Как издать книгу и не остаться без штанов

                «Каждый не имеющий машины мечтает ее купить.
                Каждый имеющий машину мечтает ее продать»
                (с) «Берегись автомобиля»

Чего скромничать и лицемерить, каждый автор спит и видит свою собственную книгу в бумаге, в твердом переплете, тысячными тиражами, ласкающую взоры восхищенных читателей на книжных полках крупнейших магазинов страны и мира. Если уж мечтаешь, то ни в чем себе не отказывай!

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» Эти бессмертные строки должны стать вашим лозунгом в борьбе за собственную бумажную книжку. Важно не погибнуть в этой борьбе и не остаться никому должным.

Существует масса способов создания собственной бумажной книги. Самый примитивный – просто распечатать ее на лазерном принтере, тем более, что продвинутые модели принтеров позволяют печатать брошюры с автоматическим разбиением на страницы при размещении текста по 2 страницы на лист с одной стороны или по 4 страницы с обеих сторон. Единственно, что при этом принтер не будет разбивать текст на «тетрадки», то есть данный способ подходит лишь для небольших буклетов.

«Тетрадка» – специфический типографский термин, означающий набор листов в элементе сборки. Впоследствии «тетрадки» сшиваются в книгу и накрываются обложкой.

Итак, мы не самиздат, такой путь претит нашей гордости, нам желательно увидеть книгу именно в типографском профессиональном исполнении, чтобы краской пахла и была до рези в глазах неотличима от настоящей книги, вплоть до входящих и исходящих данных, а также имела манящий и загадочный ISBN.

Мы гордо идем в издательство! Какое? Естественно в самое крутое, ведь мы написали шедевр и его тотчас поставят первым в план издательства, подвинув былых замшелых авторитетов типа Пелевина, Акунина, Лукьяненко и Донцовой. Не получилось? Послали? Вообще ничего не сказали? Знакомая картинка – попасть в обойму авторов крупных издательств дано лишь очень немногим.

Все пропало? Нет! Вы неправильно начали разговор! Вы ведь совершенно искренне хотели и обозначили свое желание напечатать тираж собственной книги на деньги издательства, да еще получить при этом хороший гонорар, который позволил бы вам не только потешить самолюбие и утереть нос злопыхателям, но и поработать спокойно годик-другой над следующим шедевром. Все верно? Забудьте! Выкиньте из головы! Не заморачивайтесь! Не тратьте свое время и нервы на битие головой в бетонную стену, пойдите другим путем, как учил дедушка Ленин!

Предложу с ходу рабочий вариант фразы, которая золотым ключиком волшебным образом распахнет перед вами двери любого издательства. Фраза должна включать в себя следующие обязательные слова: «Хочу на собственные средства издать тираж своей книги». После этих слов с вами начнут обращаться нежно, внимательно, заботливо, заглядывая в глаза и похлопывая по плечу, восхваляя ваше творчество и вас самих за то, что тратите жизнь на творчество, а не прожигаете ее в питие и разврате. Уже нравится? Правда? Но немного смущает фраза «на собственные средства»? Естественно смущает, ведь у среднестатистического писателя в кармане вошь на аркане и куча долгов. Куда уж тут «собственные средства» вкладывать?

Но не все так печально, ведь мы еще не определились с масштабами, размахами, планами реорганизации Вселенной или, проще говоря, пределами собственной гордости.

«Тварь я дрожащая или право имею?» Весьма правильные слова, хотя и сказанные по другому поводу. Начнем с малого – с одиночной книги. Современные технологии цифровой печати позволяют печатать любую полиграфическую продукцию, как то – брошюра, газета, журнал, книга, – от одного экземпляра. Правда при этом верхний потолок ограничен – до 500 экземпляров. Всего 500 или ого-го-го 500? Определяйтесь, потому что для более крупных тиражей нужна совсем другая технология и готовый макет книги.

Итак, мы пришли в издательство. Не в ЭКСМО, не в АСТ, не в издательство «Имени мечты каждого автора», а во вполне обычное издательство, в рекламе которого одним из пунктов услуг стоит «Книги по требованию», а в используемом оборудовании «цифровая печатная машина (ЦПМ)». Не лишним будет поинтересоваться, обладают ли специалисты издательства навыками верстки и макетирования, есть ли у них собственный дизайнер.

Произнеся волшебную фразу, сразу переходите к сути. Сообщите, с какого этапа вы хотите начать сотрудничество с издательством.

   1.  «У меня есть только текст в Word». Следовательно, вам нужен полный цикл работ.
   2.  «У меня есть готовый макет для печати в формате PDF». Вам нужна обложка, то есть услуги дизайнера.
   3.  «У меня есть готовый макет и обложки». Вам нужно определиться с тиражом и затратами.

Для начала определитесь с форматом издания, он существенно влияет на стоимость книги. Самый ходовой формат А5.

Определитесь с обложкой – мягкая или твердая, матовая или глянцевая, черно-белая или цветная. Каждый из параметров влияет на стоимость. Рекомендую для начала сделать мягкую цветную матовую обложку – это вполне нормальный вариант. При этом у вас уже будет дизайн обложки, который вы потом сможете применить и к твердой глянцевой обложке, если бюджет выдержит добавку стоимости.

Определитесь с версткой книги, специалист издательства что-то сделает, но в любом случае потребуется ваше участие, так как конечное решение принимаете вы. Если вы хотите выпустить свою книгу в более-менее профессиональном виде с входящими и исходящими данными, вам придется проделать часть работы самому или поручить сделать это издательству, положившись на их профессионализм. Но будьте реалистами – по сути это обычная типография, которая назвала себя издательством, потому что у них работает верстальщик и дизайнер. Они не профи в мире книгоиздания, они никогда не решали таких задач, результат может вас не обрадовать.

