Не сказка о небольшом не чуде...

 Все мы смертны...
 Или как можно собрать миньян в незнакомом городе.

    Всему приходит время. И возрасту тоже. И когда мы порываемся что-то сделать, что-то непонятное, стоящее над нами, прижимает нас к земле, вынимает из рук ручку или отводит пальцы от клавиатуры компьютера. Не стоит сильно сопротивляться. Но и сдаваться ни в коем случае не надо. Возьмите в руки карандаш и запишите на клочке бумаги хотя бы название города, в котором вас застали события, имена и фамилии людей, с которыми вас свела судьба. Поверьте, главное – пронести дальше память о людях, сделавших добро, и о вас, если вы этого достойны, обязательно тоже не забудут.
    Нас было трое. Алла, Лена и я, Боря. Понадобилось почти 50 лет, чтобы Борис вернулся к еврейскому - Борух. Мы были совершенно разные, ни капельки не похожие друг на друга, и хотя сходство внешнее, несомненно, присутствовало, по характеру, по отношению к жизни и окружению мы ни разу не повторяли поступки друг друга. Наверное, так и должно быть, у каждого в этом мире своя работа и никогда она не должна пересекаться с работой другого, у каждого своя ответственность, у каждого своя зарплата.
   Так всегда происходит. Стоишь за билетами в кассу, и кто-то обязательно проходит впереди тебя и говорит, что он по телеграмме на похороны, ты отступаешь и отодвигаешься, будто метр пространства оградит тебя от той же участи. Но земля круглая, проходит время, и уже ты подходишь к кассе и говоришь, что ты по телеграмме. Как всегда, проблема с билетами, и, как всегда, тебе помогают.

   Сашка сидел в купе напротив меня, не понимая, что произошло. По его крупному лицу нельзя было понять, что у него больше нет матери. При большом и сильном теле, широченных плечах и добрейшей натуре он всегда оставался  большим и добрым ребенком. И сейчас, казалось, что он просто задумался.
Поезд раскачивал купе размеренно и медленно, потом линейно замирал в стремительном беге, но, несмотря на такую паузу в невесомости, опять продолжал нести нас в далекий город Шахтерск. Он как бы предупреждал: «До Донецка довезу, а дальше - вы уж сами». А может, таким образом эта глупая выдумка спасительно выдавливала из наших мозгов тяжелые мысли о потере близкого человека.

   Лена всегда была странной. Когда старшая сестра Алла очень удачно вышла замуж, она вдруг собралась и по комсомольской путевке уехала в Мариуполь. Потом там вышла замуж за человека на 14 лет старше её. Она моталась с ним по стране, вместе с его неугомонностью, поэтичностью, неуживчивостью и алкоголизмом. Алексей доставал всех, но на удивление быстро сошелся с нашим отцом, и они вели долгие разговоры за кустарничанием кистей и бутылочкой винца. Собственно, эти экстра-класса кисти, которые научил его делать наш отец, и позволили Лене вырастить и воспитать великолепного Сашку. Сейчас у Сашки прекрасная жена и трое чудесных детей, но этот большой мальчик прекрасно помнит голодные дни и папину несвязную речь. Тогда Лена выстояла, работая и уборщицей, и дояркой, и сторожем, и нянечкой, позволила теперь нашим детям смотреть на степенного и последовательного их брата, её сына, с искренним уважением и стараться быть такими же, как он.
Теперь Лена умерла. Как сказали нам по телефону, умерла смертью праведницы. Заснула и не проснулась.

  Алексей сидел на краю кровати и что-то бормотал себе под нос, направляя слова в пространство:
- Проснулся, а она не просыпается. Легли спать, поговорили, заснули, вставал покурить, а она не просыпается.
И так много раз…
  Спрашивать было нечего. Вышел на улицу, следом - Сашка. Постояли, помолчали.
Шахтерск - город, в котором нет зданий старше 30 лет. Может, и были когда-то, но ту площадь быстро застроили во времена массового стахановского добывания угля, «хоть мелкого, но много». Теперь шахты практически стоят, и целые кварталы города  пугают приезжих черными проемами выбитых окон в пустующих многоэтажках. Двухкомнатная квартира по 400 долларов за штуку. Теперь, наверное, цены выросли, но пять лет назад было именно так.

