Победа над унынием!

Как побеждать уныние?

Что такое уныние?
Мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль. (словарь Ушакова)

Говоря современным языком уныние - депрессия.
психическое расстройство, действующее по трем направлениям:
снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония),
нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.),
двигательной заторможенностью.
При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

Возникает при:
драматических переживаниях
эмоциональной перегрузке
недостатке биогенных аминов в организме (серотонин, дофамин)
перемене климатических условий (пасмурная погода)
воздействии лекарств.
болезни (щитовидная железа, болезнь Альцгеймера).

Кто из присутствующих переживал подобное?
Кто может поделиться своей победой над унынием?

Давайте обратимся к Библейским героям, которые дошли до того, что просили себе смерти.
И постараемся разобраться в причинах уныния и отыскать пути, которыми они вышли победителями из этого испытания.

Итак, четыре мужа веры. Их имена - Моисей, Иов, Иона, Илия.

Начнем с Моисея:
11 И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?
15 когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего.
(Чис.11:10-15)

Как вы думаете, что послужило причиной уныния Моисея?
На мой взгляд проблема в слишком большой нагрузке, которую он взял на себя.

Еще находясь во дворце, Моисей остро переживает за свой народ и предпринимает самостоятельные попытки облегчить участь соплеменников.
Когда же Бог призывает Моисея спустя сорок лет вернуться, чтобы освободить Израиля от рабства, Моисей уже артачится до того, что вызывает гнев Божий. Тогда Бог дал ему в помощники Аарона и сестру Мариам.
Но Моисей, по какой - то причине, вновь сосредотачивается только на своем служении.
Он не задумывается над его формой.

С утра до вечера он усердно разбирает споры, разъясняет Божьи законы.
Ему трудно, тяжело. Но ведь он служит Богу. Он идет вперед, героически преодолевания тяготы народного судьи.
Но тесть Моисея, Иофор, глядя на это дело со стороны говорит ему:

17 Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь:
18 ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его;
22 пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя];
23 если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром.
(Исх.18:13-25)

Тогда Бог через совет человека помог Моисею избежать уныния от чрезмерного напряжения, разделив бремя с избранными из народа.
Но в книге чисел Моисей, повторяет эту ошибку.

Как на этот раз Моисей избавляется от уныния?
В этот раз на помощь ему приходит сам Бог, вновь разделяя его нагрузку в служении между избранными из народа.

Обратимся теперь к истории Илии.
4 А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
(3Цар.19:4)

Как вы думаете, что послужило причиной уныния Илии?
Думаю, разочарование в самом себе.

Илия только что на горе Кармил засвидетельствал о живом Боге перед всем Израилем.
Он восстановил разрушеный жертвенник Господень, призвал народ к покаянию и к окончательному выбору - кому служить - живому Богу или идолам. И во свидетельство Божественности своего откровения он низводит огонь с неба, который пожрал жертвенного тельца в глазах всего собрания.
Илия только что одержал блистательную победу над 800 пророками своей противницы Иезавели.
Спустя три с половиной года засухи, по его слову Господь низвел на землю дождь. И рука Господня была на нем, когда он бежал весь путь до Изрееля перед колесницей царя.
И вдруг, этот человек говорит, что с него довольно. И просит смерти у Бога. Почему?
Похоже, Илия разочаровался в результатах своего служения.
Еще на горе Кармил он говорил к народу, что он последний Божий пророк:
22 И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек.
(3Цар.18:22)

Видимо, он рассчитывал, что теперь-то царь и народ обратятся к Богу.
Но вместо этого он услышал, что завтра в это же время он будет непременно убит.
Провал. Полный провал. С его смертью Израиль погрузится в непросветную тьму греха.
И Илия побежал, гонимый мыслями о постигшей его неудаче и угрозах ненавидящей его Иезавели.
Какой смысл в его смерти от рук этой идолопоклонницы?
Но какой смысл и от его жизни в теперешней ситуации?
Он не смог выполнить Божьего повеления, сердце царя не поколебалось, он не лучше прочих пророков, которых Бог использовал для обращения народа.

