Сквозь камни прорастёт трава

Пьеса в одном действии
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Женщина
Света
Инара
Саша
Эльвира
Надя
Стас
В воспоминаниях Женщины
Мать
Таня ,ее дочь
Лайма
Видуж, староста лагеря
«Лютый», начальник строительства в лагере
Действие происходит в наши дни и в 1944 году.
Небольшая роща. Площадка, выложенная плитами, в конце которой
— памятник узникам-жертвам фашизма. На переднем плане
ствол поваленного дерева. Время от времени слышен стук проходящей
электрички. Откуда-то доносятся, приближаясь, звуки гитары, голоса.
Появляется группа ребят: Стас с гитарой, рядом с ним — Инара.
Следом идут Эльвира, Надя, Саша.
Инара (останавливается). Все. Вам — вперед, мне... (жестом показывает
в сторону, откуда пришли.)
Стас (приобнимает за плечи). Чего ты! Хоть до электрички... Рано
совсем.
Эльвира. Потом обратно одной пилить?
Саша. Инара, я провожу, чего ты?
Стае. Проводим.
Эльвира. Так и будем туда-сюда-обратно? А кафе? Между прочим,
уже восьмой...
Надя. Нет уж! Или всем, или... Представляю: одной остаться, да с
таким настроением!
Эльвира (Наде). Ну, а ты при чем? Оставайся и ты. Вообще, совет
даю: меняйся с Инарой, тебе не привыкать в деревне...
Саша (Инаре). Может, все же махнешь? Потом в тачку посадим.
Эльвира. Не шелестите купюрами, сеньор! Впрочем...
Инара. Не бойся, Эля, я никуда не еду!
Эльвира (пожимая плечами). О ней заботишься — она же обижается!
Дурное настроение — не порть другим. Могла позвонить
- вообще не приехали б.
Инара отходит, садится на ствол дерева.
Саша. А чего мы в кафе не видели? Давайте тут... Тишина, воздух.
Никто не мешает. Музыка с собой. (Садится рядом с Инарой.)
А в кафе рванем после зачета.
Эльвира (с иронией). Посидим, поокаем? Я - сыта. Танцевать хочу!
Стас!
Стас. Я - как все. Все идут — и я иду, все — сидят, и я — сижу, все
спят — и я спу... спю. В ком развито чувство стадности — так
это во мне. (Удобно устраивается на поваленном дереве, тихо
наигрывает.) Решайте.
Надя (тоже присаживается на дерево). Здесь такая благодать!..
Эльвира. Ну, как всегда: к Инаре выберешься — на весь день застрянешь.
Стас. Не ворчи, старуха, любить не буду. (Делает несколько громких
аккордов, поет)... От сессии до сессии живут студенты весело.
Давайте все... Эльвира, голос!
Эльвира. Да ну вас!
Саша. Только не эту! Нашу, фирменную!
Стас. Эля, народ просит! Требует! Талант служит народу!
Наклоняясь к Эльвире, что-то ласково шепчет на ухо.
Эльвира (невольно улыбаясь, запевает).
Прощай, экзаменов пора,
И я студент... Ну?
Все:
И я студент, гип-гип — ура!
Прощай, родная абитура!
Я свысока смотрю на тех,
Кому не дорог политех,
В наш век ведь инженер — фигура!
Что мне там фонетика, этика, генетика —
Ничего такого мне не надо.
Политех — важнее всех,
Всех солидней — Политех,
Политех — моя отрада.
Надя (с чувством). Замечательно, девочки, правда?
Стас (передразнивает). Саша, правда?
Все засмеялись.
Надя (смутилась). Да ну вас! Разве я не права: уже давно студенты,
а песня осталась... Эля, еще что-нибудь!
Эльвира. Хватит! Все это чепуха. Насилие над личностью. Кажется,
вечность не танцевала!
Стас. А что ж у Инары?.. Я предлагал.
Надя. Ничего не понял? У бабушки давление.
Стас. A-а! Жаль! Такие диски! И где такие достают?
Эльвира (с иронией). Их достают у Саши, когда папочка из плавания...
Стас. Э, не сообразил! Ладно, заметано. (Саше.) Ты у меня не отвертишься!
Саша. Сочтемся. Только Монтень — мой. У тебя все равно без дела
