Мужчина на балконе

МУЖЧИНА НА БАЛКОНЕ
Одноактная
Комедия

Действующие лица:
Лена.
Сергей.
Валеев.
Марго.
Мамыкин.

Утро. Городская квартира. Большая комната. Справа – дверь в прихожую, слева – дверь на кухню, посередине – дверь и окно на балкон. Стандартная мебель: стенка, стол, стулья, большое зеркало-трюмо. На переднем плане раскинутый диван-кровать. Укрывшись с головой, на нем спит человек. Рядом с диваном журнальный столик. На нем настольная лампа, книги, будильник, телефон, большая фотография мужчины. У края рампы задней крышкой к зрителям – телевизор.
Звонит будильник. Из-под одеяла высовывается рука, нажимает кнопку будильника. Звонит телефон. Опять появляется рука, поднимает трубку и тут же опускает ее на рычаг. Тишина воцаряется ненадолго. Опять звонит телефон. Спящий человек не выдерживает, садится. Перед нами оказывается молодая женщина. Это Лена Воронина. Несмотря на полусонный вид, выглядит она привлекательно.
Она снимает трубку.   
Лена (в трубку). Да? …Так я и знала. …В такую рань может разбудить только близкая подруга. (Раздраженно). Да не забыла я: какой сегодня день, не забыла. … Чушь снилась, всю ночь деньги считала. …Чужие. …Я и без тебя знаю, что меня ждет. …(Жалобно). Надь, мне страшно. (Берет со стола фотографию, рассматривает). …На вид они все нормальные. …Ох, разучилась я с ним говорить. На днях в автобусе какой-то мужчина попросил передать деньги на билет, так я чуть в обморок не упала. … Тебе что – он не к тебе придет. …Слушай, Надь, может быть к черту жениха, а? Сбежим на природу и дело с концом! (Сникает). Да это я так – минутная слабость. …А стоит ли брать себя в руки? Придет дядя – вот он и возьмет. И всю жизнь до гробовой доски будет поджаривать на медленном огне. Не жалко подругу? …То-то же. …Слушаюсь. …Надь, ты не бросай меня, ладно? … Звони. …К черту… (Кладет трубку, заворачивается в одеяло, встает, подходит к телевизору, включает. Под громкую ритмичную музыку идет к окну, раздвигает шторы, уходит).
Как только Лена оказывается спиной к окну, в нем на мгновение возникает фигура какого-то человека. Возвращается Лена подтянутой, бодрой. На ней спортивное трико, гетры. Музыка чуть-чуть приглушается, ее перекрывает зазывный женский голос: «Здравствуйте! Начинаем ритмическую гимнастику! Занимаясь с нами, вы научились уже многому. Вы свободно владеете своим телом и, конечно же, настроением! Основа наших занятий – хорошая разминка. Упражнение типа: ходьбы на месте. Выше голову! Опустите плечи! Не забывайте об осанке. Н-начали!...»
Лена встает лицом к экрану телевизора и под команду ведущей начинает делать ритмическую гимнастику. С каждым упражнением она увлекается все больше и больше: движения ее делаются озорными, лукавыми. В ней проглядывается та далекая девочка, которой она была когда-то. За ее спиной, в окне, опять возникает человек. Теперь мы видим, что это мужчина. Он нелепо машет руками: то ли старается привлечь к себе внимание, то ли делает зарядку. Проделывая одно из упражнений, Лена, наконец, замечает человека за окном. Какое-то время рассматривает человека за окном, потом вскрикивает, убегает. Возвращается она в комнату уже в халате, в руках у нее скалка. По ее виду можно понять, что настроена она решительно. Она выключает телевизор, подходит к балконной двери.
Лена (громко). Вы что там делаете? (Мужчина жестами показывает, что он не слышит. Ещё громче). Вы к кому?
Мужчина знаками просит открыть дверь. Лена колеблется, но все же открывает, отступает в глубь комнаты. Мужчина входит. Это Сергей. Он смущен, вид у него помятый, он дрожит от холода. На вид ему 30-35 лет. Он в белой рубашке, жилете, без пиджака, без туфель, в носках.
Сергей. Здравствуйте.
Лена (настороженно). Здравствуйте… Кто вы?
Сергей. Путник.
Лена. Но… как вы оказались (кивает в сторону балкона) там?
Сергей. Я заблудился.
Лена (с иронией). И куда вы держите путь?
Сергей (показывая пальцем вниз). Для начала хотелось бы спуститься на землю.
Лена. Вы летаете?
Сергей. Пытаюсь…
Лена. И все-таки: как вы попали на мой балкон? Я живу на четвертом этаже.
Сергей. Транзитом. (Делает неопределенный жест).
Лена. А где ваша обувь?
Сергей. Вы знаете, без обуви как-то легче… летать…
Лена (с участием). С вами что-то случилось?
Сергей. Как много вопросов. Лучше бы чаем напоили…
Лена (растерянно). Чаем? Вы хотите чаю? Но почему я должна вас поить чаем?... Хотя что я говорю…(Уходит).
Сергей подходит к телефону, набирает номер.
Сергей (в трубку). …Общежитие?... Пожалуйста, позовите кого-нибудь с тридцать восьмой. …Я вас очень прошу! (Отнимает от уха трубку, кладет на рычаг). Вот люди – человек погибает, а им некогда. (Берет со стола фотопортрет, рассматривает).
Входит Лена. В руках у нее по-прежнему скалка. Сергей ставит портрет на место.
Лена. Может быть кофе? Правда, у меня только растворимый…
Сергей. Мне все равно. Да бросьте вы вашу скалку! Разве я похож на грабителя? Скорее наоборот…
Лена уходит. Сергей прохаживается, включает радио. Звучит праздничные марши. Сергей делает несколько упражнений. Возвращается Лена. В руках у нее разнос с кофейным сервизом. Она застает Сергея в тот момент, когда он делает упражнение, которое подсмотрел у нее.
Лена. Вы за мной подсматривали?
Сергей (прекращает делать зарядку). Совсем недолго. Извините…
Лена. И давно вы прилетели на мой балкон?
Сергей. Утром. Вы еще спали…
Лена. Сейчас принесу кипяток.
Сергей. Вы позволите умыться?
Лена. Да, да, конечно. Пойдемте, я вас провожу.
Уходят. Лена возвращается. Наводит порядок, суматошно перебирая платья в стенном шкафу. Несколько раз подбегает к зеркалу. Представляет к себе то одно, то другое платье, наконец, на каком-то останавливается. Прячет его под какую-то накидку. Звонит телефон. Лена снимает трубку.
(По телефону). Да? …А-а, это ты. …Не пришел. …Уже готова. …Гимнастику сделала. … Навела. …Ладно. …Надь, ты пока не звони. …Сама должна понимать: нужно настроиться. … Ну вот видишь: какая ты умница. …Чао. (Кладет трубку).
Входит Сергей.