Видимо, Илия очень переживал за народ и хотел превзойти своих предшественников пророков, которых так же не слушали. И быть тем, кто, наконец-то, обратил бы сердца людей к Богу.

Что отвечает Бог?

Илия излил Богу свою скорбь и утомленный заснул.
В ответ на молитву праведника, Господь посылает Ангела, который пробуждает пророка и насыщает его лепешкой и водой.
Он просил смерти, но вместо нее пришел Ангел и предложил жизнь - хлеб и воду.
Тот подкрепился и снова заснул.
Тогда Ангел вторично его пробуждает и говорит - ешь, пей и иди к горе Хориве.
Дорога заняла 40 дней.
О чем интересно думал Илия? Скорее всего он задавался вопросом - что ждет меня у горы Хорива.
Когда же он вошел в пещеру, Господь вопросил Своего пророка - Илия, что ты здесь?
Странный вопрос, не правда ли?
Сначала Ангел указывает путь, а потом Господь спрашивает - почему ты здесь?
Илия отвечает, что он - изгнанник за веру, последний раб Божий, скрывающийся от смерти.
Тогда Господь взывает к пророку - выйди из пещеры и мимо тебя пройдет Господь.
Но не в ветре, сокрушающем скалы Господь, не в землятресении Господь, не в пламени огня твой Бог, но в веянии тихого ветра.

Илия послушался, вышел, закрыв лицо милотью. И Господь вновь его спрашивает, так почему ты здесь Илия?

Илия в точности повторяет свой первоначальный ответ.
Тогда Господь повелевает ему возратиться в Дамаск, чтобы помазать царя Сирии, помазать царя над Израилем, и помазать Елисея в пророка вместо себя.
И сообщает Илии, что на самом деле Илия не единственный служитель Бога Живого, но есть еще семь тысяч, не преклонивших колена перед Ваалом.

Как вы думаете, что хотел донести до Илии Господь, показавшись ему в ветре, землетресении, огне, и в веянии тихого ветра?

Какое утешение было в этом для божьего человека?
На мой взгляд Господь показал, что Он давно мог бы истребить мятежный народ, и хотя Господь - страшен в гневе, но все же Он - любовь, которая желает спасти каждого.
Господь утешает Илию словами, что есть еще семь тысяч истинных почитателей Бога Израилева.

Была ли для Илии утешительной весть о том, что он должен передать пророческое служение другому?
Да, если Господь сказал, что хочет забрать его живым на небеса.





**** Иона.
12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.
(Ион.1:12)
1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен.
2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии.
3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить.
(Ион.4:1-3)

Почему Иона впал в уныние?
Из - за несогласия с Божьей волей.

8 Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.
(Ион.4:8)

Почему Иона впал в уныние, когда лишился растения?
Обиделся на Бога.

Потому что растение было единственной отрадой за последние дни.
Мало того, что Господь принуждает делать противное его воле, так еще и любимое растение отнял.

**** Иов.
1 После того открыл Иов уста свои и проклял день свой.
3 погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!
11 Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?
(Иов.3:11)
20 На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,
21 которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,
22 обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?
23 [На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?
24 Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода,
25 ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне.
26 Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье.
(Иов.3:20-26)

Почему унывает Иов?
Потому что не понимает действий Бога.

Он засвидетельствовал, что Бог благ, Бог - дал, Бог - взял.
Но когда, как он думал, Бог навел на него лютую болезнь, Иов впал в недоумение, в чем его вина?
Ведь он праведник, который бегает от зла.

Какое утешение Господь дает Иову?

Господь отвечает Иову.
3 Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
(Иов.40:3)

33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
(Рим.11:33-36)

Давайте подведем итог

Почему герои веры впали в уныние?
Моисей принял непосильную нагрузку и терпел до последнего, а потом сказал, что лучше умереть.
Илия разочаровался в себе и поставил крест на своем служении.
Иона был несогласен с волей Бога. И обижен на Него.
Иов не понимал действий Бога.

