.
Объяснялись на английском. Саша рассказал, что он приехал из России
из города Калининграда. В общем, первый урок прошел под знаком
знакомства.
   Уроки в шведских школах короче по времени, от 20 до 30 минут.
Шведы считают, что выдержать 45 минут для детишек трудно. Еще в
шведских школах весь учебный процесс проходит в стенах школы,
никаких домашних заданий. Суббота и воскресенье выходные.
Отсутствие домашних заданий шведы объясняют просто: нельзя детей
лишать детства, у них должно быть достаточно времени для игры,
физического развития.
   Детей не надо специально готовить каждый год к школе. Не нужны
ранцы. Не нужно покупать учебники, тетради, ручки, карандаши, краски.
Все это государство предоставляет школам бесплатно. Еще во всех
школах хорошо организовано питание, обеды в школьных ресторанах,
где имеется шведский стол с разнообразной пищей, и ребенок может
есть неограниченно все, что ему понравится. Это особенно ценно для
детей, чьи родители с небольшой зарплатой.
   Кроме того, родители на весь период обучения ребёнка в школе, а это
12 лет, получают пособие от государства в размере 100 евро на каждого
ребенка.
   В начальных классах оценки не ставят. Объясняют тем, что нельзя
выделять лучших и худших, иначе у слабых пропадет мотивация к учебе,
они будут считать себя неудачниками, двоечниками.
   В конце учебного года учащиеся сдают тесты на знание того или
иного предмета.
   Общественные работы материально поощряются. Мы были в школе
на концерте Сашиного ансамбля. Все участники ансамбля получили по
25 евро.
   Я уже сказал, что у Саши был талант по изучению языков, в конце
года он сдал тест на знание шведского языка лучше шведов. Свету
вызвали в школу и сказали, что Саша должен учиться в школе для
одаренных детей. Школы эти частные. Света сказала, что ее
материальное положение не позволяет ей оплачивать обучение. На что
руководство школы ответило: в Швеции все школы бесплатны для
родителей. Саша к окончанию школы в девятом классе изучал, кроме
английского, еще французский и латынь.
   По окончании 9 класса был торжественный выпуск. Мы приехали,
чтобы участвовать в этом событии.
   Торжество состоялось в церкви. В Швеции протестантская церковь с
органом и лавками для молящихся. Вначале выступил пастор с
напутственными словами к выпускникам, затем руководство школы. И,
наконец, силами выпускников был дан праздничный концерт с участием
Саши.
   В гимназию Саша поступил в Карлскруну, обучение по всем
предметам. было на английском. После окончания гимназии я спросил
Сашу, как он владеет английским языком. Саша ответил, так же, как и
русским. А самым сложным для него предметом была биология.
   В Швеции, как и в России, в армию призывают, но служить могут не
все, конкурс 5 человек на место. Саша сразу сказал, что он не хочет
служить, военкомат не настаивал.
   Несколько слов о дружбе Мити и Саши. Оказавшись в другой стране,
без русскоговорящих друзей, Саша и Митя стали совсем другими. Им
нравилось проводить время вместе. Митя сочинял песни, Саша музыку к
ним, и они на пару их распевали. Увлечение Мити автомобилями
перешло и к Саше. Я так же, как раньше Мите, подарил Саше тысячу
долларов, остальные он заработал, работая на дерево-отделочным
заводе. Работа это была физически тяжелая.
   Как и Митя, Саша увлекался спортом, ребята стали атлетами с ростом
1 метр 82 см.
   В момент отъезда Саши из России он долго не мог отвыкнуть от отца
Володи и порывался вернулся, тем более что Володя по интернету
всячески это желание поощрял. Света не знала, что делать. Позвонила
мне и попросила переубедить младшего внука. Я выехал в Швецию и мы
переговорили.
   Я сказал Саше, что в России обеспеченные материально родители
посылают детей за большие деньги учиться за границу. Что в России
обучение в институтах платное, а Володя не сможет оплачивать учёбу в
силу своей мизерной зарплаты. И придется Саше учиться в техникуме с
дебильными детками, получать рабочую специальность.
   Саша после нашего разговора серьезно задумался. Больше разговоров
о возврате в Калининград не было.
   Я понимаю сейчас, что Саша сильно любил отца, не мог понять,
почему произошел разрыв мамы и папы. Любил и бабушку Юлю,
дедушку Витю. Я помню, с какой любовью он увозил домой
трехлитровую банку огурцов, которые ему дала бабушка Юля. Я и Нелла
только не могли понять, почему от Суховых он всегда приходил
печальный и угрюмый, что они могли ему наговорить такого. Да и Бог
им судья.
