Лакмусовая бумажка
Обратите внимание на фамилию Гайворонской в моём списке избранных.Если вы зайдёте на её страницу, то увидите, как она расшифровывает три буквы.
Нет, не те три общеизвестные русские народные буквы, о которых вы сразу,наверное, подумали и с которыми боролись в СССР. Те три буквы писались не в школьной тетради, а на грязных заборках, в подворотнях, подъездах, на стенках,в тёмных и грязных подвалах,в сараях.
Речь идёт совсем о других трёх тоже очень хорошо известных буквах, которые вызывают у некоторых неоднозначную реакцию.Вот они эти три буквы - США. Почему я начал именно с этих трёх последних пресловутых букв? Не случайно. Ибо Ф.М.Достоевский расшифровывал США как Соединённые Штаны Америки. А теперь вспомните математику:Пифагоровы штаны…
Как расшифровывает США Лада Гайворонская? С-илой Ш-антажируют А-томной.
При этом обратите внимание на первую рецензию – отзыв. Она заслуживает того, чтобы её процитировать полностью.
« Несчастные три буквы.
Не поверите, сегодня, за несколько часов до прочтения этого текста, пришло в голову – С –самовлюбленные Ш-шуты А –Америки»
И подпись автора отзыва – Рома Долгих
Как ёмко, точно и образно отражена вся суть США и всей их мировой политики. Действительно, Самовлюбленные Шуты Америки. Только шуты могут на всех перекрёстках назойливо кричать и даже провозглашать о своей исключительности и богоизбранности, а также настаивать самозабвенно на праве вершить судьбы мира…Что из этого шутовства и скоморошества выходит на самом деле очень ярко и наглядно видно на живом примере нынешней самостийной Украины и как бы цивилизованной Европы.
Но американское шутовство имеет и положительную сторону. Оно, как лакмусовая бумажка, проявляет социально-психологическое неблагополучие. Беда только в том, что Самовлюблённые Шуты Америки используют это в корыстных шутовских целях, злоупотребляя доверием.Верой.Верой в бога.верой в США.
ИСКУССТВО – ЗЛО И ДОБРО
Искусство – зло или добро? Приглашаю рассмотреть данный очень злободневный и принципиальный вопрос на примере замечательного художественного фильма «Шут» по одноимённой повести Ю.Вяземского, режиссёр А.Эшпай.
Мы недвусмысленно видим, как создатели художественных произведений/ писатель и кинорежиссёр/ слепили очередной образ морального урода - школьника. На этот раз, правда, не из двоечника, члена неблагополучной семьи, трудного подростка. Наоборот, из отличника, у которого очень даже благополучная семья.Типичная, можно сказать, для столичного города. Что делает данный образ ещё более устрашающим и опасным, поскольку мы имеем дело не с обыкновенным «трудным подростком», а с пай-мальчиком. Как бы волком в овечьей шкуре.
Но не думайте, что я сейчас призову дружно, всей прогрессивной общественностью, осудить отрицательный образ. Заклеймить позором. Поставить на нём яркое клеймо, чтобы все видели, что это за человек и с которым нам не по пути строить светлое коммунистическое общество. И я не буду этого делать по одной лишь причине. Очень уважительной причине.