…Вы извините, я отлучусь ненадолго.
Сергей. Вы уже не боитесь меня?
Лена (улыбается). Не боюсь.
Сергей (равнодушно). Ну вот и хорошо.
Прихватив замаскированное платье и какую-то коробку, Лена выходит. Сергей озабоченно прохаживается, открывает дверь балкона, выходит на воздух. Теперь мы видим его со спины. На балконе Сергей пробует заглянуть куда-то вверх, разглядывает что-то внизу. Мы слышим его крик: «Але-е, товарищ, это какой район?» и слабый ответный крик: «Первомайский!» Сергей возвращается в комнату, с тоской оглядывает стены.
…Залетел… Ну, что ж, будем обживать Первомайский район.
Подходит к телефону, набирает номер.
(В трубку). Общежитие? …Я вас очень прошу: позовите, пожалуйста, кого-нибудь из тридцать восьмой? …Понял, тогда у меня просьба: я сейчас продиктую записку, а вы ее отправьте с кем-нибудь в тридцать восьмую… Диктую: «Срочно… принесите туфли… и какой-нибудь свитер… Сергей. … Адрес. …Да, да я здесь. …Извините, я перезвоню вам через несколько минут». (Кладет трубку, нервно прохаживается).
Входит Лена. Она преобразилась. На ней нарядное платье, модные туфли. Озабоченный Сергей этого превращения не замечает.
… Извините, а какой у вас адрес?
Лена (с иронией). Вы что не знали куда летите?
Сергей. Я летел с закрытыми глазами.
Лена. Чапаева двенадцать, квартира восемнадцать.
Сергей (повторяет). Чапаева двенадцать, квартира восемнадцать. Вы позволите еще раз позвонить? (Набирает номер, в трубку). Общежитие? …Это опять я… Я только что диктовал вам записку в тридцать восьмую. …(Выходит из себя). Да вы что там через каждую минуту что ли меняетесь! …Извините. …У меня к вам огромная просьба: как только кто-нибудь появится в тридцать восьмой, отнесите или передайте записку. …Я продиктую. …(Диктует). «Срочно… принесите… по адресу: Первомайский район… Чапаева двенадцать... квартира восемнадцать… пару туфель и свитер… Подпись: Сергей». Да! Еще запишите мой номер телефона (Бросает в сторону Лены извиняющий взгляд, присматривается к номеру) девять тридцать два четырнадцать. …Все. Я на вас надеюсь. (Кладет трубку).
Лена. Прошу к столу.
Сергей садится. Сосредоточенный готовит себе кофе.
…Значит вас зовут Сергеем?
Сергей (встает). Сергей Колосов.
Лена. А по отчеству?
Сергей. Не стоит. Просто – Сергей.
Лена. А я Лена. Лена Воронина. (Смотрит на часы).
Сергей. Вы кого-нибудь ждете?
Лена (не сразу). Да, жду.
Сергей (кивает на портрет). Его?
Лена. Его.
Сергей. Вы извините, я так нелепо ворвался. Но я уйду… Вот выпью кофе и уйду.
Лена. Куда же вы… без обуви?
Сергей (не сразу). Что-нибудь придумаем. Свет не без добрых людей… (Помолчав). Скажите, а кто живет над вами?
Лена. Бывшая спортивная знаменитость. Чемпион по боксу… Вы случайно не от него прилетели?
Сергей. Нет. Его я облетел.
Лена. Между прочим, у того боксера жена – красавица.
Сергей. Ну и парочка. Красавица и боксер. Наверняка, какой-нибудь урод: поломанный нос, сорванные брови.
Лена. Жуткий тип. Говорят, обладает ударом чудовищной силы. Его все хулиганы боятся. (Приподнимая чашку кофе). С праздником вас!
Сергей. Каким праздником?
Лена. С первомаем.
Сергей. Ах, да первомай… (Равнодушно). Ну и как вы встретили праздник?
Лена. Чудесно. Я была в милой интеллигентной компании. (Увлекается). За мной ухаживали сразу двое мужчин. Один был во фраке…
Сергей (перебивает). Он сумасшедший?
Лена. Он музыкант. Приехал прямо с концерта.
Сергей (с иронией). И сразу принялся ухаживать за вами?
Лена (растерянно). А вы сомневаетесь?
Сергей. Да нет, рассуждаю сам с собой… Ну а второй? Кем был второй мужчина?
Лена (с меньшим энтузиазмом). Второй оказался ученым… Доктор исторических наук. Представляете, тридцать восемь лет и доктор?
Сергей. Ну а потом?
Лена. Вы о чем?
Сергей. Что было потом? Как они разошлись: ваш музыкант и доктор?
Лена. Музыкант опять уехал на какой-то концерт, а доктор… Доктор был так любезен, что прокатил меня на своем автомобиле.
Сергей. И долго он вас катал?
Лена. Он подвез меня до дома и уехал.
Сергей. И вы не предложили ему подняться и выпить чашечку кофе?
Лена. А почему я должна предлагать ему кофе?
Сергей. Все-таки доктор… Да и потом в этом ничего нет предосудительного. Мне же вы предложили кофе…
Лена. Вы – другое дело. Вы, по-моему, попали в какую-то историю…
Сергей. Хорошо сказано: «в историю». До доктора мне далеко, но выходит, и я в какой-то мере историк.
Лена (не сразу). А как вы встретили праздник?
Сергей. О, это тоже история! Я был в ресторане. В большой теплой компании. Докторов и музыкантов не было, но было много милых симпатичных людей. И было много красивых женщин! Сожалею, что вас, Лена, не было с нами. Я веселился от души. Я даже пел под оркестр. И танцевал с лучшими женщинами города… Я был на седьмом небе.
Лена (с иронией). Так вот вы откуда свалились?
Сергей (поправляет). При-ле-тел… И вот сижу, пью кофе и жду с моря погоды… Вы позволите немного у вас посидеть? Как только принесут обувь, я уйду.
Лена. Я не гоню вас – ждите.
Раздается звонок в прихожей.
…Извините, я сейчас. (Уходит. Из прихожей слышатся голоса).
Сергей встает, уходит на кухню. Входит Лена, за ней молодая яркая женщина – это Марго. В руках у нее пустой стакан.
Марго. Ну и где наш гуманоид?
Лена (удивленно). Только что был здесь…
Входит Сергей. Он смущен, но старается держаться с достоинством.
