Пятилетие - Глава II

В любом познании существует ряд преподавателей, которые являются важными вехами на пути приобретения знаний. Одни из них сопровождают нас на периоде всего обучения, словно звезды на небесном склоне в ночи над кораблем, на котором мы бороздим бескрайние океаны знаний. По пути мы встречаем маяки, указывающие правильный путь среди рифов, пройдя которые, они еще долго подают нам знаки единственной яркой точкой на горизонте. Когда нашему судну становится крайне опасно, на помощь приходят буксиры, дабы безопасно провести по известному им маршруту мимо подводных скал, а затем вновь отпустить в свободное плаванье по звездному маршруту. И мы им благодарны, ибо мы достигаем суши, отработав полученные от них знания, на практике превратив их в умения, чтобы в следующий поход они стали навыками.

Алена Сергеевна являлась для нас одной из путеводных звезд на нашем маршруте. Впервые мы с ней познакомились 8 июля 2005 года, когда мы, недавние выпускники девятых классов в пятьдесят с лишним человек пришли на первую консультацию по вступительному экзамену – английскому языку. Вошла в переполненный кабинет номер одиннадцать молодая, стройная и вместе с тем высокая для преподавателя, девушка и на переливающемся, как родник среди скал, английском, попросила двоих сходить с ней за учебниками. Не прошло и десяти минут, как два абитуриента принесли две стопки зеленых учебников. То был учебник, который нас сопровождал два первых года, упражняя в грамматике английского, под авторством Голицинского. Неделя консультации прошла быстро, пять дней мы активно отрабатывали различные упражнения перед предстоящим экзаменом. И вот, наконец, пятнадцатого июля настал жаркий день.

Отборочные испытания инфака действительно считались одним из самых жестких в колледже. Группа набиралась в тридцать человек, но абитуриентов ежегодно набиралось в несколько раз больше. В нашем случае было два-три человека на место: русское и башкирское. В каждом крыле здания у «испытательного» кабинета толпились экзаменующиеся по сорок – шестьдесят человек. Несмотря на высокие потолки широкого коридора, чувствовалось напряжение, казалось, уличная жара проникает сквозь двойные окна, создавая тем самым известную горячность ситуации: «Сдадим или не сдадим?!»

К концу пятого часа экзамена, полуденное солнце сбавило обороты, а нас осталось всего трое. Три молодых паренька, с ласкательными именами: Миша, Паша, и я. Вошли, один за другим. Принимали нас две преподавательницы: Лилия Талиновна и Алена Сергеевна! Алена Сергеевна продолжала нас сопровождать.

Отработав иностранный текст и рассказав топик «My working day», мне удалось впервые пообщаться с нашим первым проводником. Честно сказать, диалог состоялся как у плебея с чужестранкой: я со своим школьным английским против королевского. Ну, кажется, контакт состоялся, Алена Сергеевна одарила белоснежной улыбкой и заветными словами: «You may be free».

Два года мы не сталкивались с нашей «первой путеводной звездой», кроме как случайно между учебными делами, как вдруг, «в один прекрасный день», как сказал бы русский классик, в расписании предметов обнаружилась незнакомая аббревиатура: «ПиТСИЯ». Может это повар пытался подписать известное блюдо, но ошибся расписанием? Нет. Это оказался один из самых подвижных и эмоциональных уроков после физкультуры: «Песни и Танцы Стран Изучаемого Языка»! Снова наша «путеводительница» засияла в ясном небе образования, давая понять в каких течениях плыть. А течениями эти были музыкальные.

Что могут дать обычные музыкальные уроки? Разучивание текстов песен? Пение? Тренировка голосовых связок? Оттачивание произношения? Скорость языка? Быть может постановка мелодики языка или настройка артикуляционного аппарата? Безусловно, ответы на все эти сказанные и невысказанные вопросы: «Да». Многим же эти уроки дали развитие кругозора. Нет ни одного человека, кто бы ни слышал английской музыки, и уж явно не напевал слова из полюбившегося хита, даже не видя слов. Английская музыка богата и разнообразна, и изучить такой пласт иностранной культуры не под силу за один курс предмета. Здесь вступает правило: «Педагог не обязан учить всему, что известно, он лишь должен наметить пути, показать, где находятся те камешки гранита, которые ему следует найти, изучить головой и отшлифовать своими руками». Алена Сергеевна полноценно применила это правило на практике.

В эти разы она всегда приходила с магнитофоном, нужды в Голицинском отпала. Наряду с известными молодежными исполнителями “Avril Lavigne” и “Shakira”, “Melanie” и “Celine Dion”, “Bon Jovi” и “Eminem”, мы углубились в далекую историю к “Beatles” и “Elvis Presley”, а песня “Lemon tree” группы “Fool`s garden” вовсе стала гимном нашей группы, вместе с полюбившимся гимном иностранного факультета “Viva forever” группы “Spice Girls”.