У нас почему-то всегда виноват гонец, который приносит дурные вести. И проще, по детски, по-царски, по-королевски обвинить его в дурных новостях и казнить, как бы очиститься, наказать того, кто попал под горячую руку. А гонец виноват не больше тех, кто распял его живого на кресте, но у кого как бы прав на это больше, чем у бедного гонца. У сильного всегда бессильный виноват…Пока…
Таким образом, главный герой фильма и повести виноват в инкриминируемых ему грехах не больше самого общества, которое его сформировало и как творец несёт прямую ответственность за своё творение. Но оно поступает ещё более подлее, перекладывая всю вину на одного человека да к тому же ещё и подростка. Тем самым как бы назначая очередного виновника за свои же просчёты и недотстатки. Очень удобная политическая позиция. Да и так проще. Удобнее. Спокойнее. Вот только по –рыцарски ли? Все вокруг святые, прямо, ангелы с голубыми глазами, а грешник он один. Ну не повезло человеку. Оказался не в то время и не в том месте. Вот и пусть отвечает по всей строгости закона за грехи других. Как Христос. И всех это устраивает. Помните, как у Фамусова, подписано и с плеч долой. И не надо доискиваться, докапываться дотошно до каких – то та ещё причинно-следственных связей. У Фамусовых суд справедливый и скорый, чтобы успокоить как можно быстрее разгневанное общественное мнение и потешить своё самолюбие.. А если и ошибутся, так с кем это не бывает. Кто не работает, тот не ошибается. У Фамусовых на всё есть свои оправдания и причины.Только что не говорят: «А вы встаньте на моё место…И я посмотрю, как вы будете справляться. И справитесь ли?»
Поэтому оставим пока в стороне отрицательного героя и присмотримся поближе к его окружению, которое постоянно его формирует и которое на него постоянно влияет, воздействует.
Словом, к четырём общественным китам - монстрам. Государству. Обществу. Школе. Семье. Главный герой как лакмусовая бумажка выявляет все их язвы и родимые пятна, которые они тщательно пытаются скрыть от любопытных глаз. От гласности.
СЕМЬЯ
Начнём с семьи. И здесь бы хотелось обратить внимание на высокий профессионализм кинорежиссёра А.Эшпая. Он даёт зрителю посмотреть на семью главного героя фильма Валентина Успенского в сравнении , в сравнительном анализе -с двух противоположных сторон.
Вот Валенька ещё совсем маленький недееспособный ребёнок и какими влюблёнными и восхищенными глазками он смотрит на маму. Точнее, в рот маме. И всё, что она говорит, для него сейчас, в этот именной отрезок времени, непреложная истина, которая является абсолютной и не подвергается и не может быть подвержена никаким сомнениям, тем более критике. Постулат.Но…Но пролетают незаметно годы,годики…И что же мы видим?
Перед нами уже рассудочно хладнокровный и безжалостный судья, который прокурорским тоном даже не осуждает, а судит своих родителей, предков. Строго? Да, строго и временами даже очень жёстко и жестоко.Но справедливо? Да, справедливо. Устами «младенца» глаголит истина. В лице дорогой и любимой мамы он уже видит служанку и домработницу, весь смысл жизни которой - безропотно и раболепно прислуживать хозяину семьи - мужу, самовлюблённому нарциссу, считающего себя по недоразумению учёным - японистом. Жестоко? Да, жестоко, но справедливо, потому что они сами так же думают, но вся беда только в том, что они только боятся самим себе в этом признаться. Да и кто же из нас наберётся смелости и отваги даже самому себе признаться, что зря, напрасно прожил свою жизнь, которая могла бы сложиться совсем иначе, если бы…
Но у истории, как вы знаете, нет сослагательного наклонения. И тогда остаётся только одно – заниматься самообманом и постараться обмануть других. Валентин против самообмана и тем более обмана окружающих. Против двойных стандартов. Разве это плохо? Тогда в чём его вина? Делает больно самым близким людям? А как же врач, например, хирург, который тоже делает больно и которого за это обыватели называют…фашистом?! Сын Валентин в данном конкретном случае для взрослых родителей выступает как бы в роли врача , которые вынуждены глотать горькие пилюли. Что и где проглядели родители в деле воспитания и образования, это у же тема для другой киноистории. Сейчас же они пожинают плоды своего семейного воспитания и образования, которые разрушили в одночасье их семейную идиллию и иллюзию. И отправили корабль на дно.
