Хельсинки

ХЕЛЬСИНКИ

За бортом автобуса, шелестевшим  шинами по серой ленте асфальта со скоростью сто-сто двадцать километров в час, проносились знакомые пейзажи российской равнины. Условная государственная граница пройдена, но природу разделить невозможно. В ней можно встроить что-то новое, необычное для глаза. Таким необычным наблюдением стало ограждение вдоль всего шоссе. По бокам справа и слева вдоль дороги тянулись ограждения в виде забора, где в виде стальной сетки, где шумоотражающего стекла или рифленого железа. Это сделано для безопасного, безостановочного движения транспорта, защита от диких и домашних животных, и, конечно, человека.

В нынешних условиях, когда есть Интернет, путешествовать стало проще, и в тоже время снимается из сознания фактор неожиданных впечатлений, поскольку предварительно уже просмотрены многие кадры интересных мест из архитектурных находок русских и финских архитекторов, но одно дело фотография, другое личное впечатление.

Естественно, внимание в первую очередь привлекает, а затем остается в памяти, что-то необычное, не стандартное.

Памятник финскому композитору Яну Сибелиусу. Сквер на берегу залива. Толпа. Перед нами только что остановился автобус с китайскими туристами. Весь склон к берегу залива заполнен китайцами: все с телефонами, планшетами, компьютерами. Издали просматривается скульптурная группа из металлических труб, напоминающих орган, расположенный на насыпном холме, а чуть ниже, на кромке каменной стены голова из светлого металла самого композитора. Вокруг головы композитора бесформенные облака из металла, выражают как бы витающие мысли творца. Китайцы фотографируются под головой, на голове композитора, поодиночке и группами. Авторы скульптуры, если они хотели приблизить композитора к массам, добились своей цели. Народ вплотную общался с представителем финской культуры.

Чуть ниже по склону сквера, прямо на лужайке разбросаны газеты на китайском языке, развернут красный плакат с белыми иероглифами на кусте и опять китайцы, но другие. Эти протестуют против запрета в Китае какой-то секты, где она запрещена уже долгие пятнадцать лет. На берегу залива скромные скамейки, чайки, лодки, дует упругий ветер. Китайские туристы отъехали, ещё раз рассматриваем памятник Сибелиусу и садимся в автобус.

Конечно, в Хельсинки много интересных памятников, музеев, галерей, посмотреть и посетить все за один день нереально, да и не к чему. Но финны, как все скандинавы, стремятся к оригинальности, к созданию необычных зданий с необычными формами и содержанием, стремятся показать миру свою самость.

Таким оригинальным архитектурным сооружением является здание католической церкви в Хельсинки, сданной в эксплуатацию во второй половине прошлого столетия. Конечно, я прочитал в Интернете всё, что опубликовано о лютеранской церкви в скале под названием ТЕМППЕЛИУКИО. Мы поднимались к церкви по улице со стороны канала. Если, как пишут СМИ, смотреть на неё сверху, то крыша этого здания напоминает летающую тарелку. Однако снимок на моем телефоне, вид снизу, напоминает остроконечный холм. Вход в храм напоминает вход в бомбоубежище, или овощехранилище, тяжеловесная бетонная щель, не зная, что это вход в духовное здание можно пройти мимо, и не обратить внимание. Вход в церковь свободный, легкий, как вход в автобус с низким полом. Первое впечатление, что ты вошел в какой-то шар. Сразу, под ногами, пол уставленный скамьями амфитеатром спускается вниз, к сцене, а потолок купол нависает над всем пространством. В зале приятный полумрак, свет исходит из окон, образовавшегося пространства между куполом и скальным камнем. Стены, рифленый камень, сохранивший черты и изломы, образовавшиеся после взрыва скалы. Кое-где на камнях выступает влага. В зале приглушенные людские голоса. Люди ходят между рядами скамеек, сидят, смотрят вокруг, поражаются увиденному. Внизу, слева от сцены, пианино, пианист исполняет в живую легкую романтическую мелодию. Впечатление такое, что эта мелодия исполняется лично для тебя. Превосходная акустика, для проверки поднимаюсь на второй ярус. Здесь тоже скамьи и скалы. Мелодия музыки ровная, душевная, располагающая к созерцанию, к глубоким раздумьям и отдыху. Сажусь на свободное место, глаза поднимаются к вершине купола, непроизвольно закрываются, и в этот момент летишь над миром, над всеми пейзажами и памятниками, которые посчастливилось видеть, воспринять в многочисленных путешествиях. Оригинальное, запоминающееся посещение. Но как всегда, всё новое пробивает себе дорогу в борьбе мнений и эта церковь в скале не обошла этой борьбы мнений. Сейчас церковь ТЕМППЕЛИУКИО одна из самых популярных и посещаемых храмов мира. Не забываемое впечатление, которое не ощутишь, листая картинки в Интернете.

