О войне...

Размышлизмы

О войне…

               Я родилась давно, через девять лет после окончания войны. Отечественной войны… Росла и воспитывалась настоящим совком. И считала, что в моей жизни войны никогда не будет. Мне никогда не было страшно за своё будущее, а потом и за будущее моих детей. Я считала, что живу в нормальной стране, Советском союзе. Самой сильной стране в мире.

                И даже когда союз распался и наступили страшные девяностые, я надеялась на лучшее. Хотя было очень тяжело. Родила почти в 40 лет, в 90 м году. Денег не платили, в магазинах пусто, ребенок маленький. Выживай, как хочешь! Но и тогда я надеялась на лучшее. Правда, всё время просила прощения у своей маленькой дочки, что родила её в такое тяжелое время. Но очень радовалась, что у меня растёт такая умненькая, красивая дочечка. И как могла в то трудное время старалась обустроить быт и радостное детство своих детей. Сыночка учился в родном медучилище. Я сидела в декретном отпуске, готовила, шила, вязала. Тогда ведь ничего не было в магазинах. А очень хотелось, чтобы малышка была одета хорошо. Девочку всегда хочется одевать как куколку. Поэтому создавала шедевры из ничего. И неплохо получалось. Кое-какие оставила на память. Сейчас смотрю и восхищаюсь.  И на фотках того времени  и дочура, и сын, и даже я в нарядах, созданных из ничего.

                Есть практически было нечего. Помню на зарплату (деньгами не платили, а все больше продуктами) взяла мешок рожек и какие-то кексы для детей. Думала, что после этого не смогу ни то, чтобы есть, смотреть на рожки. Но человек ко всему привыкает. А бисквиты доча ненавидит до сих пор…   ей тоже вспоминается то время, хотя была совсем маленькая. На уровне интуиции, наверное…

                Тяжелое время было. Нищенское. И бандитское. Хотя мне тогда было не страшно. Я же никаким бизнесом не занималась. Простая смертная. Чего бояться… потом, по прошествии времени, я все как-то не могла состыковать, что жила в такое страшное время….Потом было, да и сейчас много фильмов про бандитские 90-е. И когда смотришь, бывает жутко. А тогда на первое место вылазила только нищета. И отчаяние что не можешь обеспечить детям счастливое детство. Хотя очень старалась. Правда, «умные» люди поднялись и даже очень. Раскрутились, так сказать. Но, каждому своё…  Хотя, сейчас, в нашей реальности, мне кажется, что мы тогда нормально вроде жили. Семья наша… И выжили...

                И я думала, что никогда больше такого не будет. Никогда! Никогда!!! Потому что после наступил капитализм. И изобилие… Сейчас мне даже не верится, что всё было так хорошо…

                Но наступил 2014 год, когда в страну пришел Майдан, наступил этот страшный переворот…  А потом  эта страшная АТО! Эта жуткая война!!! Когда мы тряслись от взрывов… 

                Мне повезло, что я живу в центре города. По центру не бомбили и не стреляли, больше по окраинам. Но мне тоже было страшно, когда гремело будто рядом. Правда, потом как-то привыкла и даже под звуки канонады ходила или ездила в профилакторий. Мне впервые за 30 лет работы в училище выделили путевку в наш городской профилакторий. Тогда впервые медикам давали путевки. Вот такой парадокс! Наверное, потому что война…

                И там, в сосновом бору, под звуки войны, я принимала процедуры, отвлекаясь от действительности. И писала, писала стихи…

                И нашему городу повезло. Мы находимся на границе с Россией, рядом с Ростовской областью. И поэтому боевые действия очень скоро переместились от границы к центру области. И сейчас мы находимся, как я говорю, в глубоком тылу вроде бы. Если не считать, что областной центр в 70 километрах. И по другую сторону Луганска война не прекращается до сих пор.