стоит... Кто там страдает? (Оглядывает площадку.) Чем не
танцплощадка? (Тоном конферансье.) Внимание! Сегодня
программу ведет ВИА «Сюрприз» в составе: контрабас — Стас
Изотов, гитара — Стас Наймин, простите, Изотов, ударные
инструменты — он же! Человек-легенда, человек-оркестр!
Стас подыгрывает Саше, шутливо раскланивается.
Эльвира. Давай, оркестр, веселей! Надя!
Надя молчит, отвернувшись. Эльвира подбегает, тормошит ее,
тащит в центр площадки. Стас играет. Эльвира и Надя начинают
танцевать, все более увлекаясь ритмом. Тем временем у Инары и Саши
серьезный разговор.
Саша. Зяблик, милый, хватит, а? Сама завелась, всех завела. Такое
начирикать! «Мои метры! Моя площадь!» Квартиру кто полу9“
4315 129
чил? Бабушка. Соображать надо! На твоем месте вернулся б и
извинился.
Инара. У тебя еще много советов? Карманы от запасов не лопнут?
Саша (с обидой). Как знаешь. А если по-честному: по-пустому завелась.
Стас. Инара, ну чего вы? Для кого играю?
Эльвира. Тебе нас мало?
Стас. Нет, какой друг? Всех завел — сам в стороне!
Надя. Стас, оставь их. Пускай она успокоится.
Инара (взрываясь). По-пустому? Тебе легко! Как у Христа за пазухой!
Все под боком. И стипендия — надо не надо. А мне?
Подъем в шесть, в семь - на автобус. Целый день - ни поесть
толком, ни переодеться. А потом: ах, последний автобус! Ах,
последняя электричка! У меня мечта — отоспаться!
С т а с . Эй, люди! Подписывайте акт о ненападении! Прыгайте сюда!
Саша (машет рукой Стасу — подожди, не мешай). Ну, все, успокойся.
Конечно, у тебя трудности...
Инара (перебивает). А тут такой обмен! Самый центр! С телефоном!
Скажи - не поверят!
Саша. Не пори горячку. Так же нельзя... Как обухом по голове.
Инара. А как можно? Она ж одно твердит: «Умру, похороните -
делайте, что хотите!» Что мне прикажешь - ей смерти желать?
Саша. А Ада Ильинична?
Инара. Сам видел. Ей чтоб и овцы целы, и волки сыты... Всех
жалко.
Саша. Все равно — помягче надо было. Не сразу... Поговорить раз-
другой...
Инара. Сколько их было — разговоров! Такой обмен — раз в сто
лет... Тем более на наш поселок — атомная рядом. Ненавижу!
(Плачет, роется в карманах в поисках носового платка.) Всех!
Всю эту жизнь ненавижу — жить не хочется!
На дорожке появляется Женщина с букетом цветов в руках,
смотрит на ребят, они пока ее не замечают...
Женщина (не выдержав.) Ребята, разве другого места нет — танцевать?
Она сказала тихо, ее слова то ли не расслышали, то ли не захотели
услышать.
Ребята! Я спрашиваю: другого места нет для танцев?
Танец оборвался, неловкая пауза. Стас еще что-то продолжает
наигрывать, но девушки стушевались.
И не стыдно вам?
Инара (зло). Еще одна... Ходок... на ночь глядя. И здоровье позволяет.
Что им не сидится? Едут-едут, идут-идут... Мне бы их
время!
Саша (тихо). Инара!
Инара вдруг вскочила, подошла к ребятам.
Инара. Стас, ты что? Играй! Чего смотрите? Хотите, «брейк» покажу?
Стас. Так я не смогу...
Инара. А ты рваный ритм дай. Ну! (Танцует.)
Эльвира. Ого, Инара, где набралась?
Инара. На бальных вместо разминки. Ты ж не ходишь! Давай,
пробуй!
Эльвира пытается повторить движения Инары.
Женщина. Вы что, не понимаете: здесь же могилы...
Инара (жест в сторону). Не здесь — а там!
Женщина. Здесь каждый метр братская могила.
Инара. А что мы, мешаем? (Не прерывая танца, показывает, что
путь свободен.)
Женщина (беспомощно). Неужели вас не научили, что это... это
кощунство?
Саша (решительно подходит к Инаре, берет за руку). Кончай комедию!

                Продолжение следует.


Рецензии