Роман с аккордеоном

                «Эх, дороги…

Прочла на днях на нашей благословенной «Прозе  ру» увлекательный рассказ Владислава Кауфмана (Neivanov) «Божьей милостью…или Александра…»
(http://www.proza.ru/2015/08/13/1634 ),
и тут же в голове закрутился ответный рассказик:

Начался этот «роман» где-то году в 1947 или 1948, когда отец Анны, художественный руководитель самодеятельности, принёс домой аккордеон.
 Красивый, нарядный, перламутрово-красный, с регистрами, всеми положенными «прибамбасами» и мАнким названием «Травиата».
 - Ну вот, дочка, дали мне на двухмесячное хранение, пока клуб на летних каникулах. (Такая штука в те времена была редкостью, которую привозили возвращавшиеся  с войны солдаты). Пока нёс, придумал, как лучше использовать этот шанс.
Будешь учиться игре на этом замечательном инструменте. Я тебе помогу, принесу из клуба самоучитель – и вперёд.
А с осени посажу тебя в свой эстрадно-джазовый оркестр, партии напишу полегче. Всё будет практика. А вдруг пригодится!
(Ещё как!!!)
Загоревшаяся было Анна, задумалась: чтобы сесть в оркестр, придётся много потрудиться; отец – учитель строгий, поди заставит всё лето заниматься часа по четыре в день  (а шесть не хочешь!?).
Да и потом, совмещать учёбу в выпускном классе с оркестром, у которого полно репетиций и концертов – не знаю…
Но всё – таки это интересно.  И соображения свои оставила при себе.
Со следующего дня начались занятия.
Отец – скрипач, хорошо знает струнные, духовые, остальные – постольку, поскольку.
10-00. Мать Анны у плиты,  отец и дочь углубились в изучение «географии»  кнопок, басов, аккордов для левой руки. Оба тут новички.
Разложили перед собой самоучитель и «утонули» в своих изысканиях.
 - Обедать!  Наверное, не в первый раз зовет мама. Уже второй час.
Услышали.
Ладно, дочка, второй урок сочиним вечером,  с 4-ех до 7-ми.
Авось разберёмся  в этих кнопочках.
И тут Анна поняла, что все каникулы её ждёт 6-ти часовой рабочий день. Возможно и без выходных.
Если отец что задумал, спорить с ним бесполезно.
До войны и депортации Анна  3 года занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, поэтому правая клавиатура аккордеона её не особенно страшила, хотя она почти всё позабыла, а вот левая!!!
Это было нечто… да ещё и без педагога!
Надо сказать, что  левая, басовая клавиатура «напрягала» её до самого окончания «романа с аккордеоном», а роман этот длился ох как долго, и не по желанию Анны, а по диктату жизни.
Время летит.
 Анна сидит.
 6 часов  без смены занятий нелегки.
Осваивает оркестровые партии, которые тут же за столом понаписал ей отец.
 - Вот, постарался сделать их посильными тебе, говорит отец, перекладывая на  пульт Анны кучу нот, от количества которых ей становится не по себе.
(Замечая это,  добрый, но строгий, папа):
 - Постарайся, Анечка. Надо же тебя ввести в текущий репертуар, ну а новый – само собой.
Ох, как надоедали эти, вырванные из общего  оркестрового звучания пассажи и аккорды тум-тум- тум! А левая клавиатура -   всё на ощупь. Набивать руку нужно долго, а у Анны этого «долго» НЕТ.
Проставляя в пассажах удобную аппликатуру, наклонится бывалоча Анна  с карандашом к пульту, да и застынет, в своих думах, и только выкатившаяся из глаз горькая слезинка возвращает её к яви.
