Коллега

К О Л Л Е Г А


В начале мая первокурсников физмата направили на посадку лука. Руководителем с нами поехал преподаватель, звали которого Юрий Пантелеевич.

В первом семестре Юрий Пантелеевич читал нам курс “Приближенные вычисления”. И вот, на вводной лекции он сказал: “Мы с вами – педагоги. Я – опытный педагог, вы – начинающие. Но мы – коллеги. Я так и буду к вам обращаться”.

Было это 1-го сентября. Первый учебный день в вузе, первые лекции. Многое было вновь. И как реагировать на слова “педагога”, мы тогда не знали. Но больше “коллегами” нас не называл никто. Поэтому, со временем, сам Юрий Пантелеевич стал у студентов “Коллегой”. Разумеется, “за глаза”.


Когда мы приехали в совхоз, все поле уже было расчерчено бороздами. Борозда – это две рядом идущие лунки. Чертят их сеялкой. Через 70 сантиметров – еще две лунки, это – другая борозда. Ну, и так далее. Длина стандартной борозды – 400 метров.

На лошадке подвезли мешки с севком, ведра. Набираешь ведро севка и сажаешь луковички в лунки через 10 сантиметров одну от другой. “Не вздумайте сажать донцем вверх или пропускать участки, – говорил накануне декан Григорий Семенович. – Сейчас, конечно, никто ничего не заметит. Но принимать работу будут, когда лук прорастет. Вот тогда-то все будет видно”.

Становиться велели по одному на борозду. Но мы, парни из 11-й группы, решили, что будет лучше, если встать на борозду вдвоем с кем-то из девчонок. Кому лучше? Конечно, нам. Ну, и девчонкам, которые будут работать с нами. А кому хуже? Да никому. Остальные, как шли по одному человеку на борозде, так и будут идти.

Пока распределяли борозды, парни из 11-й разбрелись, затерялись. Кто пошел к лошадке насыпать в ведро севок, кто-то смешался с другими группами. А я встал на крайнюю борозду. Их заготовили с большим запасом. Постоял. А когда распределение закончилось, ушел к своим девчонкам.

Ребят в нашей группе меньше, чем девчат. Как, впрочем, и в других группах. Так что многие из наших девочек оставались на бороздах в одиночестве. Но мы своих не бросали. Наши напарницы иногда переходили на борозды одиночек, подтягивали отставших. И все равно 11-я группа стремительно вырвалась вперед. При этом работали мы без напряжения. Сережа, например, даже прилег прямо в борозде, закурил и снисходительно поглядывал на оставшихся позади передовиков из других групп.

Однако в своих рассуждениях – кому будет лучше, а кому хуже – мы допустили ошибку: не учли “моральный фактор”. Однокурсники из других групп возмутились. Разбудили “Коллегу”, который, едва мы начали работать, прилег на соломке под стогом, раскрыл книжку и уже успел задремать на весеннем солнышке.

Возмущение “младших коллег” передалось “коллеге старшему”.

– Я сейчас пройду по всем бороздам и всех перепишу, – сказал он.

И пошел.

Начал издалека, с других групп. Но добрался и до нас.

– Коллеги, – сказал он. – Кто работает на этой борозде?

– Я, – ответила “младшая коллега” и назвала свою фамилию.

– А вы где работаете? – это Юрий Пантелеевич уже – “коллеге-юноше”.

– Здесь, – и тот указал на ту же самую борозду.

– Здесь уже работают. Я не буду вас записывать, коллега.

– Но почему? – в голосе “младшего коллеги” звучали недоумение и обида от незаслуженного обвинения. – Она работает на этой борозде, – и “младший коллега” указал на левую лунку. – А я – на этой, – и он ткнул в лунку правую.

– Подождите, коллеги, – Юрий Пантелеевич, наконец, решил выяснить то, чем нужно было поинтересоваться в самом начале. – Борозда – это что такое?

Мы охотно объяснили преподавателю, что борозда – это лунка. И каждый идет по одной борозде, то есть – по одной лунке.

– Понятно, – сказал Юрий Пантелеевич, записал в блокнот фамилию “коллеги-юноши” и перешел к следующей борозде. Здесь он тоже записал две фамилии. И на третьей борозде повторилось то же самое.

– У вас и дальше так? – спросил преподаватель.

– Конечно! – почти в один голос ответили мы.

– Коллеги, – печально сказал Юрий Пантелеевич. Вероятно, он печалился по поводу напрасно прерванного сна. – Меня ввели в заблуждение. Выходит, я искал тех, кого нет! А больше всех меня ввела в заблуждение коллега…

Он заглянул в блокнот и назвал фамилию Нины из 13-й группы.

– Она даже сказала мне, – продолжал руководитель и, подражая кому-то, поднял руку, словно указывая нам путь к грядущим победам. – …Сказала: “Идите, Юрий Пантелеевич! Ищите справедливость!”… Давайте, я запишу уж и остальных, раз начал.

Под нашу диктовку, не глядя больше на борозды, “старший коллега” записал всех присутствующих и направился, было, к знакомому стогу. Но, на наше несчастье, встретился на пути с бригадиром. Между ними состоялся разговор. Его мы не слышали. Но видели жесты, которыми обменивались собеседники. Преподаватель вертикально рубил ладонью воздух. Бригадир повторяла его жест, но уже двумя руками.

Юрий Пантелеевич вернулся к нам.

–Коллеги, – еще более печально, чем минуту назад, сказал он. – Оказывается, это вы ввели меня в заблуждение. Борозда – это две борозды.

Мы пытались переубедить преподавателя. Апеллировали к логике, говорили, что “две борозды” не могут быть “одной бороздой”. Но Юрий Пантелеевич от дискуссии уклонился и сказал:

– Коллеги, сейчас вы работайте, как работали. Но потом вы должны пройти еще шесть борозд.

Первую часть указания руководителя мы выполнили. А вот со второй вышла заминка.

Юрий Пантелеевич в третий раз подошел к нам.

– Коллеги, – произнес он. – Должен вам сказать, что я вас не у-ва-жа-ю. Об этом я сообщу моим коллегам в деканате. А некоторых из вас я не уважаю лично.

Что хотел сказать Юрий Пантелеевич последней фразой и кого имел в виду, мы так и не узнали.

Никаких санкций со стороны “коллег из деканата” не последовало.

А ездить на сельхозработы с Юрием Пантелеевичем нам больше не привелось.

13.07 – 31.08.2010


Рецензии