Марго. А мы неплохо устроились. А я то переживаю, думаю.. (Лене восхищенно). Во, голубь, нигде не пропадет! (Сергею, ласково). Ты уж извини, Сереженька. (Лене). Я вчера работала. В ресторане столпотворение! Перед закрытием Сережа явился. Красивый как бог, и злой, как черт. (Сергею). У-ух, свалился на мою голову. (Лене). Сел за мой столик, захорошел и давай гусарить! Со всеми женщинами перетанцевал. Даже меня приглашал. Ну мужичье на него и обозлилось. Не понравился им Сережа, ох, не понравился! Сейчас ведь мужик какой пошел? Сонного от ленивого не отличишь. Годами жен не замечают, а в ресторан раз в жизни приведут и корчат из себя рыцарей… (Сергею). Эх, горе луковое, остались бы от тебя одни пуговицы! (Лене). Увела я его на кухню, вызвала такси и вывезла от греха подальше. Доезжаем до дома, я ему ручкой, а он опять за свое. «Полжизни – говорит – за танец» и за мно-ой. (Восхищенно). Как знал, что нет «моего» дома! (Объясняет). Он на сборы уехал… Ну, ладно, поднялись. Врубила я тихо «Соню» - танцуем. Вдруг – звонок. Я как услышала, так ноженьки подо мной и подкосились. «Все – говорю – Серега. Загубил ты мою жизнь, покалечил. Муж приехал». Дальше как в тумане. Вытолкала я его на балкон – пошла открывать. А «мой» колотит – вот-вот дверь с петель вынесет. Открываю. Вижу – «мой» и падаю… Очнулась – рядом люди в белых халатах. (Объясняет). Я как хлопнулась – «мой» перепугался и в скорую… Поставили мне укольчик, отошла я, а в голове одно: «Только бы он с балкона не вышел». Когда «мой» пошел врачей провожать, я – туда. Глянула, а его и след простыл… (Помолчав). Вот так пострадала я за свою бабью жалость. В одну ночь инвалидом стала. (С сожалением). И станцевать-то не успели. (Сергею). А с мужем моим тебе придется знакомиться. Никуда не денешься. Я утром и глаз не открыла, а он уже спрашивает (передразнивает): «А чьи у нас пиджаки загостились? Чьи туфли притаились?» Пришлось приструнить. «Ты как смеешь – спрашиваю – трудящуюся женщину подозревать? Вещи нашла в подъезде. Шла с работы и нашла. Загулял – говорю – какой-нибудь алконавт и разделся. У них это бывает». (Сергею, с укором). Говорила же: не снимай туфли. (Лене, передразнивает). «Мы не так воспитаны, мы не так воспитаны…» (Сергею). Да ты не бойся – он у меня смирный. Рыбок разводит, кактусы выращивает – даром что боксер. Собирается идти по квартирам – искать хозяина вещей. (Лене). Ну, не могу ж я ему сказать, что хозяин отсиживается под нами! (Сергею). Ты через минут двадцать зайди. Только сначала к соседям позвони: «Так мол и так – не находили вещичек?» Ну, а потом к нам. Не боись, соколик – где наша не пропадала! (Кивает на стол). Эх, Елена Борисовна, Елена Борисовна! У мужика небось голова разламывается, а ты – кофе… Ну, ладно, пошла. (Уходит, но тут же возвращается). Я ведь за солью пошла. (Подает Лене стакан). Сыпь, соседка, не жалей – я тебе вон какого молодца подбросила.
Лена берет стакан, уходит.
…(Кивает во след). Вот с кем надо танцевать, Сережа. Какая женщина вянет, пропадает. (Помолчав). Ну, чего молчишь? Скажи, хоть слово.
Сергей. Извините, что все так получилось…
Марго. Переживем.
Возвращается Лена, подает стакан с солью.
… Счастливо оставаться. (Уходит).
Лена (не сразу). Ну и что вы намерены предпринять?
Сергей. Никуда не денешься: придется идти – в пиджаке у меня документы.
Лена: Боитесь?
Сергей. Есть немного.
Лена. Я почему-то тоже боюсь. (Помолчав). А знаете что? Скажите, что вы пришли ко мне…
Сергей. Спасибо… Лена, у вас не найдется какой-нибудь мужской обуви? Не могу ж я идти к этому зверю в носках…
Лена. Ничего подходящего нет, но я могу сходить к знакомым: они живут в соседнем доме…
Сергей. Буду признателен. По-моему, я вам надоел. К тому же вы ждете. Вашему другу мое присутствие может не понравиться…
Лена (холодно). Пожалуй, вы правы. (Смотрит на часы). Если ко мне придут – пусть подождут.
Сергей. Не хотел бы я в таком виде предстать перед кем-нибудь.
Лена. Да уж привыкайте. (Уходит).
Сергей. Подождите.
Лена останавливается.
…Если придут, как мне представиться? Кто я? Почему здесь?
Лена (не сразу). Придумайте что-нибудь. (Помолчав). Ну, скажите, что вы… мой брат. Это недалеко от истины. У меня действительно есть брат. Он примерно вашего возраста. И он мог бы оказаться здесь… (Уходит).
Сергей прохаживается. Звонит телефон. Сергей колеблется, но трубку все же снимает.
Сергей. Да?... Ее нет. …Вышла. …Сначала вышла из квартиры, потом из подъезда, а потом пошла. …Не знаю… Видите ли, я здесь оказался случайно, я потерял пиджак и ботинки и вот… пережидаю. …Как только принесут вещи – уйду. …Причем тут милиция? …Не нужно никого вызывать! …Я же сказал, я пережидаю. …Хозяйку зовут Лена. Добрый отзывчивый человек. …Только что мило беседовали. …Если не верите, перезвоните минут через пятнадцать. (Кладет трубку. По его растерянному лицу можно понять, что на том конце ему сказали что-то неприятное). Только милиции не хватало…
Раздается звонок в прихожей. Сергей уходит, возвращается с человеком: парадно одетым, в нелепом галстуке, в шляпе, с большим портфелем. Это Валеев. Он растерян, смущен.
Валеев. Может быть я… не туда попал?
Сергей. Вам нужна Лена?
Валеев (поправляет). Елена Борисовна Воронина.
Сергей. Располагайтесь – она сейчас придет.
Валеев (осторожно). Извините, а вы кто будете?
Сергей. Я… ее брат.
Валеев (радостно). Родной?
Сергей. Двоюродный.
Валеев (подает руку). Валеев Василий Степанович.
Сергей. Сергей Колосов. Чему вы радуетесь?
Валеев. Знакомству. Глядишь и породнимся. Если все у нас с Еленой Борисовной сладится – шурином будешь.
Сергей. (тускло). Безмерно рад.
Валеев (по свойски). Ну и как она? (Вешает шляпу на стул).
Сергей. Кто?
Валеев. Сестренка. Как у нее настроение?
Сергей. Приподнятое.
Валеев. Это хорошо. Такой день (Подходит к зеркалу, поправляет галстук). Человек должен быть хозяином своей судьбы. Вопрос нужно ставить ребром: быть или не быть! (Озабоченно). Ты у сестры живешь?
Сергей. Нет, я в гостях.
Валеев. Значит, проведать пришел. Это хорошо. Молодец! Одинокую женщину, тем более сестру надо оберегать. (Окидывает взглядом комнату). А квартирка мала. И запущена. Но ничего, это дело поправимое… А я по такому случаю сделал капитальный ремонт. У меня – двухкомнатная! Если женюсь, дадут трехкомнатную.
