Как писать рассказ
Над рассказом надо работать, не смущаясь тем, что он поначалу может не складываться. Флобер говорил, что чем больше причёсываешь рукопись, тем больше блеска в стиле. Правда, это утверждение спорное. Иногда это условие срабатывает, иногда приглаживание приводит к тому, что живое чувство «приглаживается». Тургенев, имея в виду неудачный. с его точки зрения, роман "Бювар и пекюше", советовал Флоберу писать presto (быстрее), в стиле а ла Свифт, а ла Вольтер. Правда, это утверждение спорное. Иногда это условие срабатывает, иногда приглаживание приводит к тому, что живое чувство «приглаживается». Тургенев, имея в виду неудачный, с его точки зрения, роман «Бювар и Пекюше», советовал Флоберу писать presto (быстрее), в стиле а ля Свифт, а ля Вольтер. Что не менее спорно. Зато в другом своём утверждении Флобер абсолютно прав. Главное для автора: искусство описания. Всё остальное: тема, идея, сюжет - потом. Всё рождается из словесной ткани, из её плетения, из качества нити и стежка. Золотой паук плетёт золотую нить, а из золотой нити мастер может сделать, что угодно. Однако описание описанием, а нужно оставлять место и для внесловесного выражения, спрятанного в дымке намёка, умолчания, так называемого подтекста. Умелое сочетание образной силы описания и умолчания - очень мощный приём, который, кстати, органически свойственен и самому Флоберу.
И всё же главное: к рассказу надо приступать в особом состоянии внимания, концентрации и готовности сил, свободном от господства мелких случайностей.
Свидетельство о публикации №215082100589
Ольга Сокова 22.10.2015 23:07 Заявить о нарушении