Ну и, конечно же, Алена Сергеевна приложила руку в обучении нас английскому языку, и направляла на самом пути к педагогической деятельности – дача практических уроков в местных школах.

***
Сегодня, та же самая, ничуть не изменившаяся, сдержанная Алена Сергеевна обнимала нас в приветствии.
- Я-то думаю, что за люди ходят на территории? Сначала не поняла, прошли мимо окон преподавательской трое парней, Мишу узнала, остальных тоже мельком увидела. Потом обратно прошли. Сюда не зашли. Что делают?
- У нас встреча! – радовались мы.
- Погодите, а что? Уже пять лет прошло?
- Да!
- Как быстро время летит!

Да, время быстро летит. Время учебы в колледже и жизни на гражданке текут с разной скоростью, несмотря на не изменчивость временных рамок. За эти пять лет в системе образования все изменилось, кардинальным образом, отразилось на многих ССУЗах.

Первые звонки мы услышали еще на четвертом курсе, когда прошел слух о том, что нынешние первокурсники – последний набор на этот факультет. Данная новость воспринялась обыденно, практически никто не заглядывал вглубь таящейся угрозы. «А что, инфака больше не будет?» с волнением спрашивали мы. «Кто его знает?! Еще сорок раз передумают, да и оставят» успокаивали нас русским «авось».

 Проблема начала явно проявлять себя лишь через год, когда закончился инкубационный период, сей «болезни». Осталось четыре курса иностранного отделения вместо пяти. «А что, инфак закрыли совсем?» с горечью мы спрашивали, тревожась за весь накопленный потенциал факультета, за сформировавшиеся традиции отделения, за любимых преподавателей-англичанок. «Кто знает?! Быть может, через пару лет откроют вновь!» витал ответ в стенах исчезнувших сегодня кабинетов.

С каждым днем приближения к выпускному баллу, в атмосфере чувствовалось, как холодеют стены английского корпуса. Что-то неизбежное должно было случиться, что двери кабинетов и преподавательской иностранного корпуса должны были закрыться навсегда.

- Грустно стало без вас-то, - в полуулыбке произнесла Алена Сергеевна.
- Да. Жалко, что закрыли английский.
- Мы-то были суперфакультетом.
- Вы наши родные.
- А мы вас никогда не забудем, преподавателей англичан!
- Давайте прогуляемся по кабинетам.
- Давайте, - отправились мы на экскурсию.
- Где панели? – был первый вопрос, от мужской половины группы.
- Какие панели?
- Вот! Вот кусочек остался! – указал Миша на коричневую лакированную панель стены. Весь коридор теперь оделся в белые цвета. Былые коричневые лакированные панели стен заменил европластик. Исключением оказался лишь стенд с многочисленными кубками, завоеванными студентами советских времен и их поздними поколениями, российскими. Кубки ни на миллиметр не сдвинулись со своих занятых позиций за эти прошедшие пять лет. Их количество также осталось неизменным, как фигурки в известной настольной игре. Они встретили нас в том же порядке, что и во время учебы, глядя своими спортивными символами из своего «коричневого советского серванта», в то время как мы осматривали первые два кабинета: физики и химии.
- Когда мы учились, этот кабинет же не был переделан? – пытались мы вспомнить.
- Нет, кажется.
- А вот «химия» осталась такой же, - заглянули в самый первый «еврокабинет» нашей учебы.
- О! А тут у нас были уроки русской литературы…
- И зарубежной, тоже.
- Раздевалка закрыта?
- Спортзал тоже.

По двойной, практически, как в «Титанике», лестнице мы поднялись на второй этаж.
- Наш любимый четвертый кабинет! – воскликнули мы почти хором.
- Да!
- Сколько тут замечательных уроков с Розалией Данисовной прошло!
- И не говори!
- Как мы тут дискутировали по истории, философии!
- Вообще! Задали тему, поставили вопрос, один выдвинул мнение свое, и понеслась жара!
- Даже после пары трудно было остановить, все обсуждали и обсуждали! – прошло столько лет, а дух кабинета, казалось, проснулся и начал распространять свои чары на нас. Так и хотелось сесть за парты и начать «толкать тему».
- Я сидел вон там, в самом углу! – указал Паша.
- А мы с Рустиком здесь, - похвастался Миша.
- Картины новые, - приметил я, увидев полотна творчества студентов, на стенах коридора.
- Вы пришли, давайте-ка я вам музей открою, догнала нас Алена Сергеевна с ключом в руках. Дверь музея, как обычно поддалась лишь сильным рукам Миши.

