Я улыбаюсь, чтобы не обидеть их

Небольшой темный зал. Лишь два окна под потолком, которые почти не дают солнечного света. Десять рядов пластмассовых стульев. Коричневая плитка на полу, на котором лежит темно-зеленый расписной ковер. На стенах висят картины и множество рисунков. Около двери, как бы я сказала, полноценная картина, написана акварельными карандашами, на которой изображен бенгальский тигр. По стенам развешаны горшочки с цветами, которые абсолютно не вписываются в это помещение. Их будто вырезали из яркого журнала и приклеили на чистую, только начатую тетрадь.

      Серые люди, снова их окружение. Они убивают меня изнутри. Среди них я чувствую себя чужестранцем, который потерялся в этом мире, испытывая неловкость и смущение. Они возвращают меня к жизни, дают мне жизненно важный кислород, которого так иногда не хватает. Посещение таких мест всегда пугало меня. Это третий спектакль в этом году, который мы проводим в больнице. Психиатрической больнице. Остекленевшие глаза смотрят на нас и ждут чего-то волшебного. Наша маленькая волонтерская команда вносит частичку забольничного мира, которого они лишены. Многие находятся здесь слишком давно, кто-то скоро покинет это место. В любом случае, у каждого останется осадок и мрачное прошлое. Не станем исключением и мы — обычная группа уличных актеров.

      В зале начали собираться пациенты. В одинаковых белых халатах и тапочках. Большинство из них даже не понимают, что здесь происходит или будет происходить. Кто-то жестами показывает на сцену и улыбается. Есть, конечно же, и вменяемые. В самом конце сидит девушка, веки тяжело опущены, лицо такое бледное, словно выточено из мрамора. Тонкие пальцы перебирают и лохматят короткие волосы. Руки ее забинтованы — пыталась покончить с собой, должно быть, именно поэтому она здесь. Она сторонится других, и не подпускает никого к себе. Мы должны выложиться на все сто. Мы живые, и мы заразим их жизнью. Мы дадим им стимул.

Да начнется Шоу!

      В этом году мы ездим по больницам с постановкой "Золушка". Легкий и детский спектакль. Пациентам нравится. Моя роль — крестная фея. На сцене начинаются действия. Лица зрителей проясняются, безумные глаза завораживающе смотрят на сцену. Многие, как дети, радуются и хлопают в ладоши. Кто-то даже не обращает внимание, что происходит, а просто смотрит на свои колени. Что творится в их головах, что они видят и чувствуют? Они другие — странные. Странно смотреть на них. Что я делаю со своей жизнью? Для чего я здесь, что я могу сделать? Что могут сделать они? Для чего они живут? Они несчастные и убитые судьбой калеки, которых всегда будут считать другими.

      Спектакль мы ставили всей нашей волонтерской группой. Я уже больше трех лет езжу по подмосковным больницам, приютам и домам престарелых, и чего я только не видела. Реакция бывает различная, до слез, горячих аплодисментов, как в настоящем театре, а иногда даже до смирительной рубашки.

      На сцене Золушка начинает плакать, от того, что она не может попасть на бал. В зале начинается ажиотаж и движение. На последнем ряду кто-то вскрикнул, начал визжать и отвлекать актеров от игры. Другие пациенты начали с ужасом оглядываться. Старушка, сидящая прямо перед сценой, начала истошно плакать, пуская слюни на подбородок, и затыкать уши. Мы не должны останавливаться, шоу должно продолжаться. Это не в первой. У многих такая реакция. Парня, что поднял шум, вывели из зала. Что с ним будет? Эмоции, которые в избытке, которые он не умеет скрывать. Он несчастен, но еще больше несчастны люди, которые мешают ему жить.
На глазах стоят слезы. Я жалею людей, которые лишены жизни. Каждый раз, стоя за кулисами, я жду своего выхода и пытаюсь подавить чувство жалости со слезами на лице.

      Мой выход. Грим, наверное, уже испорчен, но я улыбаюсь, чтобы не обидеть их. Увидев перед собой волшебную фею, кто-то радостно захлопал в ладоши и заулыбался. Детский восторг — самое страшное, что исходит от этих людей. До жути пугающее зрелище. Их бесцветные глаза сверкают и увлекаются сказкой. Положив руки на колени, больные сидят смирно, словно малыши. Взрослые тела, но души и разум, такой наивный и детский.
На глазах снова выступают слезы, шоу должно продолжаться! Я произведу фурор.

      Моя душа гнила, я не скрываю это. Мне отвратительны эти существа, что с восхищением смотрят на меня. Кто-то тянет руки, чтобы потрогать меня, но я слишком далеко. Безумцы, они окружают нас повсюду. Никто не сможет убежать от этого. Бесцветные люди, бесцветные жизни. На что я трачу свое время? Чтобы донести до них часть себя. Общаться с такими людьми я не умею, лишь смотрю на них, с замиранием и интересом.

      Они будто высасывают из меня энергию, я становлюсь такой же ненормальной. Хочется влиться в их общество. Наша группа, не считая врачей, сильно выделяется на их фоне. Они такие беззаботные. Они лишены всех радостей и даже несчастий этой жизни. Они тени, которые навсегда останутся в памяти этой больницы.


Рецензии