Мама в занятия не вмешивалась, только один раз, поймав уже наверное не первые слезинки в глазах дочери, сказала:
 - Доченька, а что бы тебе для разнообразия не выучить какую-нибудь сольную небольшую пьеску, там, в конце самоучителя есть ноты.
Ага, значит, думала, искала способы облегчить занятия, заглядывала, не зная нотной грамоты, в самоучитель.
 Ай да мама, ай да молодец!
Так в репертуаре Анны появилась первая сольная пьеска – модный-премодный тогда «Полонез» Огинского.
Иногда случались «происшествия» и вовсе не предусмотренные, спонтанные: ближе к сентябрю, когда школьники стали возвращаться с мест летнего отдыха, группа друзей-сверстников Анны собралась под её окном, очевидно с намерением  « вызволить» её для прогулки.
И вдруг – Огинский…
 Прослушав до конца, ватага развернулась и ушла,  зато в один из последующих вечеров ровно в 18-00, когда упорная музыкантша «шлифовала» свой «коронный» номер, в унисон с ней под окном зазвучала та же пьеса.
Несмотря на невероятное удивление, и в комнате, и под окном у всех хватило ума и терпения сыграть до конца.
У Анны тряслись руки, и сердце бежало «марафон»: только бы не ошибиться, не остановиться, не нарушить этот необычный серенадный дуэт.
Мамы дома не было, папа нервными шагами мерил комнату.
Музыка смолкла. Папа быстро подошёл к окну:
 - Ребята, а ну быстренько поднимайтесь к нам!
Повторять приглашение не пришлось – по лестнице на третий этаж, гремя не модельной обувью, шустро поднимались две гитары, мандолина, какая-то свистулька,  пионерский барабан и две девчонки – голосовая часть «ансамбля» (вспомним, что в те годы девочки и мальчики учились раздельно.
 Когда успели!?)
Рассадив  ребят, отец взял скрипку:
 - А теперь, друзья, всё сначала.
На всех что-то «нашло», и от этого музыка звучала проникновенно, убедительно, необычно (состав-то какой – с миру по НОТКЕ!).
 - А теперь всем (даже Анне, хотя было только 18-30!) гулять, сегодня в клубе танцы. Приглашаю всех потанцевать под наш оркестр.
Ах, какой же это был вечер!
А в сентябре на одном из концертов в составе оркестра с красивым аккордеоном сидела юная леди в окружении двух увлечённых игрой гитаристов.
На бис зазвучал Огинский с богатой оркестровой палитрой, где импровизации скрипки восхитили даже Анну, которая одна знала, что ноты были всего «самоучителевские».
ПАПА! ЗДОРОВО!!!
Однако не всё  в «романе с ак» было радугой, были и вьюги.
Вот одна из них.
Начальство едет на пикник, нужна музыка (напомним, что механическая была ещё только в  проектном ящике), но не оркестр, а пару солистов и аккомпанементный квартет.
Этот вариант смутил даже Аниного отца -  кого брать?
Пианино?  Отпадает.
Баянист -  в командировке.
Духовые – не аккомпанемент…
Придётся брать, скрипку, две гитары и Анну с аккордеоном.
Но девочка совсем ещё не готова к этой роли и, тем более не знает репертуара солистов. Придётся разложить  перед ней на траве ноты. И будь что будет.
Финал был в полной гармонии с задуманной афёрой: три песни у Анны прошли нормально, а четвёртую -  солистка кончила в одной тональности, Анна  - в другой (не в тот бас попала).
Замечания ей никто не сделал, но она побрела в одиночестве в соседний лесок и дала волю слезам.