Сергей (с иронией). Чего ж вы медлите? Женитесь и получайте трехкомнатную.
Валеев. Чудак-человек, а я для чего пришел? Я и пришел жениться.
Сергей. А давно вы с сестрой знакомы?
Валеев (смущается). У нас сегодня первое свидание… Мы по переписке познакомились. Добрые люди помогли. Служба семьи – читал. Елена Борисовна в объявлении написала скромно и без претензий: «Ищу спутника жизни». Это по мне – я люблю скромных, неброских.
Сергей. Откуда вы знаете, что она не броская?
Валеев. А мы фотографиями обменялись. (Вынимает из пиджака фото). На сердце храню. (Подает Сергею). Она?
Сергей (возвращает фото). В жизни сестра симпатичнее.
Валеев. Ты мне, Серега, вот что скажи. Как мужик мужику скажи. А почему сестренка твоя в таком заманчивом возрасте без подпорки оказалась?
Сергей. Это вы у нее сами спросите.
Валеев. Да ты не обижайся, я по-свойски…
Сергей. Сами-то почему не женаты?
Валеев (вздыхает). Я, брат, за идею страдаю. (Помолчав). Мотопилу «Дружба» в руках держал?
Сергей. Не приходилось, но представление имею.
Валеев. Вот у тебя с ней одно представление, а у меня совсем другое. У меня, моя кормилица, пилит, сверлит, бурит, пашет, строгает, возит, бетон месит, плавсредства передвигает – восемь операций! (Грустно). Я с ней пять раз в Москву ездил.
Сергей (с интересом). Ну и как?
Валеев (не сразу). А никак. Москва глазам не верит. Мне одна дамочка в каком-то институте сказала: «Уберите ваш агрегат – он воняет». (Помолчав). Да ты не думай, я не балабол какой-нибудь. (Берет со стола свою фотографию). Такая же, на областной доске почета висит. До моих рекордов ни один вальщик не может добраться! Кишка тонка. Так что за сестру свою не боись…
Сергей. А я и не боюсь. (Обходит Валеева, присматриваясь к его обуви).
Валеев (осматривая себя). Ты что?
Сергей (с укором). Эх, Василий Степанович, Василий Степанович…
Валеев (с тревогой). Да ты толком говори – чего кота за хвост тянешь!
Сергей. Я смотрю – вы обувь не сняли, а сестра у меня чистюля…
Валеев. Я ж тебя спросил!
Сергей. Не слышал…
Валеев (с обидой). Не солидно с твоей стороны. (Осторожно на цыпочках уходит, по пути прихватывает шляпу).
Сергей (вслед). Пиджачок тоже снимайте, сестра не любит когда… в пиджаках.
Валеев (оборачивается). Странно…
Сергей. Сестра любит, что б все было запросто… по-домашнему. Видите, в каком я облегченном варианте.
Валеев (разводит руками). Но я у вас в первый раз…
Сергей. Будем надеяться: не в последний.
Валеев уходит. Возвращается без обуви, без пиджака.
…Ну вот – видите: как хорошо.
Валеев. Может мне и галстук снять? Намучился я в нем…
Сергей. Валяйте. Чувствуйте себя как дома.
Валеев снимает галстук, садится. Сергей сосредоточенно прохаживается, потом решительно подходит к Валееву.
…Василий Степанович, вы не обидитесь, если я отлучусь ненадолго? Срочное дело…
Валеев. Какие могут быть обиды…
Сергей. Вы ждите – сестра сейчас придет. (Уходит). Валеев бесцельно прохаживается, потом садится, задумывается. Из этого состояния его выводит телефонный звонок. Он поспешно снимает трубку.
Валеев. Слушаю вас? …Нет, Елена еще не пришла. …Как что-то с голосом? …Изменился? (Отстраняет трубку от уха, не сразу). Девушка, зачем так кричать? …Я здесь не дурака валяю, а жду Елену Борисовну. …Какие вещи? …А почему мне должны их приносить? …Подождите – я сейчас. (Уходит в прихожую, возвращается, берет трубку). Але, вы слышите меня? …Вы правы: мои туфли и пиджак исчезли. Но я, кажется, знаю: чья это работа. …Полностью согласен с вами: все очень странно. (Кладет трубку). Ералаш.
Достает из кармана клочок бумаги, берет на столе ручку. Что-то пишет. Входит Лена. В руках у нее туфли.
Лена (удивленно). Василий Степанович? …Вы?
Валеев. А почему вы удивляетесь? Вы же сами назначили прийти.
Лена. Да, да… А где? …(Ставит туфли на видное место).
Валеев. …ваш брат? Он вышел. Чудак-человек. Одел мой пиджак, туфли и ушел. Странный он у вас. Озабоченный…
Лена. Забот у него хватает… Хотите кофе? Я сегодня никак не могу допить чашку кофе. Может быть, с вами удастся.
Берет кофейник, уходит, но тут же возвращается.
…Сергей не сказал, когда вернется?
Валеев. Не сказал.
Лена (думая о своем). А что вы пишете?
Валеев (смущается). Видите ли, я в некотором роде, изобретатель… довожу до ума один узел, ну и что бы не терять время – размышляю, прикидываю…
Лена. Я не помешаю?
Валеев (нисколько не смутившись). Нет, нет – наоборот.
Лена уходит на кухню. Валеев погружается в записи. Звонит телефон. Валеев с неохотой отрывается от своих клочков, подходит к телефону, снимает трубку.
…Да? (Берет аппарат в руки, всматривается в номер). …Да, девять семьсот тридцать два четырнадцать. …Да. …Иду. (Кладет трубку). Ничего не пойму…
Входит Лена.
Лена. Кажется, звонили?
Валеев (не отрываясь от расчетов). Позвонила какая-то женщина… Сказала, что туфли мне сейчас принесут. А про пиджак ничего не сказала… А у меня там записная книжка…
Лена (сама с собой). Причем тут женщина?...
Валеев. Наверное, от вашего брата..
Лена. Все мужчины одинаковы – больше всего их беспокоит то, что у них в пиджаках… Василий Степанович, может быть, вы оторветесь от своих бумаг?
Валеев. Все… Оторвался. (Встает, вынимает из портфеля букет цветов). Елена Борисовна, позвольте приподнести.
Лена (берет букет). Очень мило с вашей стороны… Спасибо.
Валеев (вынимает бутылку шампанского). А это… нам.
Лена (мягко). А вот это, по-моему лишнее…
Валеев. Не употребляете?
Лена. Только в особо торжественных случаях. (Мягко). Пожалуйста, спрячьте… Я сейчас принесу кипяток. Кофе сыпьте больше – он слабый.
Валеев. И хорошо, что – слабый. Мне нужно беречь организм – я, Елена Борисовна, должен многое сделать. Не хватит и десяти жизней на то, что я задумал. (Садится).
