Эхо войны

     Историю, которую я поведаю ниже, рассказала мне совершенно незнакомая женщина. А познакомились мы с ней в поезде "Москва-Прага" в ноябре 1970 года, т.е почти 40 лет тому назад. В тот день я направлялся в столицу Чехословакии в служебную командировку. Это была моя первая загранкомандировка в качестве спецкора. Я был молод, гордился возложенной на меня миссией и оттого на многое смотрел сквозь призму всех этих событий. Именно поэтому слушал свою попутчицу, казалось, не очень внимательно, в полуха. А она, увидев во мне благодарного слушателя ( я все время кивал ей головой, пока она рассказывала) не замолчала ни разу, пока не завершила свое повествование.

     Сегодня, по прошествии стольких лет, я не помню ее имени,отчества (может, Елена Павловна?), впрочем это и не столь важно. Уже тогда ей было за пятьдесят, так что скорей всего ее уж и нет в живых, а, значит, имею моральное право передать все то,что довелось услышать от нее тогда.

     Согласитесь, что любое длительное путешествие совершенно незнакомых людей в замкнутом пространстве - в нашем случае это было купе поезда - поневоле их сближает. Люди почему-то быстрей открываются и зачастую говорят о таких вещах, которые в обычной обстановке обошли бы стороной. Лично я стараюсь избегать подобные моменты при путешествии и, насколько возможно, читаю или пишу подолгу, не тратя времени. Но тогда я был еще неискушен...

     Остальные пассажиры нашего купе - двое венгров - выпили чай и вскоре уснули. А мы все никак не могли угомониться. У каждого из нас была на то своя причина для волнения. О своей я уже сказал выше, а моя соседка все перебирала и читала какие-то пожелтевшие письма,рассматривала старые фотографии и, наконец, уложив все обратно в чемодан, произнесла:

          - Знаете, я так волнуюсь! Еду к человеку, с которым не виделась более четверти века... - потом промолчала и продолжила. - Я ведь войну в Праге закончила. Молодая была. В госпитале служила медсестрой, в хирургии. Тяжелое было время, но я по молодости все легко переносила - и бессонницу, и бомбежки, и голод... Однажды к нам привезли тяжело раненого чеха. Надо было срочно оперировать - ранение в голову. Парень был молодой, красивый. Волосы черные, а глаза синие-синие, как васильки! Помню, как увидела его, аж сердце ёкнуло! Сразу и влюбилась! Оперировали его долго, часов 5. А после операции я никому не позволяла за ним ухаживать, все сама делала: перевязки,кормила и судно,простите, выносила. Недели через полторы он первый раз глаза открыл и, увидев меня, улыбнулся. Пить попросил. Я так обрадовалась, что бросилась ему на грудь и расплакалась от счастья! А когда голову подняла, увидела, что и он плачет от радости, что жив остался. Пролежал он у нас два месяца, после выписки уезжал в свою часть, но за то время, что он у нас лечился, мы все сказали другу, успели... Я проводила его на вокзал, мы обменялись адресами, пообещали найти друг друга после  войны, но вышло все не так...Когда я домой врнулась, гляжу, а дома-то нет. Одни кирпичи валяются. Все мои - родители, братик и сестренка, все погибли... Осталась я одна, без родни, без дома. Первое время жила в госпитале, потом квартиру получила. Жизнь потекла по своему, новому руслу. Но своего чеха, его Вацлав звали, не забывала. Написала ему несколько раз в Прагу, но все письма возвращались обратно с пометкой "Адресат не значится". Все эти годы я жила с мыслью о нем, хотя понимала, что произойти могло все, что угодно: или погиб, или адрес сменил,а может и женился... Я-то сама, правда, замуж так и не вышла, все его ждала... - Женщина умолкла, погрузившись в воспоминания.

     В дверь купе постучались. Я открыл. В проеме стояла проводница с подносом:

          - Чай будете?

     Мы оба радостно закивали головами. Спустя минуту, соседка, медленно размешивая ложечкой сахар в стакане, продолжила:

          - Знаете, месяц тому назад со мной связались из Чехословацкого посольства и пригласили в консульский отдел. Я удивилась:что это вдруг вспомнили обо мне? А когда узнала, что меня разыскивает гражданин Чехословакии Вацлав СмЕтана, чуть там же  в обморок не упала! Пока в себя приходила, они мне выдали паспорт с визой и добавили:

          - Пани Елена! У секретаря полУчите адрес пана СмЕтаны и билет на поезд до  Праги. Выезжаете через неделю. Вас там встретят. Удачи!

          - Вот видите, - продолжила она, - еду! А сама так волнуюсь, так волнуюсь! Столько лет ведь прошло! Столько лет, а он меня разыскал-таки, не забыл! Шутка ли, через столько лет!

    Помню, я успокаивал ее, как мог, и все уговаривал выпить остывший чай и хоть немного поспать. А она все кивала мне и улыбалась. Я пожелал ей спокойной ночи и уснул. Утром обнаружил, что она так  и просидела у окна, чай остался нетронутым, а на столике лежит стопка пожелтевших от времени писем...

     Когда поезд остановился на пражском вокзале, я распрощался с ней, пожелав счастья, и вышел из вагона. Пройдя несколько шагов, вдруг вспомнил про нее и оглянулся. В это время моя соседка ступила на перрон и тут раздался возглас:

          - Хеленочка!

Пожилой седовласый мужчина в военной форме бросился к ней с охапкой красных роз и, спустя мгновенье, оба стояли на пустеющем перроне держась за руки и глядя друг другу в глаза. Они все никак не могли насмотреться!

     Я качнул головой в знак одобрения и направился к выходу.Новая работа, новая страна и друзья вскоре так увлекли меня, что об этом эпизоде моей жизни я больше не вспоминал. Но недавно по телевизору шла передача о врачах, работавших во  время войны на фронте.Показали военный госпиталь в Пльзене,бригаду хирургов и медперсонал тех лет. Мне вдруг привиделось знакомое лицо молоденькой и красивой медсестры, стоявшей позади врачей в беленьком халатике и такой же косыночкой с красным крестом на ней. Она смущенно улыбалась. И тогда-то меня осенило, что это лицо мне откуда-то знакомо! Я задумался и вдруг вспомнил свою давнишнюю соседку по купе, ее рассказ и пожилого военного на перроне. Было жаль,что я так и не узнал тогда, чем закончилась их встреча. А жаль! Наверняка, рассказ получился бы интересным...


Рецензии