Рынок в Хельсинки расположился на берегу моря в центре города. От рынка, вверх по аллее вход в парк. Слева от входа стоит фонтан в виде обнаженной молодой женщины – «Дочь Балтики», или финны прозвали её «Бесстыжая Аманта». Скульптура женщины была отлита из бронзы в Париже, а затем появилась в Хельсинки в 1908 году. Моральные устои общества в те далекие годы были не потревожено лесбиянками и гомосексуалистами. Общество негодовало против обнаженки, но дама на пьедестале выдержала словесные баталии и до сегодняшнего дня обливается водой, как бы защищаясь от взглядов многочисленных зевак. Это очередная русалка скандинавского мира. На память сразу приходит родной Екатеринбург, 20-е годы, на центральной площади города была поставлена скульптура обнаженного мужчины, скульптора Эрзи, как символ свободного труда, но на Урале скульптура сразу получила прозвище «Голый мужик», а затем, под давлением общественности «Голый мужик» куда-то бесследно исчез, мог бы быть сенсацией города, то было жестокое время.

Но пора отдохнуть от музеев, скульптур и памятников. Садимся с женой в открытом кафе за столик, пьем пиво. Напротив небольшая эстрада – легкая музыка, цветы, шаркающие звуки прохожих. Но глубокого отдыха не получается, бухгалтер из кошелька сердится: «Что ты делаешь, - кричит он из кармана. Считай. За пиво ты отдал 13 евро – так? Да, так, - соглашаюсь с этим жмотом. Так умножь 13 на 70. Умножил? Сколько получилось? 910. Так вот это 910 рублей. На 910 рублей дома в Екатеринбурге ты можешь выпить ведро пива, а здесь всего две кружки. Сечешь! С некоторой обидой на себя родного допиваю пиво.

Идем в парк. Чистота, цветы, дети, взрослые и свободные места на скамейках. Финнов здесь нет, больше туристы. Мы пошли гулять по парку, где-то свернули в незнакомый переулок и отклонились от маршрута. Когда вспомнили о времени, то поняли, что опаздываем на автобус. Обращаться к прохожим с вопросом: «Как выйти на Соборную площадь с незнанием языка, все равно, что мычать коровой среди пустынного поля».

Но нужда, заставляет. На встречу шел невысокий мужчина в светлых брюках, в черном бархатном пиджаке. Я что-то начал лепетать по-немецки. Мужчина ответил, что он славянин. На душе отлегло. Мужчина оказался поляком из Кракова. По слогам мы поняли друг друга. Оказалось, что он приехал неделю назад в Хельсинки на философскую конференцию и уже ориентируется в городе, а мы здесь всего несколько часов. Он вывел нас на Соборную площадь.

Первое знакомство с Хельсинки состоялось. Далее мы едем в Турку.


Рецензии
Здравствуйте! И я там была, но пиво не пила... Я с Вами была, в той же группе. Привет Марии!

Светлана Винокурова 2   24.11.2015 14:56     Заявить о нарушении
Добрый вечер Светлана, спасибо за прочтение и отзыв. Приятно, что наши оценки виденных объектов одновременно совпадают. Мария передает Вам привет. В Китае я был в 90-е годы. Как у Вас погода, чем занимаетесь? Включайтесь активно в прозу.ру. С уважением и добрыми пожеланиями.

Владимир Голдин   24.11.2015 17:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.