Лена. Извините. (Уходит, уносит букет, возвращается с кофейником и вазой). Василий Степанович, скажите откровенно: для чего вы дали объявление в службу знакомств? (Садится, ставит букет).
Валеев. Я же конкретно написал: «Ищу подругу жизни».
Лена. Вам нужно столько сделать… подруга может помешать.
Валеев. Я написал, что ищу подругу жизни, способную разделить интересы мужа.
Лена (думая о своем). Я понимаю…
Валеев (не сразу). Елена Борисовна, я человек трудный: у меня было две жены, обе ушли, но я учел свой печальный опыт… Холостая жизнь меня кое-чему научила.
Лена. Вы оптимист.
Валеев. Но вы же откликнулись, ответили мне.
Лена. Это еще ни о чем не говорит.
Валеев (оглядывая стены). Между прочим, я мастер на все руки… Смастерить что или ремонт какой. Вот у вас квартира запущена, а я бы мигом. Через неделю не узнали бы…
Лена. У нас с вами, Василий Степанович, жизнь запущена, а вы о ремонте…
Валеев (осторожно). И жизнь отремонтируем…
Лена (грустно). Хорошо бы. (Помолчав). Добрый вы человек, вы же совсем меня не знаете…
Валеев (не сразу). Елена Борисовна, если я вам не пара, вы скажите… Я простой рабочий, но у меня есть голова, руки, сердце. Я могу горы свернуть.
Лена. Не нужно сворачивать горы… Я – женщина и всего боюсь. Вот вы сказали, что вас покинули. А от меня ушел муж. Ушел однажды за хлебом и не вернулся… Иногда мне кажется, что я тысячу лет одна. (Горько). Представляете, есть сумасшедшие, которые мне завидуют. Если б они знали…
Валеев (не сразу). Чего вы боитесь?
Лена (не сразу). Василий Степанович, сейчас с вами я, кажется, поняла что-то важное… Очень важное… Я вам очень благодарна… (Помолчав). Знаете, что мне сказала подруга, когда я сообщила ей, что от меня ушел муж? ...»Ох, и дурра ты, Лена, дура!, - сказала она – Ну неужели ты не могла сходить за хлебом сама?»… Я всегда забываю купить хлеб. Бывает, по месяцу обхожусь без хлеба…
Валеев. Как же так можно?...
Раздается звонок в прихожей. Лена подходит к двери, кричит: «Войдите!» Входит муж Маргариты – Мамыкин. Он в спортивном костюме, с надписью: «СССР». В руках у него пиджак и туфли.
Мамыкин. Здравствуйте! Поздравляю с праздником! (Лене). Маргарита ходила к соседям за солью и ей сказали, что из вашей квартиры кто-то потерял вещи… (Валееву). Ваше хозяйство?
Валеев недоуменно смотрит на Лену.
Лена (после заминки). Наше.
Мамыкин (Валееву). Извините за формальность, ваша фамилия?
Лена. Колосов. Сергей Колосов.
Мамыкин (пожимает руку Валееву). Мамыкин. Все правильно, извините, пришлось поинтересоваться. (Подает Валееву пиджак и туфли, тот их берет). Счастливо оставаться. (Уходит).
Лена (вслед). Большое спасибо!
Валеев (кивает на пиджак и туфли). Но это не мои вещи…
Лена (берет вещи у Валеева). Сейчас все объясню.
Вешает пиджак на спинку стула, туфли ставит рядом с принесенной ею парой.
…Давайте присядем.
Садятся.
…(С усилием). Вы знаете, с моим братом иногда творится непонятное… Он иногда… выпивает…
Валеев. У него запои?
Лена (думая о своем). Что-то вроде того… (Помолчав). Так вот, в этом состоянии Сергей совершает безрассудные поступки. Вчера, например, он разделся в подъезде. Оставил туфли и пиджак… И вот, заботливые соседи вернули пропажу…
Валеев. Я смотрю, он у вас бедовый.
Лена. Ох, бедовый…
Валеев. А куда он ушел? Наверное, за водкой?
Лена. Не знаю…
Валеев. А как быть мне?
Лена. Может быть вы пока оденете это? (Кивает на пиджак Сергея).
Валеев. Но мне нужен мой пиджак. Там записная книжка. Она мне очень нужна…
Лена. Оставьте адрес: как только Сергей появится, я направлю его к вам.
Валеев. А если не появится?
Лена. Этого не может быть.
Валеев. А вдруг он пропьет мой пиджак, а заодно и записную книжку?
Лена (с обидой). Такого Сережа позволить себе не может.
Валеев. У нас, в леспромхозе, один человек не то что пиджак – мебель пропил. Жена уехала на курорт, а он в знак протеста прокутил импортный гарнитур. Одиннадцать предметов. Предмет за предметом.
Лена. Сергей – порядочный человек.
Валеев. Порядочный человек без спросу чужие вещи не одевает. А он одел и скрылся.
Лена. Я вас очень прошу: не говорите так о брате.
Валеев. Но это же факт! Я сижу перед вами в носках, а ваш Сережа разгуливает в моих туфлях и пиджаке.
Лена (решительно). Давайте не будем о брате… Расскажите лучше  что-нибудь о себе. Где вы трудитесь?
Валеев (не сразу). Я же писал, что работаю вальщиком.
Лена. Вы что-то валите?
Валеев. Вы угадали: я валю лес. Уже двадцать лет валю.
Лена. Это трудно?
Валеев. Проще простого. Подходишь к сосне, вждик по ней и плакала сосенка…
Лена. И не жалко?
Валеев (берет в руку книгу). Кто-то должен. Эта книга, может быть, из какой-нибудь моей сосенки. Я стараюсь делать свое дело быстро. (Помолчав). Повалишь ее, пилу заглушишь, прислушиваешься – и чего только не услышишь…
Лена. О чем вы, Василий Степанович?
Валеев. Деревья, как – люди, друг за дружку переживают… голосят. А бывает итак. Свалишь, прислушиваешься – и ничего. Значит одинокое дерево было. И проводить некому…
Раздаются звонки в прихожей.
Лена (не сразу). Извините. (Уходит,  возвращается. В руках у нее свитер и туфли). Вот… друзья передали Сереже… Значит он скоро будет. (Ставит туфли в общий ряд, свитер кладет на пиджак).
Валеев подходит к туфлям, примеряет их, одевает свитер.
…А вам к лицу.
Валеев. Выпроваживаете?
Лена. Вы не так поняли…
Валеев (прохаживается, привыкает к новой обуви). Я вообще ничего не пойму! Зачем я приходил? Для чего существует служба семьи? Зачем мы писали друг другу? (Подходит к Лене). Елена Борисовна, скажите честно: могу я надеяться, что в будущем вы пересмотрите свое негативное отношение ко мне?
Лена (не сразу). Вряд ли…
Валеев. Почему?
Лена (не сразу). Вы не видели брата: он болен – я обязана быть с ним…
Валеев. Но вы же знали, что он болен.