                Не повезло моему сыну. Он жил рядом с границей. И когда начали бомбить. Это было ужасно!!! Он не выдержал, все бросил и уехал с семьей в Россию. Я его очень понимаю – трое детей. Конечно, все бросишь и уедешь куда глаза глядят. Война разлучила меня, и не знаю, на какое время, и с сыном и с внуками… Но, слава Богу, что у них сейчас всё хорошо. Но они так тоскуют по родному дому. Господи! За что им это?! Они так долго создавали свой мир. Сыночка сам построил шикарные теплицы, выращивали с Оксанкой, невесткой, помидоры. Такие шикарные  помидоры!!! И строили такие грандиозные планы… И всё бросили… Теперь у них только работа и съемная квартира в чужом городе… Но, главное, не стреляют и не бомбят…

                А в Донбассе эта нескончаемая война…  Что впереди?! Ладно, я уже пожила на это свете. Но жалко детей и внуков. И никакой уверенности в будущем… Я по жизни оптимистка. Привыкла верить в лучшее. Потому что плохое все равно когда-нибудь заканчивается. Я думаю, что и эта война когда-нибудь закончится…

                О чем это я? Просто я теперь никогда не буду спокойной и уверенной…  Никогда!!! Страшно за своих детей, страшно за внуков.  Раньше я была такая романтическая дурочка…  Хотя, каждая мать мечтает, что у детей обязательно будет лучшая жизнь…  А теперь я в этом не уверена….

                Я где-то слышала, что каждое поколение обязательно переживает хотя бы одну войну, а кому «повезет» и больше. Но к себе я это никак не относила. Думала, что уже прожила шесть десятков без войны… и всё нормально.

                Да, и политика как-то меня раньше мало интересовала. Новости я смотрела вполглаза и слушала вполуха. И те войны, которые показывали по телеку, в других далеких странах, я воспринимала отстраненно. Жалко было мирных жителей, которые гибли ни за что… Но я ничего не могла сделать…. И от меня ничего не зависело… Всё и всегда решали политики…

                Когда началась война у нас, я очень четко вспомнила фильм художественный о событиях в Югославии. Много лет назад, когда я его смотрела, мне было жутко. Невозможно было поверить, что люди, которые жили рядом, в одной стране, могли вытворять такие ужасы с мирным населением. Я никогда не могла представить даже в страшном сне, что это будет в моей родной Украине. А что вытворял «правый сектор» всем известно…

                Я сейчас четко вспомнила, что перед войной почти по всем каналам  показывали много фильмов про Сталинские времена. Целые сериалы. И я смотрела и думала, как хорошо, что эти времена прошли. Что такого больше никогда не будет. У нас же демократическая страна. Все стабильно. Все прекрасно. Любимая работа. Зарплата хорошая и всегда в срок… У детей всё замечательно… Город растет, хорошеет… Даже какой-то 2004 год и «оранжевая революция» , меня не особо касались. Я просто всё это отслеживала на информационном уровне. И чисто по «совковому» надеялась только на хорошее. Так меня воспитали в огромной стране, именуемой «Советский союз".

                И мне дико, что фашистский режим, который правит в Киеве, собирается отгородить Донбасс колючей проволокой, сделать концентрационные лагеря и всех нас, которые не согласны с этим режимом, посадить в застенки. Я понимаю, что СМИ по разные стороны баррикад дуют каждый в свою дуду…  Но, столько вранья, как на Украинских каналах!!! Я раньше смотрела эти каналы… и слава Богу, что у нас, в зоне АТО сейчас нет новостных каналов Украины. Иначе это выдержать невозможно. Тем более, я, как только начался Майдан, только и делаю, что смотрю новости. Если раньше я искала на 36 каналах интересные передачи, фильмы, а новости как-то мимолетом…  то теперь я фильмы смотрю редко.  А новости каждый час. Любила читать газеты, а сейчас я их даже не покупаю. Вся информация в интернете…

                Когда началась война, дочура с зятем жили в Донецке! Это было жутко!!! Они там, а я здесь, и ничего не могу сделать. И приехать они не могли. 2 месяца ада!!! Господи, спасибо за всё! Спасибо, что спас их от самого страшного! Единственный плюс для меня – сбросила 15 кг, короче, постройнела…. И не сошла с ума…

                А что дальше?! Молиться, молиться, молиться… И надеяться…


                21.08.2015 г.


Рецензии