С примером входящих и исходящих данных можно познакомиться здесь:


Надеюсь, что вы понимаете разницу между «напечатать книгу» и «издать книгу». Обратите внимание, нигде я не упомянул, что с вашим текстом работают редактор и корректор. То есть вы печатаете книгу как есть, со всеми ее ошибками и заблуждениями о гениальности и непорочности автора и его стиля. На самом деле в тексте масса ошибок, сюжет кривоват, текст грешит канцеляризмами и шаблонами, образы плоские, сюжет затерт до дыр и скучен. Тем не менее, книга напечатана.

Серьезное издательство имеет в своем штате и редактора и корректора, в очень серьезном издательстве – это целый штат сотрудников, заточенных на работу с рукописями автора. В отличие от книгопечатания книгоиздание ориентировано на получение прибыли, то есть на выпуск в свет книги, которую не просто приятно взять в руки, но и приятно читать.

Естественно, что немаловажную роль здесь играет автор, без него рукопись вообще не родилась бы на свет. Но лишь очень великий автор, имеющий богатый опыт успешного доведения книги до выхода в свет, может с ходу писать практически безукоризненные рукописи. Но это все равно рукописи. И с ней будут работать редактор и корректор прежде, чем рукопись превратится в издание.

Услугами корректора и редактора вы можете воспользоваться безотносительно издательства, в частности, даже на портале Проза.ру периодически появляются предложения профессиональных редакторов поработать с рукописями авторов. Корректоров можно найти где-то рядом, как любил говорить про истину агент Малдер.

Сказано практически все, кроме главного – хочу гонорар и известность, как это получить?

Известность лишь косвенно связана с талантом автора, ведь известность может быть и скандальной. Если же вам нужна известность признанного автора, обратитесь к Музе, Пегасу, напрягите талант, укрепите волю и работайте, работайте, работайте – дорогу осилит идущий!

А вот с гонораром сложнее, тут талант вам не поможет. Талантов у нас много, а гонораров мало, поэтому конкурс на один гонорар великий, а свободных мест нет.

Но вы можете рискнуть и выпить шампанского, то есть получить гонорар, если вам повезет и читатели признают ваш талант и проголосуют в кассах книжных магазинов, раскупая тиражи вашего бестселлера.

Я говорю об издании серьезного тиража вашей книги – 1000 экземпляров и более – в серьезном издательстве с поддержкой профессиональной издательской команды, заинтересованной в продажах. Они предложат вам издание на паритетной основе, так как вы новичок на книжном фронте и о вас никто ничего не знает. Это несет массу рисков издателям, но нормальный издатель готов рискнуть, поделив риски с автором. Причем даже не 50 на 50, а 30 на 70, то есть вы оплачиваете 30% стоимости издания, а остальные затраты несет издательство. При этом издательство берет на себя редактирование, корректуру, верстку, выдачу ISBN, подготовку обложки, предпечатную подготовку, печать тиража и сборку книг, доставку книг в магазины и контроль продаж. В случае успешной продажи книг вы получаете гонорар в том же соотношении, как несли затраты на издание книги.

В случае успеха в договор на повторный тираж вы можете вносить другие условия выплаты гонорара, ведь начальный этап уже окупился и счет начинается с нуля.

Вполне вероятно, даже скорее всего, книги пролежат на книжных полках невостребованными и вернутся в издательство. Вы потратили свои кровные деньги, даже заняли у друзей или взяли кредит в банке, рассчитывая возвратить после реализации книг и выплаты гонорара, а вышел пшик. У вас есть масса книг и долги. Что делать, куда податься бедному писателю? В продавцы, рекламщики, промоутеры собственной книги. Ищите способ, как сбагрить хотя бы за небольшие деньги, а порой и бесплатно, тонны макулатуры. Помните, что каждая книга, отправленная в массы, когда-то сыграет на вас, на вашу известность. Проводите встречи с читателями, продавайте на этих встречах свои «бестселлеры» с авторскими автографами, дарите свои книги библиотекам и школам, продавайте с лотка на книжном базаре. Книга должна быть пристроена! Иначе крах всех идеалов и падение творческого энтузиазма.

Зачем вам эта злая ненужная судьба? Это вы решаете сами. Каждый автор, написавший книгу, мечтает ее издать, но у большинства получается только напечатать! Но и это нужно делать достойно – ведь вашу книгу будут читать живые люди!

Творческих успехов, брАтия и сЕстры! Помните, не гонораром единым жив человек, вполне возможно, что вас оценят по достоинству только после смерти! И даже наградят… посмертно…, как говорил герой Юрия Никулина в незабываемой комедии Гайдая «Бриллиантовая рука».


Рецензии
Серёжа, очень нужная статья, многие не знают о таких издательствах. Вчера у меня благодаря Ридеро стало на 2 книги больше, так что теперь их 12. )
А тебя с праздником!
Большого счастья!

Лариса Малмыгина   22.02.2020 12:43     Заявить о нарушении
Ух, ты! Двенадцать книг!!! Молодец! Поздравляю! А я вот все тяну, никак не могу осилить последнюю книги из серии - не идет и все. Скоро уже обложки будут готовы, а тексты еще в пути :)

Спасибо за поздравление!

Сергей Шангин   22.02.2020 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.