Морозная Эллада

Помню,как вчера. С утра по телевизору - "Лебединое озеро". По всем трём каналам, что были доступны в 1991 году в поселке Красногвардейском. Часам к 10 утра позвонили из области, из редакции "Нашего Белгорода". "Сами, - говорят, - не очень в курсе московских событий , но под окнами собралась кучка очень решительно настроенных молодчиков. Если в столице победит путч, то нас отсюда добром не выпустят".
Это понятно. "Наш Белгород" тогда был газетой, которую у киосков из рук рвали. Кость в горле городских властей.
Три дня жили мы в провинции в подвешенном состоянии . В райкоме шли бесконечные совещания. Был создан РКЧП во главе с начальником сельхозуправления. Редактор райгазеты срочно примчался из отпуска, с Югов, напечатал номер с документами ГКЧП, и улетел на море догуливать своё.
Знал бы, чем ему такое рвение обернется.
Ну, и люди судили-гадали: чем всё кончится?
Тогда все видели, что Советский Союз выдохся. Очереди, безденежье, беспросветность.И все понимали, что ГКЧП настроен всё это законсервировать. А общество хотело двигаться ,хоть как-то преобразовать жизнь. И ГКЧП не получил у народа никакой поддержки.
Поэтому через три дня, когда путчисотов поместили в "Матросскую тишину", все вздохнули с облегчением.
Из "Нашего Белгорода" позвонили. Говорят - молодчики из-под окон редакции исчезли, будто не было.
Ну вот.
А дальше ничего не случилось. Потому что чаяния народа на перемены никак не совпадали с чаяниями номенклатуры. Ведь на местах по всй стране оставались те же партийные бонзы, что и довели СССР до краха. Всюду заправляли выпускники ВПШ, партийные и комсомольские секретари. Только теперь они управляли не государственными кусками собствености, а лично приватизированными.
И началось несусветное воровство. Население стремительно делилось на тех, кто не знал счёта деньгам, и тех, кто считал последние копейки. И за стремительным развалом страны мало кто замечал, как расслаивалось общество, как возникали и стремились залить все пространство новые политические и общественные течения. Тогда выявились три основных потока общественноой мысли и настроений. Первым стала бюрократичекая и клерикальная составлялющая - производная ГКЧП. Чиновники и священники становились настоящей властью, хребтом нового режима.Это были враги всяких перемен, цементирующее бесправную и нищую Россию .
Но, наравне с пеной, повилась и здоровая национальная идея. Во множестве выпускалась просветительская, дискуссионная, научная литература, шли нешуточные сшибки мений на телеэкранах, в каждом городе был свой неистовый вития. Это были люди с неподдельной болью за Родину, но без всякой государственной поддержки. Именно эта идея убеждала, что в стране есть настоящая жизнь, и она может стать примером для всей России.
И тогда же появилась третья волна - либеральная. Она содержалась на деньги из-за границы, и прикрывалась демократической фраой.
Собственно, все десять лет три этих направления составляли суть политической борьбы. Победитель оставлял за собой право строить Россию по своему разумению.
Нынче нужно приизнать - в России победил ГКЧП. Мы вернулись в поздний СССР со всеми его чудесами. Для примера раскойте, хотя бы, номер "Нашего Белгорода". Штампы, ложь, шинельный стиль.
Я уж не говорю про телевизор.
Хорошо всё это, или плохо?
А вот смотрите.
Россия - студеный материк, льдина. А льдина может оставаться льдиной, лишь в замороженном состоянии. Уже при нуле градусов она начинает таять. А размороженная льдина - это уже болото.
Вот Путин и включил в 2000-м году подзабытый холодильник ГКЧП.
Очевидно, что Россия нынче именно такая, каковой только и может быть. С бесправным населением, со всесильными спецлужбами, с беспросветной полярной ночью. И упаси Боже кого-нибудь выключить холодильник.
Захлебнёмся


Рецензии