Лена. Знала… Но мы давно не виделись… А вчера я увидела и… ужаснулась. Я не думала, что на меня так подействует…
Валеев. Вы женщина – что вы сможете?
Лена (горячо). Я заберу его к себе. Он будет жить у меня.
Валеев (без всякой надежды). Я бы вам не помешал.
Лена (с мягким укором). Василий Степанович, ну что вы говорите.
Валеев. Ухожу. Ухожу, так и не поняв диалектики наших отношений. Сознаюсь, Елена Борисовна: шел к вам с мыслью: что жизнь свою переиначу, а ухожу в полной растерянности… и в чужой обуви… Но мне нельзя находиться в таком зыбком состоянии. Время торопит – нужно думать… Извините, если что не так… Мой адрес прочтете в записной книжке. Буду ждать. Прощайте. (Быстро уходит).
Лена садится, пододвигает к себе букет цветов. Улыбается, звонит телефон. Лена встает, подходит к телефону, снимает трубку.
Лена. Да? …Это ты, Надюша. …Был. …Был да сплыл. …Совсем ушел. …Не глянулась – вот и ушел… (Вздыхает). Потом все расскажу. …Сижу – жду. …(После заминки, устало). Ты угадала: жду принца. …Чао. (Кладет трубку, устало замирает).
Раздается звонок в прихожей. Лена уходит. Возвращается с Сергеем, Марго, Мамыкиным. В руках у Марго магнитофон, у Мамыкина бутылка шампанского.
Сергей. А вот и мы!
Мамыкин. Вы уж нас извините, Елена Борисовна, но с вещами закавырка вышла. Пришел Сергей, и выяснилось…
Марго (перебивает). Без тебя разберутся. (Лене). Сергей пригласил нас и мы по-соседски решили нагрянуть. Все-таки праздник…
Лена (справляется с собой). Пожалуйста, проходите, садитесь… (Сергею). Сергей, помогите мне, пожалуйста.
Сергей. С удовольствием.
Лена и Сергей уходят на кухню.
Мамыкин. А чего это они на «вы»?
Марго. Это мы с тобой с утра до вечера «тычем» друг друга, а у них культура.
Мамыкин (передразнивает). Куль-ту-ра. Он горькую пьет, - она с ухажерами «финтит»… В тихом омуте черти водятся.
Марго (рассматривает фотографию Валеева). Ты в чужой омут не суйся…
Мамыкин. Да мне парня жалко. Она ж его за нос водит: я когда приходил у нее тут другой сидел. (Кивает на фотографию). Вот он и сидел. Я ведь могу, черт знает что подумать!
Марго (ставит фотографию на стол). Про себя думай.
Мамыкин. Зачем пошли – лучше б «Знатоков» по телеку посмотрели.
Марго. Хоть с людьми без боксерских перчаток пообщаешься.
Возвращаются Лена и Сергей.
…(Лене). Какие цветы! Это вам Сергей подарил?
Лена. Нет, это подарил… другой.
Марго. А вы, милочка, я смотрю, пользуетесь успехом?
Лена (с иронией). Да, в последнее время имею сногсшибательный успех. Мужчины валятся как снег на голову.
Мамыкин. Елена Борисовна, это же естественно! Женщина вы симпатичная… молодая…
Марго. Котик, открой шампанское!
Мамыкин. Слушаюсь. (Сергею). Небось, голова трещит?
Сергей. Есть немного.
Мамыкин (откупоривает шампанское). Да здравствует первомай! (Наливает всем). Физкульт – ура!
Марго. Котик, ты не в спортзале.
Все чокаются, кроме Мамыкина, пьют.
Марго (Лене). Ну и как прошла праздничная демонстрация?
Лена. Как прошла демонстрация – не знаю, а я домой еле добралась. Мне вручили огромный лозунг.  Килограммов десять. Вручили и сказали: «Держи как можно выше». Вот я и держала. Шла и держала. А рядом вышагивал какой-то мужчина с шариками. Он все время смеялся и кричал «Ура». Когда я попросила его взять у меня лозунг, он повесил на него свои шарики и вообще ушел из колонны…
Мамыкин. Может быть ему плохо стало?
Марго. Вот-вот… Ваш брат всегда исчезает, когда плохо.
Сергей. Надеюсь, к присутствующим это не относится?
Мамыкин. Маргарита, ты нервничаешь?
Марго. Переживаю за Елену Борисовну. Тот мужчина бросил ее в самый неподходящий момент.
Мамыкин. Рядом с вами сидят другие мужчины. (Участливо, Сергею). Полегчало?
Сергей. Чуть-чуть.
Мамыкин (Сергею). И давно вы, извините… выпиваете?
Марго. Котик, не будь таким любопытным.
Мамыкин. Но я же, черт знает, что могу подумать о человеке. Потому и спрашиваю (Вопросительно смотрит на Сергея).
Сергей. Пью давно. Очень давно: с детства.
Мамыкин. Часто?
Сергей. Почти каждый день.
Мамыкин. Вы хотите сказать: каждый вечер?
Сергей. Я говорю: «каждый день». Начинаю с утра. Люблю с утра.
Мамыкин. На голодный желудок?...
Сергей. Натощак лучше берет.
Мамыкин. Ну а как вы работаете?
Сергей. Насупившись. Выпью, насуплюсь и работаю.
Мамыкин. Извините, я смотрел ваши документы, вы же начальник… Как к тому относятся подчиненные, вышестоящие товарищи?
Сергей. Пока терпят.
Мамыкин. Ну дела…
Марго. (мужу). Вопрос исчерпан? (Всем). Может быть, потанцуем? Все-таки праздник. (Включает магнитофон, Сергею). Вы, кажется, хотите меня пригласить?
Сергей. Вы угадали.
Марго и Сергей идут танцевать.
Мамыкин. Маргарита, тебе не повредит?
Марго. Я буду сдержана.
Мамыкин (Лене). Любит танцевать. Очень устает на работе, а потанцует и усталость как рукой снимает… А вчера вот с сердцем стало плохо. Я на сборах был. Как чувствовал – раньше команды вылетел. Заявляюсь домой, а у нее приступ. Пришлось скорую вызывать… Хорошо, что успел. (Помолчав). В мне ваш друг нравится.
Лена (искренне). Мне тоже.
Мамыкин. Только зря он выпивкой увлекается. Хотите я возьму над ним шефство?
Лена. Я сама…
Мамыкин. Правильно, так будет надежнее.
Лена. Вы любите танцевать?
Мамыкин (грустно). Я умею танцевать только на ринге. Какой из меня танцор…
Лена. Пожалуйста, пригласите меня. Тысячу лет не танцевала с мужчиной.
Мамыкин. С удовольствием. (Встает, делает галантный жест).
Все танцуют. Марго с удивлением посматривает на мужа. После танца все довольные рассаживаются по своим местам.
Марго. Ну вот и станцевали! (Лукаво). Ну и как мы?
