Кино, которого не было-3

.





«Форрест Гамп» --- фильм не просто потрясающий, профессиональный, познавательный, но и очень трансцендентальный. А я обожаю трансцедентальное кино с подтекстами, закадровыми загадками и, по классику, тонкими намеками на толстые обстоятельства.

Поскольку это была провинциальная премьера «Гампа» в городишке Колфакс на севере Калифорнии, то я, по понятным причинам, одним глазом смотрел на экран, а другим следил за реакцией зала.

Публика была довольно ординарная, но, если сравнивать с нашей пресловутой «глубинкой», то по сравнению ч киноаудиторией в каком-нибудь Нижнепупковске или Шестигорске, не было быдлячества и хулиганства. Никто, выпив фуфырь, не катал с грохотом по полу пустую бутылку. Никто в интимной сцене не поощрял киногероя: «Давай, братан… Засунь ей шершавого…». Зал дружно аплодировал флагу  США, который всего дважды появлялся на киноэкране, и облегченно вздыхал в хэппи-энде. Земекис одержал в тот вечер в Колфаксе полную и безусловную викторию.

А ведь сколько финансовых, цензурных, производственных, конкурентных  «рогаток» пришлось преодолеть картине на пути к зрителю! Начать с того, что никто не соглашался с идеей экранизировать книжку никому не известного писателя, издавшего ее полуторатысячным тиражом. 8 (восемь) лет искали и собирали бюджет. Земекиса отговаривали от Тома Хэнка --- перестарок не сможет сыграть ученика средней школы. And so on, and so forth. До боли знакомые проблемы. Голливуд сверхконсервативен. «Фабрика грез» не любит рисковать и потому охотнее вкладывается в трафаретные трейлеры, чем в эксперименты.

А Земекис поставил эксперимент с историей американского Иванушки Дурачка, изложенной с помощью компьютерной графики в «Краткий курс истории США».

И получилось чудо. Антигерой с отрицательным IQ в огне не горит, в воде не тонет, преодолевает вьетнамские болота, каменные джунгли мегалополисов, горы и долины.

В первый раз забросил он невод и пришел невод с придонным металлоломом. Второй раз забросил он невод и пришел невод с рваными башмаками и крышкой от унитаза. А на третий раз ураган уничтожает весь креветочный флот, но щадит корабль, который Гампом назван в честь любимой девушки. Кинозал сочувствует и потом ликует, когда «Лесной придурок» становится креветочным монополистом.

Сказка? Земекис --- большой и умелый сказочник, но «Форрест Гамп» скорее притча. Философских глубин в ней, конечно, нет, но она ложится на коллективный и  личный исторический опыт благодарных кинозрителей.

В жизни во время «пинг-понговой дипломатии» американская сборная по настольному теннису проиграла китайцам. Зато в фильме фантастический теннисист Гамп одерживает победу в зале под громадным портретом Мао Дзедуна. В книге Гамп по простоте душевной попадает, скажем мягко, дурную компанию педерастов (пардон, конечно, геев). Но демиург Земекис волевым решением «очищает» героя от сомнительных экспериментов, оставив их на долю главной героини. И публика охотно прощает Гампу и режиссеру довольно банальные «нимбы» и херувимские крылья.

Потому что Гамп --- один из них. Он и его мама говорят по-алабамски. Армейский друг Гампа по имени Бабба (в переводе --- долбодыр) говорит так, как положено нью-орлеанскому негру. Капитан Дэн говорит как коренной житель Нью-Йорка, а его вьетнамская невеста --- с вьетнамским акцентом.


И теперь для сравнения вспомним, что в суперсериале про Ростов-папу НИКТО не говорит с мягким южно-русским акцентом! Любимый мною Богдан Ступка говорит, как и положено украинцу, но ведь фамилию ему дали вполне русскую --- Полетаев. Ролан Быков в роли Хрущева убедительно воспроизводит малороссийские нотки, которые персек сохранил до самой смерти.