ШКОЛА
Школа. Она является средним и связующим промежуточным звеном всей системы образования и воспитания. Промежуточным звеном между детским дошкольным образованием и высшей школой профессионального, научно -технического образования…
Фильм ярко и очень убедительно показывает полный крах и неспособность дальше существовать, не то, чтобы развиваться и совершенствоваться, всей тоталитарной системы образования советского тоталитарного государства. И всё потому, что школа слепо копировала государство и все его негодные методы работы. Была по сути государством в государстве и держалась только на беспрекословном послушании, что характерно для церкви. Для христианства как веры и государственной идеологии.
Но, как говорится в народе, коса нашла на камень. И вот таким камнем преткновения и для советского государства ,и для советской школы стала…психология. Советское тоталитарное государство признавало только психиатрию, которую подчас использовало не по прямому назначению, но игнорировало психологию как одну из многочисленных служанок мирового врага- империализма.
Режиссёр А.Эшпай показал это профессионально чётко и однозначно на острие конфликта главного героя десятиклассника В.Успенского и психолога школы. Успенский бросил прямо в лицо как бы профессиональному психологу справедливое и по форме, и по сути обвинение: «Я психолог по призванию, а Вы – по недоразумению». И он не так уж далёк от истины, ибо психолог средней школы подменила живую работу бумаготворчеством. И потом сама официально призналась завучу в своей профессиональной несостоятельности. И опять-таки вся вина Успенского в том, что он сказал истинную правду. А всё потому, что в школе привыкли слушать и слышать правду только из уст вышестоящего начальства, но ни в коем случае от школьника. Пусть даже и старшеклассника. Не хватало ещё, чтобы яйцо учило курицу! Это уж слишком! Переходит все рамки общественного приличия. Так может дойти и до того, что и самого господа-бога скоро начнут отрицать.
Но на каждый роток не накинуть платок. Эту мысль проводят и подчёркивают как писатель, так и кинорежиссёр. И показывают, как школа постоянно пытается всё-таки набросить этот платок на непокорный роток Валентину Успенскому. Кому же хочется выслушивать горькую и обидную правду, когда все так привыкли к сладкой и убаюкивающей лжи. А ведь не случайно сказано, что устами младенца глаголет истина.
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Государство и общество. Не успеет человек родиться, как уже автоматически заносится в разряд покупателей. Ещё неизвестно, каким он вырастет и кем станет по специальности, но свою первую профессию покупателя он уже успел приобрести механически. Машинально. А вместе с ней и очень опасную психологию потребительства. Вот почему в качестве признака серьёзного неблагополучия в государстве и обществе выбрана именно государственная система торговли, которая является посредником между производителем товаров и потребителем товаров. Она и определяет идеологию и психологию потребительства в современном человеческом мире. Серьёзно влияет на них. Воздействует. Об этом сегодня свидетельствует засилье рекламы.
Конкретно показана девица –кассир одного из продовольственных магазинов крупного города. Кстати, недавно окончившая среднюю школу, может быть, даже ту школу, в которой учится Валентин Успенский. Так что яблоко от яблони недалеко падает. Нет возможности живописать эту наглую и циничную девицу, хамку. Приведу лишь один эпизод работы этой беспардонной девицы, когда она женщину, которая годится ей в матери, публично обозвала…ведьмой. И никто в очереди не заступился за старую покупательницу, не осудил девицу, кроме Валентина Успенского.
В какой форме он это сделал и почему, это уже другой вопрос, но главное сделал. Пусть и своеобразным методом – шутэном, но наказал обидчицу, которая вынуждена была в конечном итоге попросить извинения у покупательницы. Хотя бы только по этой причине я бы не торопился осуждать школьника, который в силу своего возрастного максимализма органически не терпит несправедливости. Не любит и не допускает, чтобы на его глазах оскорбляли и унижали так называемых простых людей. Что мы видим сегодня в жизни на каждом шагу. Да и сами не раз с этим социальным явлением сталкивались, название которому – хамство . Невежество. Дикость.