    Утро еще начиналось. Мысли тоже только-только просыпались.
Тело было в морге и можно было не спешить. С чего начать?
Уезжая из Львова,я подошел к раввину и спросил, как хоронят еврейскую женщину? Я - «баль тшува», вернувшийся к традициям всего год назад, и знаю о жизни предков предельно мало, одно было известно: раввин должен объяснить и помочь. И он помог, дал тахрис, погребальную одежду, снабдил нужными молитвами и кадишем, объяснил, что и в каком порядке нужно делать.
- Первым делом найди еврея, - сказал он - Он,  еврей, обязательно должен быть.
Я подошел к стоянке такси, сел в машину и обратился к водителю.
- Не знаете ли вы какую-нибудь еврейскую организацию в городе?
Так уж устроен мир, что таксисты знают практически всё, или, по крайней мере, точно знают, с какой стороны подходить к любой проблеме.
- Конечно, - ответил он. - Вам туда? Поехали. Это недалеко, вот за этим поворотом еще два квартала. Это отделение «Сохнута». Руководителя зовут Раиса Анатольевна. Если её ёще там нет, найдем телефон. Подождать?
- Сколько вы зарабатываете за день? Столько? Вот, возьмите. Мне крайне важна мобильность. Побудьте со мной всё время, сколько понадобится.
- Хорошо! Какая проблема? Может, я знаю, как помочь?
- У меня в этом городе умерла сестра. Она еврейка. По нашему закону, её должна подготовить к погребению еврейская женщина, и на кладбище, когда её будут хоронить, десять евреев должны ответить на прочитанный кадиш «Амен». Наверное, здесь трудно будет найти десять евреев по маме?
- Пошли вместе, - сказал, вылезая из машины Наум. Так звали водителя. - Трое уже есть, думаю, что этот юноша, как и вы, тоже еврей, и на меня можете рассчитывать. Обычно для всех я Николай, но по паспорту Наум, по маме Цилевич.
Мы вошли в помещение огромного дворца культуры, серого, как шахта, и массивного, как домна. Просторные и бесконечные коридоры. Вторая дверь направо – «Сохнут». Открыто.
За столом сидела приятная женщина, напротив неё - пожилой мужчина. Она выслушала спокойно и внимательно, только потом растерянно улыбнулась.
- У нас в городе, вместе с Наумом, он же Коля, и вот, Аароном Шмулевичем, на учете пятеро евреев, правда, один в инвалидной коляске. Так что с вами будет семеро. Наверное, есть еще, но, сколько я ни искала, найти не смогла. Женщина, думаю, найдется, чтоб помочь с обмыванием и одеванием. Знаешь, Наум, женщину-еврейку из пригорода?
Дальше всё развивалось приблизительно так:

  9.30. Пригород Шахтерска. Такси. Я, Наум и еврейская женщина.
- У меня умерла сестра. Она в морге. Вы сможете её обмыть и одеть в тахрис?
- Да, только вы расскажете мне последовательность и порядок.

  10.00. Районная больница. Врач и я. Вывеска на дверях. «Соколовский Михаил Борисович».
- Нужна справка для свидетельства о смерти? Минут через пятнадцать будет готова. Вы еврей? Здорово, впервые в нашем городе вижу еврея в кипе. Нет, мама у меня украинка. Но я еврей. Это ведь очевидно.

  10.15. Похоронное бюро. Саша. Приемщик заказов.
- Мне нужен гроб, тумбочка и на ней магендовид.
- А что это такое?
- Это шестиконечная звезда.
- У нас художник в отпуске, трафарет нарисовать некому.
- Если вы дадите краски и материал, я сам сделаю.
- Пожалуйста.

  10.30. Морг. Еврейская женщина и я.
- Наверное, я успею минут за сорок или час.

  10.40. Отделение «Сохнут». Раиса Анатольевна, я и Саша, Фуксман Аарон Шмулевич.
- Аарон Шмулевич, вы поможете этим людям похоронить сестру?
- Конечно. Звони Сосновскому, а еще звони Боровкову. Владимир Алексеевич тоже еврей по маме.
- Лев Борисович, тут приехал человек из Львова. Он религиозный еврей. Хочет похоронить свою сестру-еврейку по нашей традиции. Ему нужно десять человек для миньяна. Не знаю, где он найдет, но пробуем. С ним, с сыном покойной, и с вами, наверное, и с Боровковым, и Фуксманом будет пять. Да еще наш таксист, Коля, он же Наум, у него и в паспорте мама-еврейка. Непонятно, почему раньше не проявлялся. Так вы будете? Они за вами заедут. Позвоните, пожалуйста, Боровкову, а мы будем думать, кого ещё найти. По нашему учету, кроме вас четверых, ходячих мужчин больше нет.
- Что? Вы говорите, что из Израиля Коржинов к детям приехал? Вот здорово!
- Тогда, без вас, будет уже семь  человек.
- Вы, Борух, езжайте в город свои дела делать, а я еще поищу.