Святая святых любого заведения - музей, встретил визитеров лицами сотен фотографий от пяти до пятидесятилетней давности. Черно-белые, коричневатые, пожелтевшие и розоватые они безмолвно смотрели на нас, явно не выдавая себя. Мы здесь были не впервые. Доводилось заходить несколько раз во время учебы. Тем не менее, эта маленькая комната имела свой магнетизм. «Фотографии всегда имеют силу притяжения, и чем фото старше, тем сила выше», сказали бы на каком-нибудь поп-шоу ТВ вроде «Битвы экстрасенсов», но нам хотелось увидеть еще раз поколения, с кем учились, вернуться в их молодые годы.
- О! Мои шефы! – узнал Мансур, на стенде у входа, фотку курса, - До армии еще, когда я учился, они были моими шефами.
- Так, в книге посещений, оставьте свои данные, - раскрыла нам большой журнал Алена Сергеевна, - Дата, фамилия, имя, кто вы, чем занимаетесь, и пожелания.

В то время как каждый поочередно подходил к журналу, мы по душам общались с нашей «путеводной звездой» просвещая ее о сложившихся судьбах.

Напитавшись энергетикой истории колледжа, покинули музей.
- Пойдемте в актовый зал.
- Пошлите.
- А отсюда никак не пройти?
- Нет, тут закрыто, надо в обход в другое крыло.
- Давайте сфоткаемся тут на лестнице?!
- О точно! Давайте!

Наш «фотограф» Анатолий Борисович сделал несколько снимков на лестнице. Миновав «сервант» кубков, мы оказались у другой лестнице, выкрашенной в точно такой же цвет, как и предыдущая. Поднялись.
- Ммм! Одиннадцатый кабинет.
- Уроки психологии, - нахлынули очередные воспоминания.
- Да! – воскликнул Мансур, - Помните экзамены?! «Билет номер восемь!» в наушники, а Лиля в актовом зале: «Какой билет?!» громко на весь актовый зал.
- Ха-ха, - прыснули мы смехом.
- И давай листать тетрадь с ответом!
- Актовый зал не изменился, – двинулись мы в соседнее помещение.
- Что? Сразу видно, кто-где привык себя чувствовать? Правда? – подметил Миша, стоя рядом с Пашей на сцене.
- О! Сцена, сцена! – вздыхал Паша.
- Миша, помнишь, как мы защищали наш диплом здесь?! – спросила Даша Мишу.
- Конечно!
- До сих пор не понимаю. Как? Как мы его сдали? Как мы смогли его защитить!
- Актовый зал не изменился особо.
- Да, актовый зал единственный остался наверно, где еще не было большого ремонта, - подтвердила наша «путеводительница», - Что тут? Проектор повесили, да и все.
- Передние ряды убрали.
- Да. Студентов стало меньше, просторнее, не как раньше. Мы все даже боялись, когда ваш выпускной был, выдержит ли актовый зал.
- А что?
- Ну, когда вы выпускались, вас был много очень, чем обычно. Пять групп, под тридцать человек почти, только вас было тридцать. Еще родителей сколько было, гостей. Нагрузка оказалась большой.
- Да. Тогда последний звонок точно мог стать последним, не только нашим, - иронизировали некоторые.

Однако актовый зал, как и все здание главного корпуса, ничуть не изменился в стойкости. Десятилетиями живущее здание, построенное раньше октябрьской революции, стоит крепко и по сей день, изредка меняя лишь вышедшие из строя детали, и обновляя свою внутреннюю рубашку. За десять лет, что я знаком со зданием, бурый цвет кирпича, так и остался загорелым, будто корпус ежедневно принимает солнечные ванны, несмотря на знойное лето, и айские морозы среднего Урала.
- О! А здесь панели оставили. Вот они! – заметил Миша.
- Ах, эти! Господи, о каких панелях все спрашиваете. Эти что ли! – удивилась нашему замечанию Алена Сергеевна.

Традиционно, на достигнутой точке, руками Анатолия Борисовича была сделана пара снимков на сцене, где прошло наше студенческое творчество, и где мы стали полноценными специалистами – учителями английского языка, подтвердив восемью красными дипломами и двадцатью двумя синими.

Следующий исторический снимок первой встречи, думаю, займет одно из главных мест альбома «Мой Alma Mater». Снимок на улице, перед главным корпусом.
- Что-то Флиса Ямилевна не отвечает. Гудки идут, а не берет трубку.
- Будем ждать ее, или может, сами к ней поедем?
- Да, давайте сами поедем. Дома она наверно сейчас.
- По машинам!

Наш кортеж из пяти машин покинул «Революционную, 17» и направился к нашей классной маме.


Рецензии