Шут – своеобразаная лакмусовая бумажка в государстве и обществе. В мире. Но я бы не согласился и поспорил с писателем и кинорежиссёром, кому отдать первенство Валентину Успенскому или Ирине Богдановой. В титрах фильма она скромно поименована соученицей Валентина Успенского. Но обратите внимание на её фамилию – Богданова. Богом данная.Зачем и для чего? Точнее, для кого?
ВАЛЯ БОГДАНОВА - ДЬЯВОЛИЦА
В данном случае не обойтись без цитаты, за абсолютную точность, правда, не ручаюсь. «Как же меня бесят девчонки, единственным достоинством которых является то, что у них между ног».Так вот это об Ирине Богдановой. И она в полной мере использует это женское «достоинство» и преимущество в качестве эффективной и безотказной ловушки для особей противоположного пола. Но в случае с одноклассником В.Успенским это «достоинство» не сработало. Вышла осечка. И по одной очень простой причине. Валентин Успенский заявил: «Я просто так не могу». В переводе с русского на русский это означает, что В.Успенский «тупым сексом», «техническим сексом», «механическим сексом» не готов заниматься, поскольку он принадлежит к категории гомо сапиенс, а не к животному миру.
Такое нормальное разумное поведение задело за живое женское самолюбие Иры Богдановой. Ещё больше её раззадорило. Даже оскорбило и унизило её женскую гордыню. Как же так? Не может этого быть! Она сама предложила ему свою святыню в качестве подарка, а он вдруг посмел отказаться. Не принять это в качестве дара, блага, подарка. Неслыханная в высшем свете подобная дерзость и наглость. Ну он ещё горько пожалеет о случившемся. Ира приняла решение жестоко проучить нахала и гордеца, унизившего её женское «достоинство» и женскую «честь».По – женски наказать непокорного и свободолюбивого Успенского. Поставить его на подобающее ему место- после себя.
Ира придумала план женской мести, насколько позволяла её женская фантазия. Естественно, только одним коварным женщинам присущим женским способом. На глазах непослушного Успенского Ира отдаётся другому, более сговорчивому и непритязательному в интеллектуальном плане мальчику – с - пальчику. И вот эта моральная публичная пощёчина возымела действие. Всё – таки она отомстила ему за непоруганную девичью честь, унизила действиями, оскорбляющими человеческое и общественное достоинство. Пусть даже таким глупым и нелепым женским способом. Но как умела и подсказывала ей женская интуиция. Странная женская психология. Таким женским предательством, такой тонной и изощрённой женской местью она поставила его в длинный ряд униженных и оскорблённых влюблённых. И морально, и физически. Опосредованно.
Такого коварства Валентин Успенский не ожидал. Не был к нему готов. И психологически сломался. Он так до конца ещё не понял и не осознал в полной мере опасности, что он наконец -то встретился с более сильным и непредсказуемым в логическом поле соперником. И даже врагом. И как сложится их дальнейшая борьба за первенство, никому неведомо. Всё остаётся за кадром. За кулисами. Под ковром. Словом, тайна Мадридского двора.
Зрителям же в финале фильма показывают кадры торжественной очередной школьной линейки очередного 1 сентября. В кадре – настороженные и взволнованные лица первоклассников. Что ждёт их впереди? Какая школьная жизнь? И окажутся ли среди первоклассников новый Валентин Успенский и Ирина Богданова. Более достойные и сильные соперники В.Успенскому и И.Богдановой, которые заканчивают школу и уходят во взрослую и самостоятельную жизнь своих родителей, своих старших товарищей. До этого у них были в какой-то степени благоприятные тепличные условия. Теперь же они, за школьным порогом, лишаются и этого пусть и маленького, но всё-таки иллюзорного островка безопасности в раскинувшемся бескрайнем шумном и неспокойном людском море. От которого может быть и горе. Народном море…
А море – смеялось…
Свидетельство о публикации №215082101220