Звонок в отделение «Сохнут»:
- Раечка, это Боровков Владимир Алексеевич. Вам, вроде, миньян нужен? Откуда про миньян знаю? Откуда-откуда – от верблюда! Знаю, и всё тут. С папой в синагогу ходили. В Челябинске. Где быть надо? К часу? Хорошо! Буду.

  11.00. Столярный цех похоронного бюро. Я и владелец бюро.
- Тумбочку сделать с шестиконечной звездой? Такого мы еще в Шахтерске не делали. Не волнуйтесь, к 13.00 будет готова и на квартиру доставлена.
- Что, вы евреев собираете? По слухам, у меня тоже в роду евреи. Вы ведь только что у Миши Соколовского были, он мне сразу перезвонил.
- Да, у нас же сторож еврей! Да, точно! Его маму Хайей звали. Он - Геревич Наум Михайлович. Он как раз на смене. Конечно, отпущу. О чем речь.

  11.10. Стоянка такси. Я и таксист Наум-Коля и еще двое его коллег.
- Коля, Вася. Помните, в шестом микрорайоне живет один еврей. Ну, как его? Вспоминайте.
- Да. Это тот, что на грузина похож! О! Точно! Хачкаранджи! Где живет? В восьмом блоке, первый подъезд, седьмой этаж. Квартира направо.

  11.30. Шестой микрорайон. Восьмой блок. Первый подъезд. Седьмой этаж. Квартира направо. Закрытая дверь. Я, Наум и голос  за дверью:
- Кто там? Да, это я Хачкаранджи Владимир Константинович. Еврей. Мама у меня еврейка. Я после ночной смены. Кадиш? А что это такое? Объясните. А зачем обязательно нужно десять человек? Во сколько? Нет, я не пойду. Не пойду и все!

  12.10. Квартира Лены. Саша, соседи, муж Лены - Леша.
- Папа, отойди! Можешь, хоть сейчас помолчать? Так надо, так сказал дяде Боре раввин. Не спорь, креста не будет, будет тумбочка и магендовид, я так хотел и так сделал. Отойди, папа.

  12.30. Отделение «Сохнут». Я, таксист Наум, он же Коля, и Раиса Анатольевна.
- Вы знаете, кто позвонил?! Явец Марк Израилевич! Вы себе не представляете! Он пенсионер, инвалид, передвигается в инвалидной коляске. Он сказал, чтобы за ним прислали такси, и он сам за него заплатит. Я уже такси заказала. И еще он сказал, что к нему из Америки приехали друзья, они, хоть и не евреи, но на похороны придут.

  12.50. Такси. Наум и я.
- Всё. Больше в городе никого нет. Только девять, вряд ли что может теперь помочь.
- Коля, что ты заканчивал? Ты здесь учился? Горный техникум? А кто был преподавателем математики? Вот-вот! Как по отчеству? Илья Алексеевич Луковский. Поехали, спросим. Ты знаешь, где живет? Ну, понятно, тут все про всех всё знают. И у кого спрашиваю? У таксиста и у еврея.

  13.20. Площадка перед домом сестры. Небольшой помост, гроб, тумбочка с магендовидом. Соседи, Саша, Раиса Анатольевна, Наум и со мной вместе еще восемь евреев.
- Дядя Боря, что это?
- Это Тегилим, Саша! А это кадиш!

  13.50. Кладбище. Каменистая почва, похожая на известняк. Жестко и колюче. Три такси, инвалидское кресло. Похоронный автобус. Соседи, Раиса Анатольевна, Наум, я, Саша и ещё семь евреев.

  14.00. Кладбище. Мы все.
Подъезжает синий «Пассат», из него выходит подземный слесарь Хачкаранджи Владимир Константинович и помогает выйти еврею из другого города Розенфельду Виктору Юзефовичу - он успел за ним съездить.