Что помогло им выйти из скорби?

Все эти мужи, кроме Ионы, открыли свои скорби Богу в молитве и были услышаны:
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
(Пс.90:15)

Бог разделил бремя служения Моисея еще с 70 посвященными мужами.
Бог отметил служение Илии тем, что живым вознес его на небеса.
Иону Бог принудил исполнить Свою волю и дал понять, как Он дорожит каждым человеком.
Иову Господь открыл истину о том, что вера рождается за пределами понимания.
Господь праведен во всем, что ни делает. Вера - есть уверенность в невидимом.

Если попытаться хотя бы издали взглянуть на уныние этих героев глазами Бога, то получается, что
Бог видел, как Моисей день за днем самостоятельно тянет непосильную для одного лямку служения и приближается момент истощения его сил.
Бог возложил на Илию сложное бремя - засвидетельствовать Израильскому народу о его грехах и призвать к обращению, хотя знал, что покаяния не произойдет.
Бог не отказался использовать Иону для спасения Ниневии, хотя тот всячески сопротивлялся.
Бог принял вызов сатаны, клеветавшего на Иова, что тот не от всего сердца исполняет заповеди, но ради собственного благополучия.

Господь знал, что все эти люди войдут в скорбь и не отвратил их.
Почему?

Расскажу историю про собаку больную раком.
Мы посидели еще немного вместе, и поговорили о том, почему животные живут меньше людей. Шейн, который сидел и молча слушал, тихо сказал: – Я знаю, почему. Мы удивленно посмотрели на него. То, что он сказал потом, глубоко поразило меня. Никогда я еще не слышал такого утешительного объяснения. Он продолжал: – После рождения люди должны учиться, как жить достойно. Учиться любви, пониманию, преданности, ведь так? – Так, – с печалью ответила его мама. – А собаки не живут долго, потому что они с рождения знают, КАК это делается. Им не нужно жить долго, чтобы научиться любви и преданности. Они вс; это УМЕЮТ! Поэтому их жизнь и короче, чем наша..


Во - первых, потому что скорбь должна была научить Его служителей важным урокам.
Во - вторых, скорбь была связана со служением. С исполнением Божьих намерений о других людях.

Моисея - разделять ответственность, когда ноша становится непосильной. Не сгорать на служении.
Илию - дать Богу самому оценивать нас и никогда не ставить на себе крест, потому что никто и ничто не отлучит человека от любви Божьей, кроме него самого.
Иону - любить врагов, потому что их любит Господь.
Иова - верить в праведность Божию, не взирая ни на что.

Но давайте теперь ответим на вопрос - почему все эти люди, слышащие голос Божий просили себе смерти, а не просили помощи?

Моисею предстоял еще долгий путь, чтобы ввести народ в обетованную землю. И с этого пути нельзя было свернуть. Но идти больше не хотелось. А раз так остается только смерть.
Илии вообще не куда было больше идти, он не справился с Божьим поручением. Думал, что он пророк, оказалось, что нет. Дело его жизни рухнуло. Зачем жить?
Иона не хотел слушаться Бога, но он также знал, что ему никуда не деться от Господа, кроме, как умереть.
Иов недоумевал, что происходит, зачем ему, праведнику, дана эта мучительная болезнь, когда каждая минута жизни приносит скорбь? Для чего просыпаться, есть и пить, кроме как для страданий... Во истину смерть приятней.

Проблема в том, что все эти люди замкнулись на себе.

Давайте запомним это и обратимся еще к примеру Иисуса.
В Его жизни тоже была мучительная скорбь в Гефсимании.

Почему унывал Иисус?
Потому что Он знал о предстоящих смертельных испытаниях.

38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
(Матф.26:38,39)

В чем вы видите отличие в унынии божьих пророков и Иисуса?
В том, что Иисус видел и Себя и Своего Отца.