Окончена  школа.
ВУЗ прогарцевал мимо Анны на белом коне, а  в её жизнь на два года  вошёл шумный цех одного из заводов города.
Наконец у Анны появился свой аккордеон. Не такой красавец, как «Травиата», но вполне добротный.
Занятия в оркестре продолжались, как и домашние.
Аня подбирала модные песенки на слух, играла всякие «танцы-шванцы, обнимансы.
У неё появилось много друзей, среди которых были ДРУЗЬЯ и «друзья», приглашавшие её на разного рода вечеринки – поиграть.
 Было обидно, что не её довольно глубокая и интересная личность становилась манкОм, а умение повеселить.
Однако отказать не всегда было возможным.

Одна из многочисленных свадеб.
Анна за столом, но пить и есть ей некогда – надо сопровождать застольное пение.
Ага, вот и её момент: разнесли чай с пирожным. Все смакуют с увлечением. Занялась тем же и Анна, но вдруг над притихшим столом раздался зычный голос женихова отца:
 - А ты чо притихла!? Тебе сюды на чо  наняли (Анна денег не брала никогда!!!), ись али иггграть!?
Ступором повисшая над столом тишина быстренько сменилась весёлой «Челитой», и праздник вновь потёк по прежнему руслу. Для всех. Но не для Анны, которая, старательно сглатывая слёзы,  с остервенением «лабала»  самые зажигательные мотивчики.
После таких «праздников» Анне не спалось ночью. Она проклинала свою рабскую слабость, свою музыкальность вместе со своим инструментом, но таковыми  в то время были её обстоятельства.
Внутренний голос шептал: терпи, «се ля ви» твоя пока такая!
Приглашение директора железнодорожной школы создать в ней хоровой коллектив из учащихся 5-10 классов было полной неожиданностью.
Вся семья думала-гадала: кто дал наводку?
Ведь у Анны не было специального образования и никакого опыта.
Отец рассудил так: рискнём. Может это судьба подбрасывает тебе шанс, спасательный круг, чтобы выплыть на новую дорогу.
Риск неожиданно скоро оправдал себя – сложился дружный коллектив из 60 – 70 юных меломанов (оказывается, ребята сами просили создать в их школе хоровой коллектив, что по нынешним меркам полнейшая фантазия).
В качестве результата к концу учебного года – чистое (без фальши) двухголосие, небольшой аккомпанирующий ансамблик, созданный с помощью отца Ани и ВТОРОЕ место на городском смотре художественной самодеятельности.
Анна и по сей день не понимает, как это всё сложилось.
 В памяти остались лишь два основных чувства:  трудно, очень трудно, но, в то же время, радостно и светло.
Почему светло – понятно. Это результат РЕЗУЛЬТАТОВ.
А тяжело..?
Больше полугода, пока не было ансамбля, хрупкая, тоненькая, как тростиночка, Аня таскала с собой аккордеон, да ещё и под ж-д составами пролезала (виадук далеко, инструмент тяжёлый), каждый раз, конечно же, рискуя.
Как же он ей надоел, этот аккордеон!

А годы бегут, как бурные  воды весенних ручьёв.
Анне – 20!
Пора, пора, деточка определять свою дорогу в жизнь.
Музыка?
Да вроде что-то получается. Тогда пора в музучилище.
И потекли нелёгкие, но интересные студенческие денёчки.
 Вначале немного напрягали уроки фортепиано; хороший педагог всё как-то особенно присматривалась к постановке  правой руки, что-то её не устраивало, но она всё же ещё не понимала причины.
И вот однажды:
 - Анна, Вы, случайно не увлекаетесь игрой на аккордеоне?
 - А  почему Вы спросили?
 - Да правая рука у Вас несколько вывернута, как обычно бывает у аккордеонистов.
И мы поговорили про мой «роман с аккордеоном».
Выслушав всё и очевидно всё поняв,  педагог, помолчав несколько минут, всё же вынесла свой вердикт:
 - Надо всё-таки выбрать что-то одно, иначе толку не будет.
Но выбирать Анне было нельзя – надо было зарабатывать на жизнь.
Милая педагогиня всё поняла и смирилась, а Анна очень старалась
помнить и не путать божий дар с яичницей.
Учёба потекла как надо, хоть Анне и пришлось добавить работы,  продолжая свой «роман».
Играть и таскать, таскать и играть…
И так все четыре года. Как надоело!
Да и училище – это мало. Надо завершить  образование.
Консерватория.
Как здесь интересно, увлекательно, сколько всего нового…
Всё так, но работать всё же  придётся.
В ГорОНО Анне предложили два детских садика, в одном из которых пока не было пианино.
Опять лямки натягивать… Это что же, на всю жизнь!? Боже праведный!
Однако миновало и это.
Анна рассталась с аккордеоном и, казалось, навсегда, но… не зарекайся!
Проходили годы и десятилетия…
И вдруг новая неожиданная встреча: один из студентов  класса Анны слабо владел фортепиано, и ему разрешили на государственном экзамене школьный репертуар исполнять на аккордеоне, игре на котором он обучался в музыкальной школе.
Заданием на данный урок было спеть под собственный аккомпанемент «Дороги» А. Новикова.
Парень пыхтит, кряхтит, но  ни бэ, ни мэ, ни кукареку.
 - Коля, дайте мне инструмент, уже на взводе, но сдержано, говорит Анна. Я когда-то, лет  ТРИДЦАТЬ тому назад поирывала на нём. Может мы вместе поймём Ваши затруднения и разрешим их.
Конечно, это был риск, но, «кто не рискует…»
И Анна «сбацала» эти «Дороги», чем и завершила свой затянувшийся «роман с аккордеоном».
      


Рецензии
Воспоминания о прошлом, о музыке и родителях, всегда интересны. В детстве мы не понимаем, что нам пригодиться в жизни. Многие, недоучившись бросали музыкалку и лишь со временем понимают, что допустили ошибку. Интересный рассказ. Удачи.

Александр Аввакумов   19.03.2017 07:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр за тепло и человечность отзыва.
Хорошей ВАМ ВЕСНЫ!!!

Нелли Мельникова   19.03.2017 08:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.