  14.10. Кладбище города Шахтерска. 12 взрослых галахических евреев. Тегилим. Амоле. Кадиш. 
Без комментариев.

  23.00. Поезд Донецк-Львов. Я и Сашка.

   Он сидит в купе напротив меня. Повезло, попутчиков нет. Он, большой и сильный мужчина, весь вжался в пространство между окном и перегородкой. Его сознание улетело куда-то далеко-далеко, но постепенно он проявляется из своего угла в действительность и начинает раскачиваться вперед-назад, как я это делал, когда читал Тегилим, амоле и кадиш. Он не знает слов молитвы, он напрямую говорит с Б-гом. Это видно, это нельзя не ощутить. Это заполнило все купе.
Мы возвращались домой, где его ждали двое чудесных детей, Лениных внуков.
Теперь их трое.

   За давностью событий, имена и фамилии участников относительно их ролей могут быть перепутаны, но это совершенно не имеет значения из-за равности их вклада в общее дело. Хотя этот рассказ не хронология, а литература, - здесь есть выдумка, - но минимальная.
Простите меня, участники, за эти неточности.
Низкий всем поклон!

Вот те люди, которые собрались в мае 2003 года в городе Шахтерске на миньян, на похоронах моей сестры Гаврилиной Елены Георгиевны, по маме Зейгер.

Фуксман Аарон Шмулевич - пенсионер.
Сосновский Лев Борисович – пенсионер.
Боровков Владимир Алексеевич - пенсионер
Луковский Илья Алексеевич – преподаватель.
Коржинов Василий Ильич - пенсионер.
Геревич Наум Михайлович - пенсионер.
Хачкараджи Владимир Константинович - подземный слесарь.
 Зар Раиса Анатольевна – председатель общины.
Явец Марк Израилевич – пенсионер, инвалид.
Розенфельд Виктор Юзефович – пенсионер.

К моему стыду, как зовут водителя, я забыл, и пусть он будет под тем именем, которое мне пришло НАУМ.

Из приватного разговора между мной и Раисой Анатольевной:
- Теперь они все захотят, чтобы каждого хоронили по традиции.

И как обычно, P.S.

 Я каждый день или, по крайней мере, при любой возможности хожу в свою синагогу. Мне удивительно, как миньян в ней остается полным. Один за другим умирают старики, и их миньян уже перебирается на еврейское кладбище. Кажется, вот-вот, и уже никто не сможет в восемь утра прийти на шахарит, а до захода солнца отмолиться минху. Но вот пришел к раввину семидесятипятилетний Лейб и сделал обрезание, вот каждое утро стал приезжать в синагогу Валера, он же Авраам Авраамович, бизнесмен и предприниматель, вот Бенечка приводит на шаббат свою дочурку. Ицхак и Моше, утверждающие, что они не религиозные люди, каждый день один и другой исправно читают по родителям, выученный по русской трнаслитерации кадиш. Уже и год прошел.
Я перестал удивляться чудесам, но каждый день вновь и вновь удивляюсь.

Борух-Нахман. Август, 2007 г.
Рисунок автора.


Рецензии
Абсолютно невероятный рассказ.
И хотя смысл рассказа именно в поисках евреев в городе, но что Вы думаете об идее предложить первым попавшимся людям стать на короткое время евреями. Ведь если бы они согласились выполнить точно все правила, то нарушения бы не было.

Михаил Гольдентул   10.12.2017 04:01     Заявить о нарушении
К сожалению традиция не такая. Есть понятие Алаха т.е. (Закон) И поверьте - именно так все и было. Есть у этой истории продолжение. Саша в сорок лет стал не понимаем в семье. Он решился - оформил документы и поехал на ПМЖ в Израиль. Жена и трое детей отказались за ним следовать, хотя все документы были оформлены и на них, мол и так у нас не все мирно - поезжай, осмотрись. Саша улетел 14 января 2017 года, а через две недели, у него остановилось сердце. (инсульт пережитый шесть лет перед этим). Сохнут оплатил дорогу всей семье на похороны в Хадере. Мы похоронили его на святой земле с полным даже раввинским миньяном. Дети заявили маме, что будут жить рядом с отцом. Ярослав уже там, Настя заканчивает обучение и летит в Хадеру. Оксана с Ильей готовятся переехать в Израиль очень скоро.

Борух-Нахман   12.12.2017 06:45   Заявить о нарушении