Ему не хотелось идти предстоящими скорбями. Но Он любил Отца, который послал Его ради спасения людей. И эта любовь к Отцу оказалась больше любви к Себе. А раз так, значит надо бороться.
Его воля подчинилась воли Отца.

3. Искать волю Божью.
Отсюда я делаю вывод, что в любом унынии нужно искать выход в исполнении воли Божьей.
А если и это нам не открыто,

4. Ждать с упованием.

Давайте попробуем мысленно перенестись обратно к нашим героям в минуты их глубочайшего переживания и помолиться молитвой Иисуса. Как бы звучала такая молитва?

Господи! я изнемог, больше не могу нести бремя народа. Помоги мне!
Господи! дай свидетельство, что труд мой не тщетен пред Тобой, что повелишь делать дальше?
Господи! желал бы наказания Ниневии, но да будет сердце мое послушно воле Твоей, даруй мне любовь к моим врагам.
Господи! я не понимаю, что происходит, но верю, что Ты - любовь (ведь Христос умер за меня)
и Ты не можешь, сначала спасти меня, а потом бросить на произвол.

Если же человек замкнется на себе, то может погибнуть.
Давайте прочитаем об этом:

**** Иуда.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.
(Матф.27:3-5)

Иуда осудил себя. И вынес приговор, что нет ему прощения. А значит жизнь бессмысленна.
Дьявол вошел в Иуду во время вечери, сотворил его руками предательство, а потом показал весь ужас содеянного им, закрывая при этом от мысленного взора сияние престола милости и благодати.

Обобщим сказанное.
Как же нам победить депрессию?
Открывать свои скорби Богу. Просить мудрости правильно реагировать на них. Вспоминаем Моисея.
Не ставить на себе крест. Потому что Бог избирает немощных, чтобы посрамить сильных, избирает простых, чтобы превзойти мудрецов. Вспоминаем Илию и то, что никто и ничто не способно отлучить нас от любви Божьей. Человек сам разрывает отношения с Господом.
Покоряться воли Бога, даже если все наше греховное существо бунтует.
Помнить о том, что через скорби наше сердце очищается от зла и мы познаем Бога. Вспоминаем Иону.
Верить в то, что Бог - есть любовь, даже тогда, когда все вокруг кричит обратное.
Верить в то, что все допущенное Им в нашей жизни, происходит ради нашего спасения. Вспоминаем Иова и Иисуса.
Не замыкаться на себе, но искать воли Божьей. Вспоминаем Иуду.
Благодарить Господа за все испытания.

Лично для меня, главное в том, что из любой депрессии есть только два выхода - к Богу или от Него. Третьего не дано. Похули Бога и умри - говорила жена Иову. Или воздай славу Своему Создателю и Искупителю и с поднятой головой, в упованьи, проходи тернистый путь к славе и свободе от всяких скорбей.

Смерть Иисуса говорит мне о том, что Бог любит меня и все, что происходит в моей жизни - служит ко спасению.
Также меня воодушевляет Божья милость, что нет такого греха, который Он бы не мог простить. И, если я тяжко согрешил, и впереди меня ожидают годы последствий моего выбора, то неизменное Божье прощение будет утешеньем на этом нелегком пути. Только надо идти к Богу. До тех пор пока я иду, я - победитель. Когда я отворачиваюсь от Бога - я обречен.

Мне нравится ответ Седраха, Мисаха, Авденаго - Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от любых скорбей и даже от смерти, но даже если не будет того, мы не прекратим надеяться и бороться.

Кроме личного возрастания, Бог использует нас по Своей воле. Мы - свет, мы - соль. И если мы действительно таковы, то нас направят в тьму, нами посыпят то, что начало разлагаться.

Много скорбей у праведного и от всех их избавит его Господь.

Закончу словами Иисуса, который вышел победителем из всех искушений, и теперь взирает на подвиг души Своей с довольством:

41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
(Матф.26:41)

Да благословит вас Господь!


p.s. http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt


Рецензии