Восприятие человеком окружающего мира

       Восприятие человеком окружающего мира посредством своих органов чувств можно образно уподобить восприятию тли ползущей по листу...
       Лучше всех на эту тему пока высказался Платон в своём самом популярном мифе (или притче) о пещере.
       В VII главе трактата «Государство» Платон для повышения понятности изложения мыслей о сути души и познания вещей излагает "притчу о пещере". Рассказ разворачивается в беседе Сократа и Тлавкона:
       – Ты можешь уподобить человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... Представь, что люди находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который далеко в вышине, а между светом и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
       – За этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева.
        – Разве ты думаешь, что находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
        – Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
        – Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов."
       Т.е, люди ничего не воспринимают, кроме теней, возникающих от них самих и от предметов перемещающихся у них за спиной. Люди принимают эти тени за реальные предметы, объекты, вещи, существа, события и на этой ограниченной чувственной основе формируют свою "картину мира". Они серьезно обсуждают её устройство, строят гипотезы и теории. Проводят эксперименты не поворачивая головы к истинному свету. Может ли такая "картина мира" адекватно отразить истинное устройство мира?
       "Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да ещё если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
       — Конечно, он так подумает.
       — А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернётся он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
       — Да, это так."
       Кто-то захочет вернуться назад в пещеру, а кто-то нет...
       Человек осознал, что в пещере он видел только тени реальных вещей, как в пещере темно и ему не захочется возвращаться. А ему вежливо объяснят, что здесь он находиться пока не может и, будьте любезны, вернуться в свою пещеру.
       Люди, живущие на Земле, видят только "тени" Реальности. Солнце - тот же костер. Люди мало что знают об Истинном мире, освещаемом Истинным "Солнцем". Мало кто способен и осмеливается взглянуть в "лицо" действительному миру, но и эти смельчаки вынуждены постоянно переходить от шока, вызываемого соприкосновением с Неведомым, к помрачению, охватывающему их, стоит им вновь спуститься в пещеру.
      "Если же теперь он снова будет должен вместе с постоянно прикованными там людьми заниматься составлением и утверждением воззрений на тени, то, пока глаза его еще слабы и прежде чем он приспособит их снова, на что потребуется немалое время определенного вживания, не заслужит ли он тогда там, внизу, насмешек и не дадут ли ему понять, что он совершал восхождение лишь для того, чтобы вернуться (в пещеру) с испорченными глазами, и что поэтому вовсе не стоит предпринимать пути наверх? И не станут ли они каждого, кто приложит руку к их освобождению от оков и выведению наверх,— если только им представится возможность захватить и убить его,— действительно убивать?"
      В чем смысл этого мифа?
      Платон сам разъясняет: "Это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зрением, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, — это подъем души в область умопостигаемого. Если ты все это допустишь, то постигнешь мою заветную мысль — коль скоро ты стремишься ее узнать, — а уж богу ведомо, верна ли она. Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама — владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни".
       Платоновская пещера - это метафорический образ существования человеческого сознания.
       Пещера - это то, что есть внутри человека, внутри мозга. Люди - это нейроны, перерабатывающие поступающие сигналы мозга.
       Тени - это совокупность доступных ощущений человека от воздействия внешнего мира. Люди дают названия этим теням, а в последствии тени начинают существовать самостоятельно. Так возникают всякие идеализмы...
       Так как же человек умудряется объективно познавать Мир?

       "Откуда возникают мысли" http://www.proza.ru/2015/08/24/756
       "Иллюзии восприятия и интерпретации" http://www.proza.ru/2016/12/22/2217


Рецензии