18. Глава 38. Воля к смерти. Золотое сечение. Пята
( Max Frisch)
На мой взгляд, лучший образ смерти (как и духовной, так и телесной, любви, да, и самого рождения человека, загадочного появления на Свет нашего Я) – улыбка чеширского кота, оставшаяся на дереве после того, как кот убежал! Льюис Кэрролл позаимствовал «улыбку кота без кота» у Архимеда. Математическая процедура получения улыбки кота без кота - то самое таинство, которое так же потрясает воображение, как эффект бабочки! Ученые просто не касаются их, этих «эффектов», не то, чтобы изучать их и экспериментировать с этими двумя реальностями. Но они есть. Они не кантовские вещи – ноумены, трансцендентального мира. Они в нашей повседневной реальности. Они – это то самое, что дает возможность «пощупать» не только наше или чужое «тело» и насладиться этим, но и «пощупать» наше Я! Как прекрасно сказала об этом Марина Цветаева. Я не перестаю восхищаться всей тонкостью и вместе с тем научной строгостью ее простого стихотворения! «Одна половинка окна отворилась. Одна половинка души показалась. Давайте откроем и ту половинку, и ту половинку окна!»
Больше всех о смерти писал Монтень. Со всех сторон ее рассматривал! Артур Шопенгауэр в своем главном произведении «Мир как Воля и Представление» в «примечаниях» тоже очень много уделил внимания смерти. Но его интересовала не столько смерть, сколько самоубийство. Как известно, Шопенгауэр «доказал», что человек не может покончить жизнь самоубийством. Что любое самоубийство, если в нем покопаться как следует, оказывается убийством… . Но, вот, что удивительно: ни Монтень, ни Шопенгауэр не коснулись темы воли к смерти. И, вообще, кроме одного автора, я ни у кого не встретил даже словосочетание «воля к смерти»! Только один писатель посвятил этому вопросу, считай, все свое произведение. Я говорю о Джеке Лондоне и его «Мартине Идене». Отлично понял Джека Лондона Владимир Высоцкий, сыгравший радио-спектакль «Мартин Иден»!
Мартен Иден, отнюдь, не кончает жизнь самоубийством. Купив билет на ночной рейс морского корабля, он, посредине Океана, открывает иллюминатор и вылезает в волны, наблюдая, как освещенный лайнер все дальше и дальше уходит от него. Оставляя его один-на-один с Океаном! Мартину Идену не до Океана, и не до корабля. Он собрался побороться со своей волей к жизни, противопоставив ей волю к смерти. При этом, не будучи уверенным, что его воля к жизни не окажется сильнее воли к смерти, он не оставляет воле к жизни ни один шанс!..
У меня, как у врача судебно-медицинского эксперта, психиатра и криминолога очень мало наблюдений случаев, где , скорее всего имела место воля к смерти. И меня не устраивают никакие моральные, психологические, философские и религиозные объяснения воли к смерти, над которыми я думал. Кстати, в фейсбуке появилась некая румынка, которая не показывает свое лицо, не вступает в диалоги. Больше того, продублировала имя и фамилию уже существующего в фейсбуке лица. Так вот, кто бы она ни была, она как будто подглядывает мои мысли! Нет, у меня еще нет синдрома Кандинского! И сейчас вот она меня подловила, подсунув мне Анну Каренину Вернее, архетип Анны Карениной. А, ведь, у Анны Карениной тоже была, скорее воля к смерти, а не самоубийство! Спасибо тебе, кто прячется в фейсбуке за вторым именем Ioana Ionescu!..
Воля к смерти это из области улыбки чеширского кота или кота Эрвина Шредингера. Эти два кота, принесли математикам и логикам столько головной боли, и не зря, ибо коты не только философски реальны, но и математически реальны. Правда, чеширский кот живет в мире нашем, а кот Эрвина в квантовом… . Если не принимать во внимание, что мне «телепатнула» некто, называющая себя румынской студенткой… . Безусловно, эта особа из фейсбука, чрезвычайно умна, тонка, возможно и гениальна. Тогда нужно переосмыслить и архетип Анны Карениной.
Воля к смерти, на основании моих собственных размышлений, явление всегда подсознательное и в трех случаях, которые я хорошо изучил, свершилась с личностями сильными и одаренными… . Вот в этой главе я и расскажу об этих личностях, которых хорошо знал, до случая их воли к смерти… . Двое из них погибли. Ну, а третья личность жива. Чудом осталась жить… и сейчас сидит и пишет эти строки. Третья личность, это Я-сам!
Талгат Нигматуллин. Красивый и чрезвычайно талантливый человек. Актер, режиссер, спортсмен, писатель. Его смерть потрясла всех, кто его знал! А, после фильма «Пираты ХХ-го века» - кто его не знал?