Лена. Вы молодцы.
Мамыкин. Превосходно. Подозрительная слаженность. (Шутливо грозит пальцем Сергею). Можно подумать, что вы тренировались.
Сергей. Мы поодиночке тренировались.
Марго. Котик, налей нам шампанского.
Лена. Какой сегодня странный день…
Мамыкин. А я уже забыл, когда танцевал в последний раз.
Марго. Могу напомнить. Это было на нашей свадьбе.
Мамыкин (помолчав). Как же так, Маргарита? Почему мы так долго не танцевали?
Марго. Жизнь у нас такая…
Мамыкин (разливая). Нет, тут что-то не так. Надо подумать…
Марго. Котик, ты много думаешь – это может не понравится гостеприимным хозяевам.
Лена. Мне все нравится.
Мамыкин. Виноват. (Поднимает пустой фужер). За наших прекрасных дам!
Все пьют.
Сергей (Мамыкину). А вы, я вижу, совсем не пьете?
Мамыкин. Я – режимник.
Сергей. Что так?
Мамыкин. Одного из парней готовлю к Олимпиаде. У нас жесткая программа. Мы не имеем права подводить друг друга.
Сергей. А если подведет он?
Мамыкин. Буду виноват я: не сумел убедить…
Сергей. Скажите: а «Котик» - это ваше имя?
Марго (Сергею). А вам не нравится? Или вы считаете, оно больше подходит вам?
Мамыкин (Сергею). Может быть, оставим на минутку женщин? (Женщинам). Извините. (Встает, выходит из-за стола).
Сергей пожимает плечами, встает, идет вслед за Мамыкиным. У края рампы они останавливаются.
…Я обидел вас? …Если обидел, вы скажите – я готов извиниться…
Сергей. Какая может быть обида…
Мамыкин. Мне все кажется, что вы хотите что-то сказать или спросить…
Сергей. Как вас зовут?
Мамыкин. Анатолием.
Сергей. Разрешите пожать вашу мужественную руку, Анатолий?
Мамыкин подает руку. Сергей пожимает.
…Я желаю вам и вашему парню пробиться на Олимпиаду и выиграть. От всего сердца желаю.
Мамыкин. Вы так говорите, будто мы больше не увидимся.
Сергей. Кто знает…
Марго (встает). Котик, домой!
Мамыкин. Так быстро?
Марго. Ты всех утомил.
Лена. Ну, зачем вы так, Маргарита? Посидите еще…
Марго (на пути к двери). Мы и так засиделись. (Сергею). Приятно и… поучительно было познакомиться. Вы скрасили наши серые будни.
Мамыкин. Приходите и вы к нам. Приходите запросто в любое время. (Берет магнитофон). Может быть оставить? Потанцуете?
Сергей безразлично пожимает плечами.
Лена. Нет, нет заберите. Спасибо за приглашение.
Марго. Счастливо оставаться.
Мамыкин. Давайте не забывать друг друга.
Сергей. Я вас никогда не забуду.
Марго, Мамыкин и Лена уходят. Лена возвращается.
Лена (не сразу). Какой долгий день. В моем доме сегодня побывало столько народа, сколько не было, наверное, за последние пять лет. (Помолчав). Забавный тот тренер... Он так заботливо опекает вас… Вы что действительно пьете?
Сергей. Разве я похож на пьяницу?
Лена. Совсем не походите.
Сергей. А вот другие так не думают…
Лена. Люди видят нас такими, какими хотят видеть. (Как можно равнодушнее). Вы давно знакомы с Маргаритой?
Сергей. Давно. Со вчерашнего вечера.
Лена. Вы ей нравитесь.
Сергей. По-моему, ей нравятся все мужчины кроме мужа.
Лена. Зачем вы так… Вы не смотрите, что она грубит. Она добрая… Когда я заболела, Маргарита пришла, конечно же, накричала на меня, сходила в аптеку и потом через день приходила ко мне… А как она поет!
Сергей (удивлен). Она поет?
Лена. Она пела мне русские песни.
Сергей (не сразу). Я смотрю у вас все добрые. А я? По-вашему, и я добрый?
Лена. И вы добрый. Только вы почему-то хотите казаться другим…
Сергей. Ну а самый добрый у вас, наверное, ваш жених? Кстати, где он? Я должен вернуть ему имущество. Извините. (Снимает с себя пиджак, туфли).
Лена. Он ушел.
Сергей. Поблагодарите его от меня и передайте, что я приношу извинения. Я обошелся с ним по-пиратски. (Переодевается в свое).
Лена. Вам придется это сделать самому.
Сергей. Не хотите мне помочь?
Лена. Василий Степанович ушел совсем.
Сергей. То есть как совсем?
Лена. Он больше не придет. Никогда не придет.
Сергей. Вы поссорились? …Но я сделал все возможное. Я ушел, чтобы вас оставить… По-моему, он поверил в то, что я ваш брат. (Помолчав). Почему вы молчите? Это из-за меня?
Лена (не сразу). Из-за вас.
Сергей (решительно).  Я найду его – обещаю вам. У вас есть его адрес?
Лена. Он в записной книжке. Она в пиджаке.
Сергей вынимает из пиджака книжку, перелистывает.
Сергей (читает вслух). «Всем! Всем! Всем! Все записи и чертежи в этой книжке имеют государственное значение. Нашедших, прошу вернуть за вознаграждение по адресу…». (Лене). А ваш жених большой оригинал!
Перелистывает книжку, углубляется в чтение, что-то записывает. Лена терпеливо ждет.
…(Закрывает книжку). И, по-моему, светлая голова… Я найду его. Такие самородки на улице не валяются. (Пытается свернуть пиджак).
Лена. Вы хотите прямо сейчас броситься на поиски?
Сергей. Чем скорей, тем лучше. Судя по адресу, он живет за городом – придется ехать.
Раздается звонок в прихожей. Лена уходит. Стремительно входит Валеев, за ним Лена.
Валеев. Извините, если помешал. Понимаю: меня не ждали, но и я не могу ждать. Моя задача – взять записную книжку. Без нее теряю душевное равновесие.
Подходит к своему пиджаку, вынимает книжку. Светлеет лицом.
…Здесь.
Переобувается, снимает с себя свитер. Одевает пиджак. Озорно и нервно отбивает чечетку.
…Вот теперь можно жить дальше.
Лена. Долго будете жить, Василий Степанович – мы только что о вас вспоминали.
Валеев. Долго жить – это хорошо. Это как раз то, что мне нужно. Спасибо, Елена Борисовна.
Пауза.
Лена. Посидите с нами, Василий Степанович. Попьем кофе, поговорим.
Валеев. Спасибо, кофе уже пили. Я больше не хочу.
Сергей. Давайте выпьем шампанского?
Валеев. Шампанского?... Это можно. Это даже нужно. Мы же люди… И случай, по-моему, подходящий, вы согласны, Елена Борисовна?
