Как я дожил до 75

   Мне исполнилось 75 лет, а я еще живой и способен преодолеть пешком или на лыжах пару десятков километров. Нырнуть с высоты 2-4 метра и вынырнуть в 20 метрах от места, где занырнул. Принять в падении мяч при игре в волейбол.  Сумел без посторонней помощи подняться с бетонной дорожки, на которую рухнул с  четырехметровой высоты, пытаясь с шаткой лестницы дотянуться до самого красивого яблока на вершине дерева. После чего, преодолевая боль, вызванную полученными при падении ранами и гематомами, на велосипеде добраться от дачи до дома.
 И это после того, как профессор от медицины, впервые прибывший в 1948 году  обследовать детей заполярного Нарьян – Мара обнаружил у меня порок сердца – расширение левого желудочка и запретил мне не только помогать матери по хозяйству ( летом косить сено, зимой  пилить и колоть дрова, таскать с реки воду для коровы и овец, которых мать держала, чтобы мы не умерли с голоду, и т.д.), но и быстро ходить. 
Диагноз профессора через 10 лет подтвердили специалисты спортивного диспансера Ленинградского института физкультуры им. Лесгафта, после чего долго решали, можно ли разрешить мне участвовать в лыжных соревнованиях. 
 Что медики имели основание запрещать мне подвергать физическим нагрузкам свое сердце, подтверждает приведенное в Википедии определение  порока моего сердца : «Гипертрофия левого желудочка (кардиомиопатия), симптомы которой позволяют рассматривать данную патологию в качестве процесса, предполагающего структурную адаптацию сердца относительно метаболических потребностей, актуальных для миокарда, а также изменений, происходящих в гемодинамических показателях, является достаточно опасной в том плане, что зачастую завершением заболевания выступает летальный исход».
   Однако в послевоенные годы у матери не было ни времени, ни возможности выполнять предписания профессора. И я в меру своих сил продолжал помогать ей по хозяйству, а с 11 лет стал приобщаться к физкультуре и спорту. Порок сердца не позволил мне достичь высот на спортивном поприще, зато приучил с тех лет прислушиваться к самочувствию. А регулярные физические нагрузки  укрепили не только сердце, но и весь  мой с детства хилый организм.
 Как показал последний медосмотр, расширение левого желудка сердца осталось при мне на всю оставшуюся жизнь,  постоянно напоминает о себе  повышенной утомляемостью  и болями в области сердца. Тем не менее, я пережил многих своих приятелей и знакомых, которые на свое здоровье никогда не жаловались, не считали нужным или не умели прислушиваться к сигналам, которые иногда подавал им собственный организм. В то же время несколько моих знакомых, страдавших более серьезными, чем я,  сердечными заболеваниями еще в 80 годы прошлого столетия, все еще  живы.  Причина тому, на мой взгляд, в том, что они, как и я, научились прислушиваться к своему организму и реагировать на его сигналы. При этом не зацикливались на своих болячках, а старались придерживаться здорового, активного и умеренного образа жизни,. 
  Под здоровым образом жизни я подразумеваю, что человек не пьет, не курит, спит не менее 8-10 часов в сутки, регулярно ( не менее 2х раз в неделю) бывает на природе, занимается  как умственным, так и физическим трудом (или спортом).
  Под умеренностью подразумеваю умеренность во всем, но, прежде всего в питании. В годы Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады многие выжили, не умерев с голоду, получая в день по 200- 300 грамм хлеба и ничего более. Зато в первые десятилетия после войны никто не умирал от ожирения и недугов, вызванных им, что сегодня стало обычным явлением. Думаю одна из причин моего долголетия при больном сердце,  объясняется тем, что я всю жизнь был умерен в приеме пищи. Еще в годы студенчества во время лыжных сборов и соревнований с удивлением наблюдал, как мои товарищи по команде поглощают пищи  значительно больше, чем я. Хотя я был при росте 178 см одним из самых высокорослых среди них. Вероятно, умеренное питание не позволило мне нарастить мышечную массу и тем самым  добиться более высоких результатов в спорте. Зато избавило  больное сердце и желудок от дополнительных нагрузок по перевариванию чрезмерных объемов  пищи.   Сегодня почти все забыли старую пословицу, призывавшую к умеренности в приеме пищи: завтрак съешь сам, обедом поделись с товарищем, а ужин отдай врагу.  Свой завтрак  я ограничиваю кашей из 3х столовых ложек овсяных хлопьев, кусочком мяса массой не более 20 гр, стаканом чая и ломтиком булки с маслом и сыром. Полагаю, что умеренный прием пищи избавляет меня от необходимости следовать примеру сторонников раздельного питания. Небольшие объемы пищи желудок переваривает при любом их сочетании.       