В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в центре Вильнюса, в доме № 49 по улице Ленина, в квартире художника А. Калинаускаса (33 года, беспартийный, женат, художник общества фотоискусства. Мера пресечения — подписка о невыезде), пятеро «целителей» с особой жестокостью избивали руками и ногами не сопротивлявшегося актёра до тех пор, пока к полудню 11 февраля 1985 года не наступила смерть от несовместимых с жизнью повреждений внутренних органов. По данным, приведённым в книге Фёдора Раззакова со ссылкой на Тадеуша Касьянова, в то время одного из глав советского движения каратэ стиль СЭН'Э, непосредственно участвовал в избиении и руководил им известный московский каратист В. Пестрецов. Я хорошо знал Талгата. Я хорошо знал одного из его убийц. В «секте», в которой был Талгат, не было, так сказать, ритуала, чтобы умереть, не сопротивляясь. Талгата били люди, с которыми он мог легко справиться. Он не оказал никого сопротивления. У него не было причин, чтобы умереть. Мысли о самоубийстве, да еще таким путем, никогда не могли появиться у него. Не было человека, которого не поражала бы мысль, почему Талгат дал себя убить и принял мучительную смерть… .
Это – первый случай, когда я подумал о воле к смерти…
У меня был друг, Сережа. Тогда ему только, что исполнилось 25 лет. Окончил Институт электронного машиностроения. Спортсмен, каскадер. Снимался в нескольких фильмах. Весной спускался на байдарках по реке Мста. Мста берет начало из озера Мстино на территории Тверской (тогда – Калининской) области.
Уже на 57-м километре (от истока) река входит в Новгородскую область и на 445-м километре впадает в озеро Ильмень. Мста протекает над 30-метровой толщей известняков, представляющих собой массу отложений вымерших морских животных - кораллов, иглокожих и т. д. На участке Опеченский Посад - Боровичи река глубоко врезается в эту толщу и несется с огромной скоростью ( до 16 км/час в межень ) среди высоких ( до 20 м ), обрывистых известняковых берегов. Здесь ложе реки падает с пласта на пласт порогами-водопадами. Из 133 м падения Мсты ( от истока до устья ) на 30-километровый участок Опеченский Посад - Боровичи приходится 62 м ( уклон 0, 002 )… . Сережа был в байдарке вместе со своей молодой женой, которая была физически ему подстать. Они шли в группе. Между байдарками был надувной плот: байдарки часто переворачивались, и тогда можно было забраться на плот. Байдарка Сергея и Наташи – так звали его жену, перевернулась. Ребята смогли забраться на плот. Проходили как раз страшные подводные пороги. Течение было сильнейшее. Вдобавок в этом месте, где они перевернулись, были водовороты. Проплыли на плоту несколько метров. Байдарка, перевернутая, крутилась в водоворотах параллельно плоту. День был ясный, солнечный. Сергей, улыбаясь, прыгнул в воду и подплыл к перевернутой байдарке. Ухватился за конец каната и намотал его на руку. В очередном водовороте байдарку начало крутить, как пропеллер. Плот был в метр от байдарки. Наташа кричала, чтобы Сергей бросил байдарку и возвращался на плот. Он только смеялся! Несколько раз голова его погружалась в воду, но, появляясь над поверхностью воды, Наташа видела, что Сергей продолжал смеяться: он получал удовольствие от борьбы со стихией!.. Так, с улыбкой на лице он и утонул на глазах молодой беременной жены! Его нашли осенью, у моста, где река в глубине была перегорожена специальной решеткой. Байдарка встала поперек перегородок. Канат байдарки был намотан на кости предплечья … . Воля к смерти исключает страх перед ней и парализует мысль о ее, смерти, возможности…
Третий случай был со мной. В конце августа 2013 года. Я приехал на дачу в Завидово на последней электричке и пошел коротким путем через кусты. .. Я никого не видел и не слышал выстрела. Очнулся на земле. Надо мной стоял парень и пытался повернуть меня палкой. Периодически тыкал меня концом палки. Ему, видимо, нужно было убедиться, что я мертв! Мне ничего не стоило схватить конец палки… . И, вообще, свалить парня на землю, дернув за ноги… . Но у меня не было никакой мысли попытаться справиться с бандитом! У меня была только одна мысль: «Неужели вот сейчас, здесь, на этом клочке земли я умру?» По-правде говоря, эта мысль по-своему даже забавляла меня! Как психиатр, сейчас я понимаю, что сознание у Сергея, который утонул, привязав себя в водовороте канатом к байдарке, которая крутилась, как большой пропеллер, было изменено. Он был в эйфории: силой силушку превозмочь! Мое сознание тоже было изменено. В меня парень выстрелил из травматика, целился в лоб. Пуля прошла по касательной в лобно-теменной области. Я тоже был скорее в эйфории, ибо боли не чувствовал! Меня забавляла мысль, что вот так просто я умру! Исчезнет моя бессмертная душа на клочке земли! Умру, не зная, почему и от чьей руки… Что было на уме у Талгата – я не знаю! Нас троих объединяет полное отсутствие сопротивления смерти! Вернее, полное неосознание ее возможности… . Поэтому я и называю такое состояние воля к смерти. Ибо, сознание смерти и не сопротивление ей, есть не воля, а произвол. Да, произвол к смерти, хотя это и звучит коряво…
Свидетельство о публикации №215082000174