Вынимает из портфеля бутылку шампанского. Откупоривает, подходит к столу, разливает.
Сергей. Вы меня извините, я виноват перед вами.
Валеев. Никто ни в чем не виноват. Се ля ви. Разве может быть виновата жизнь. (Помолчав). Я кажется понял, что здесь у вас происходит. Мне трудно, но я должен… Должен поздравить вас. Постарайтесь быть счастливыми. (Залпом выпивает). Прощайте. (Уходит).
Сергей. Постойте.
Валеев останавливается.
…У меня к вам предложение… Я хочу пригласить вас на работу. Я руковожу конструкторским бюро: работа интересная, перспективная. Адрес я записал вам в книжку. Приходите – поговорим.
Валеев. Я подумаю. (Уходит).
Сергей (вслед). Я буду ждать.
Пауза.
Лена. Кажется, он принял нас за близких людей…
Сергей. И, по-моему, с чем-то поздравил…
Лена. Да, поздравил.
Сергей. И чего-то пожелал…
Лена. Пожелал.
Сергей. Так давайте стараться быть счастливыми… С чего мы начнем?
Лена. Может быть, сядем за стол?
Сергей (улыбаясь). С удовольствием, если на нем появится что-нибудь существенное. Я дико проголодался. Слона бы съел.
Лена. Слоны занесены в красную книгу, но у меня есть тушеная баранина. Подогреть?
Сергей. Нет ничего вкусней тушеной баранины.
Лена. Любите?
Сергей. Обожаю.
Лена. Я сейчас. (Уходит).
Сергей прохаживается, звонит телефон. Сергей снимает трубку.
Сергей (в трубку). Да? …Наконец-то! …Принесли – спасибо. …(Чуть тише, оглядывается в сторону кухни). …Через час буду. …Пока. (Вешает трубку, довольный прохаживается).
Опять звонит телефон. Сергей снимает трубку. …Да? … А-а, это вы. … Принесли, принесли. …Да, будем расставаться. …Здесь. …Зову.
Кладет трубку, уходит, возвращается с Леной. Лена берет трубку.
Лена. Ты Надюша? …Ничего не происходит. …Один хороший знакомый. …Нет, ты его не знаешь. …Надь, ты извини, но мне некогда. …Готовлю обед. …Для хорошего знакомого. …Ну, не вредничай. …Я сама позвоню. …Чао. (Кладет трубку).
Сергей. Вашей бдительной подруге я не нравлюсь. Она все время звонит, беспокоится…
Лена. Мне нужно, чтобы она звонила. Если б я была директором, я бы всем незамужним женщинам поставила телефоны. Нам очень нужно, чтобы у нас звонил телефон.
Сергей. Вам можно позавидовать – у вас верная подруга.
Лена (не сразу). Я все хочу спросить у вас…
Сергей. Спрашивайте.
Лена. Скажите: вчера в ресторане… вы кого-нибудь ждали?
Сергей (не сразу). Никого я не ждал. Сидел, занимался и вдруг такая меня тоска взяла! Праздник: отовсюду музыка, все за столами в компаниях. Решил и я кутнуть. Вот и кутнул. (Помолчав). Я в вашем городе недавно. Живу в общежитии. (Усмехается). Это в моем-то возрасте… А когда-то у меня было все: дом, семья, дочь. Даже тапочки любимые были…
Лена. Но у вас есть друзья.
Сергей. Вы имеете ввиду это? (Кивает на туфли). Сердобольные соседи по этажу выручили.
Лена. А работа?
Сергей. Только ей и живу… А с людьми не ладится. Для всех я пока чужой. Все время боюсь кого-то обидеть, не то сказать. И все равно: обижаю и говорю не то… Вот и в вашу жизнь ворвался…
Лена. Меня вы ничем не обидели. (Помолчав). А куда вы уходили, когда раздели Василия Степановича?
Сергей (улыбается). Перед встречей с мужем Маргариты решил прогуляться.
Лена (не сразу). Рассказать вам: как я провела вчерашний вечер?
Сергей. За вами ухаживали сразу двое: доктор и музыкант.
Лена. Я все выдумала. Весь вечер я читала Зощенко…
Сергей. …и плакали.
Лена. Вы видели?
Сергей. Видел.
Лена. И потому не постучались?
Сергей пожимает плечами.
…А почему не стали спускаться ниже?
Сергей. Ниже на раскладушке спал какой-то старичок – я побоялся его напугать.
Лена. …и оказались в западне?
Сергей. И оказался в западне. (Втягивает носом воздух). Какой аромат! Какой аромат! Не подгорит?
Лена. А вы чревоугодник!
Сергей. Ещё какой. Если баранина подгорит – я съем сначала вас, а потом вашу верную подругу.
Лена. Иду, иду, иду! (Уходит на кухню, возвращается с опрокинутым лицом).
Сергей. Что с вами, Лена?
Лена. В доме нет ни крошки хлеба.
Сергей. Что-нибудь мучное есть?
Лена. Пирожные, печенье…
Сергей. Не то. Баранина – дело серьезное… А чего мы думаем. Давайте я схожу за хлебом! Булочная у вас рядом – я видел.
Лена (испуганно). Нет, нет – я сама!
Сергей. Вам плохо?
Лена. Со мной все нормально. Сережа, я вас очень прошу – позвольте мне сходить за хлебом.
Сергей (решительно). Не позволю! Я другой мужчина. Держите баранину на огне – я мигом.
Лена. А деньги у вас есть?
Сергей. На хлеб найдутся. (Уходит).
Лена. Подождите!
Сергей останавливается.
…Я дам вам сумку (Уходит на кухню).
Сергей подходит к стоящей в ряд обуви, берет пару, которую передали для него. Разглядывает ее, усмехается, ставит на место. Обходит комнату, оглядывая все так, будто со всем прощается. Заглядывает в балконное окно. Входит Лена, подходит к Сергею.
…(Подает сумку). Я буду ждать вас.
Сергей. Зачем ждать? Занимайтесь своими делами…
Лена. Нет… Я буду ждать.
Сергей. Ну, я пошел. Не скучайте. Я мигом. (Уходит).
Лена. Сергей!
Сергей останавливается.
Лена (не сразу). Сережа… поцелуйте меня… пожалуйста.
Сергей. С удовольствием. (Подходит, целует одеревеневшую Лену, отстраняет от себя). Лена, с вами что-то происходит. Может быть, мне никуда не ходить?
Лена. Идите.
Сергей. До скорого! (Уходит).
Лена бросается за Сергеем, но у дверей останавливается, возвращается. Идет на балкон. Возвращается в комнату. Берет будильник, ставит перед собой, садится. Смотрит на будильник, закрывает уши руками.
Томительная пауза.
Звонит телефон.
Лена идет к телефону.
Раздаются звонки в прихожей.
Лена на полпути замирает. Быстро уходит в прихожую.
ЗАНАВЕС


Рецензии