  Повышенная утомляемость вынудила меня со времен студенчества давать отдых сердцу и голове в середине дня. Первое, что я делал, приходя после занятий на факультете, падал  на свою кровать в общежитии и заставлял себя отключиться (заснуть)  на 20 – 30 минут. Во время экзаменационных сессий, когда приходилось сидеть за конспектами  ежедневно по 12 час и более, приходил после обеда в общежитие и мгновенно засыпал на один час. Просыпаясь по внутреннему (как говорят: биологическому) будильнику, вставал с ясной головой и садился снова за конспекты.
Мне повезло, что после окончания  Ленинградского университета по распределению попал в Каунасский НИИ радиоизмерительной техники, работники которого обеспечивались жильем рядом с НИИ. Это позволило мне  после обеда заходить домой, чтобы заснуть на полчаса. Для  достижения  серьезных результатов на научном поприще, работая в НИИ, приходилось  частенько напрягать свои мозги по 12-14 часов в сутки. В эти дни приходилось сразу после программы «Время» на ТВ ложиться на час – полтора, затем вставать и снова садиться за рабочий стол на 2-3 часа.
 В процессе ночных бдений я убедился, что умственный труд требует усиленного притока крови в головной мозг, а значит и усиленного сердцебиения. Если при физических нагрузках кровь по организму помогают сердцу гнать сокращения мышц тела, то при умственной деятельности вся нагрузка по подаче крови вверх от сердца к головному мозгу лежит  исключительно на сердечной мышце. А чтобы сердечная мышца  справлялось с этой нагрузкой, её надо тренировать. Мой многолетний опыт дает мне основание предполагать, что лучшим способом тренировки сердца является ходьба на лыжах. При ходьбе на лыжах сердцу приходится перекачивать резко возрастающие потоки крови, необходимые не только для совершения физической работы мышцами тела, но и для поддержания температуры тела не ниже 36.6 гр. в морозный день. Повышенный объем крови при этом поступает и в головной мозг, усиленно питая и прочищая все клетки и извилины его.
Поэтому жителям средней и северной России советую своим детям и внукам с малых лет прививать желание и потребность  покататься на лыжах. Тем более, что  лыжные трассы, как правило, расположены в лесных массивах, что позволяет не только потренировать свой организм,  подышать чистым морозным воздухом, но и насладиться созерцанием красот зимнего леса тем, кому это не чуждо. Детей больше привлекает не лыжня, а катание с горок. Уважаемые родители, дедушки и бабушки не лишайте их этого удовольствия из-за страха, что они упадут и что-нибудь сломают. Надо не запрещать, а поощрять катание детей на лыжах с горок. И пусть они падают при этом и почаще падают. При падении на снег дети очень редко получают ушибы и травмы, зато осваивают технику падения. Просто им надо подсказать, а еще лучше показать, что падать надо не на попу и не носом вперед, а на правый бок ( левше лучше на левый) на бедро и плечо, прижав руки к груди и сгруппировавшись, напрягая при этом все мышцы тела. Приобретенные при катании на лыжах с горки навыки падения могут детям пригодиться  в дальнейшей жизни.  Меня они спасали от тяжелых травм  неоднократно: при падении на большой скорости с мотоцикла, велосипеда и других падениях. В старости они могут помочь  женщинам избежать травм  типа перелома шейки  бедра, т.к. мой опыт показывает, что приобретенные в молодости навыки падения превратились в рефлексы, которые при падении срабатывают автоматически помимо моей воли.
Мой опыт также  показывает, что не только навыки падения, но и другие навыки, типа умения кататься на коньках и велосипеде, нырять в воду с вышки, грести веслами, владения пилой, топором и косой, приобретенные в детстве, сохраняются на долгие годы.  Приобрести их в детстве гораздо легче. Владение ими сделает жизнь детей  в последующие годы более полноценной и интересной.
Я своих дочерей с малых лет поставил на лыжи и коньки, научил нырять и кататься на велосипеде. И они сегодня не осуждают, а благодарят меня за это:

Вскормленный матушкой Печорой,
Согретый снегами, неласковым солнцем,
Робкий, простой деревенский подросток
Поехал ты в Питер, чтоб стать венценосцем.

Суровый край и годы лишений
Характер ковали стальной и надежный.
Смекалка и ум, устремленность и честность
Ты был всегда там, где сложней, интересней.

Шероховатый снаружи, но добрый внутри –
Всегда ты пример для нас и опора.
И хоть не стали лауреатами мы
Достойны тебя, верны делу и слову.

Еще не изведаны Греция, Кипр,
Тряхнем стариной и прокатимся в Ниццу.
Ведь главное,- что ты душой молодой,
А внешность обманчива,
Как не старайся ты ею прикрыться.


Дети и внуки
                14-16 августа 2015 года


 
               
 



 


Рецензии