В убогом телесериале Худякова врут все ---  голоса, костюмы, реалии. Вот в «Проверке на дорогах» у Германа пулемет падает с вышки в снег и шипит, поскольку раскалился во время стрельбы. Американских киношников эта реалистическая деталь восхитила. А в «Ростове» междугородний автобус, который три часа телепался через станицы и райцентры, въезжает в Ростов с ЗЕРКАЛЬНОЙ ЧИСТОТЫ окнами, на которые не попало в пути ни пылинки, ни соринки.

Ветераны дружно говорят, что форма «силовиков» изнашивалась, а в телефильме милицейская одежда выглядит как только что пошитая в спецателье.

Женщины отмечают, что утром после восьми часов сна на лице не может сохраняться макияж, тем более макияж 60-х годов прошлого века.

Посмотрите семейные фотоальбоиы, чтобы убедиться --- люди даже на праздничных демонстрациях и во время семейных торжеств выглядели стократ скромнее. Модные сегодняшние прикиды и прически телеперсонажей --- оскорбление исторической правды.

Когда расстреливали Лаврентия Берию, стены расстрельной камеры специально обшивали мощными досками. Зачем? Ну уж никак не в знак особого почтения к высокопоставленному зэку,  а из чисто практических соображений --- чтобы не быть ранеными или убитыми рикошетом во время расстрела. А в «Ростове» вертухаи расстреливают из автоматов целую группу зэков, не опасаясь получить отскочившую от стены пулю себе же  в глаз или сердце. Расстрел иуды Евсюкова в душе невозможен по тем же чисто техническим причинам и по-женски экстравагантен. Технология приведения смертного приговора в исполнение была к этому времени достаточно хорошо обкатана, чтобы городить про нее всякую чушь с раздеванием догола и помывкой в душе.

Из той же тюремной мифологии происходят очки на рептилии Евсюкове. Тюремщики, оформляя вновь прибывшего зэка, отбирали у него не только шнурки и брючный ремень (чтобы не мог повеситься), но и часы и очки (чтобы не мог проглотить битое стекло или перерезать стеклышком вены. Да и зачем зэку в камере часы и очки?). Кстати, создатели убого суперсериала даже пальцем не пошевелили, чтобы достать НАСТОЯЩИЕ очки начала 60-х годов.

Тень Берии еще витает над великой страной, раскинувшейся от Владивостока до Севастополя. Хрущев каленым железом выжигает все следы сталинизма и с партийных трибун НЕОДНОКРАТНО заявляет: «Милиция и КГБ теперь всегда будут соблюдать социалистическую законность и никогда не будут ставить себя выше органов Партии». А в Ростове-на-Дону начальник областного КГБ нахлобучивает КАЖДЫЙ ДЕНЬ шляпу а-ля недоброй памяти расстрелянный Лаврентий Павлович! И областной комитет Партии игнорируется по любому поводу и без оного. Вранье невероятное, но вполне очевидное.

Рядовой офицер КГБ по одному лишь НАМЕКУ своего начальника расстреливает средь бела дня заведующего областной психбольницы лишь за то, что тот, негодяй, слушал запрещенные пленки Галича. Специально расрашивал десятки олдтаймеров --- НИКТО в 60-е годы за анекдоты и магнитофонные записи уже никого не сажал! А тут гэбня врывается в кабинет начальника, достает наган, бац! И Ленского не стало… На каких круглых идиотов такая страшилка рассчитана?


Офицера КГБ застукали за однократным курением анаши, которое он осуществлял по устному распоряжению начальника? И что произошло бы в реальной советской жизни? Ну выперли бы из органов --- МАКСИМУМ . Хотя юристы говорят, что это в совсем уже крайнем случае.   Капитан-адъютант, однократно забивший косячок, подвергся бы осуждению коллективом на общем собрании и отделался бы строгачом. И ВСЕ. А тут по воле режиссера Худякова и волей пославшей его сценаристки  без суда и следствия, без права на обжалование и обращение в высшую инстанцию проштрафившийся одноразовый анашист отправляется за решетку! Бедолага получает РЕАЛЬНЫЙ СРОК. Хрень? Хрень несусветная. Не люблю это ругательство, но иное на ум просто не приходит.

Вот и получается, что «Форрест Гамп» --- оскароносный шедевр капиталистического реализма. А помпезный опус про Ростов-папу --- вполне рядовое постсоветское многосерийное вранье.


Рецензии