   После окончания гимназии перед Сашей, как в свое время перед
Митей, встал вопрос о выборе профессии. В Швеции, как теперь в
России, введено балльное тестирование. Количество набранных баллов
является основанием для поступления в университет. Документы
высылаются в несколько различных учебных заведений. Экзаменов
вступительных в университетах нет. Поступают выпускники гимназии,
набравшие наиболее высокие баллы по тестированию в школе.
   И Саша и Митя в один голос говорили мне, что учиться в шведских
школах легче, чем в российских. Главным предметом в школе является
информатика. Например, ты можешь не знать таблицу умножения, но
должен быстро найти ответ по компьютеру.
   Саша получил положительный ответ из Карлштадта, тамошний
университет принял его на факультет промышленной экономики.
Обучение велось на двух языках, шведском и английском.
   Саша учился в университете за счет кредита государства, при этом
получая стипендию. Стипендия составляла 250 евро, это покрывало
расходы по найму жилья. Кредит 500 евро уходил на питание, учебники
и хозяйственные расходы. Возврат кредита не ограничивался
определенными сроками.
   Кроме учебы, студенты занимались и научными работами, выполняли
заказы определенных предприятии. В университете учились студенты из
разных стран, в том числе из Китая. После 4 курса Саше предложили
поехать в Китай для продолжения учебы в китайском университете, в
порядке обмена студентами, с главной задачей выучить китайский язык.
   Учеба проходила в городе Нанкине, бывшей столице Китая, сейчас это
город студенческий, где проходит учебу более 100 тысяч человек.
   Саша успешно проходит курс китайского языка, на экзаменах из 100
баллов набирает 97. А надо было знать 500 основных иероглифов, сдать
сочинение на китайском, а также устный китайский.
   Саша решил после окончания учебы, на каникулах, попутешествовать
по юго-восточной Азии, для этого нужны были деньги. В свободное от
учебы время, в субботу и воскресенье, он учил английскому языку
китайских детей, в другом городе, 40 километров от Нанкина.
Заработанных таким образом денег ему хватило, чтобы побывать в
Пекине и Шанхае, Бангкоке и Гонгконге. Получив массу впечатлений,
Саша возвращается в Швецию. Маме Свете привозит китайские
сувениры и возвращается в университет в Карлштадт.
   Через некоторое время в Стокгольме проходит конкурс на знание
китайского языка среди шведов. Саша занимает на нем третье место. Его
приглашает посол КНР в Швеции, предлагает ему писать дипломную
работу в Китае с последующей работой на китайских предприятиях.
После некоторых колебаний Саша решает заканчивать учебу в Швеции и
пишет дипломную работу на английском языке.
   В это время он знакомится с девушкой, англичанкой по
национальности, приехавший недавно в Швецию из Австралии. Между
молодыми людьми возникает чувство. Саша успешно защищает диплом,
получает очень высокую оценку от профессоров экзаменаторов, которые
оценивают его дипломную работу, как кандидатскую диссертацию.
Предлагают Саше поступить в аспирантуру в своем университете.
   Любовь побеждает здравый смысл. Внук оформляет рабочую визу в
Австралию на полгода и улетает туда вместе с Клариссой. Кларисса в то
время учится в двух университетах, на юриста и на историка.
   Саша в Австралии устраивается на работу, через полгода виза
кончается, возможности продлить ее не было.
   Саша возвращается в Швецию, в аспирантуру он смог поступить
только после полугода, лето прошло в поисках работы. Осенью
приезжает Кларисса, которая хочет жить в Швеции после окончания
института. Ей тоже предложили аспирантуру, но она хочет проходить её
в Швеции. Здесь дело вот в чем. В Швеции аспирантура совмещенная с
работой. Саша работает младшим научным сотрудником, и
одновременно является аспирантом, то есть, он получает не стипендию в
500 евро, а зарплату - 2500 евро. В Швеции аспирантура длится 5 лет, из
них 1 год отводится на работу в качестве преподавателя университета.
Сейчас он как раз читает лекции студентам 3 курса – промышленную
экономику.
   Кларисса три месяца будет учиться в Гданьске. Как носитель
английского языка, она открыла собственную фирму по корректировке
научных работ. Они сняли квартиру в Карлштадте и живут в
гражданском браке. Летом мы с ним встречались в Каллинге.
   Кларисса нам с Нелой понравилась. Веселая, улыбчивая девушка. Она
начала изучать русский язык, мечтает побывать в России, в
Калининграде, но из-за последних событий на Украине, введенных
санкций, перед Новым годом ей визу не дали.
   Очень хотелось бы, чтобы сбылась их мечта.
   Оба целеустремленные, одаренные люди, и главное – у них одна цель,
наука. Саша уже написал первую научную работу и отправил её для
публикации в США. Если все будет хорошо, её опубликуют уже в марте.
   Кларисса надеется, что ей удастся поступить в аспирантуру. Дай бог,
чтобы их мечты превратились в реальность.


Рецензии