Автограф Вана Клиберна

 Мне нравятся звуки рояля,
И эхо дрожащей струны.
Вы слышите? Или не знали
Ласкающей душу волны?
И пальцы - летящие птицы -
Меж звуков свободно скользят.
Мне страшно упасть и разбиться
С мелодией где-то паря.
Струна замирает, немея,
Оставив дрожанье в душе.
Нет, музыкой я не владею -
Она мной владеет уже.
Медея Колхидская   

    -Такого еще не было,-сказал менеджер,- по крайней мере в течение десяти лет. Все билеты проданы. Но поклонники нашего Вана Клиберна и вашего Петра Чайковского все идут и идут! Прямо чудеса!

     В 1957 году выдающиеся советские музыканты -  Дмитрий Шестакович, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович- собрались вместе и решили организовать конкурс в честь великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. В это время одна известная продюсерская  фирма предложила молодому Вану выступить с концертами в Европе. Но  педагог Розина Левина уговорила его подать заявку на участие в конкурсе имени Чайковского.

     Через год в Москве проходит Первый Международный конкурс им. Чайковского.
 Наша студенческая группа была настроена весьма патриотически (как нас учили). Американец, красивый и высокий Ван Клиберн, взял и вышел победителем в музыкальном марафоне, да еще во время холодной войны. Да еще в 23 года!

     Для участников конкурса была устроена экскурсия в Клин, в дом- музей Петра Чайковского. Там Ван выкопал куст сирени и до окончания конкурса ухаживал за ним в номере гостиницы. Потом забрал его в Америку и посадил на могиле великого русского композитора Сергея Рахманинова,что на кладбище Кенсико под Нью-Йорком.

   - Так что частица русского композитора Петра Чайковского находится на американской земле, - шутил Клиберн.

     Ван освоил традиции русской фортепианной школы благодаря учебе у выпускницы Московской государственной консерватории Розины Левиной. Она многие годы преподавала в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке.Розина  была первой ученицей  русского педагога Василия Сафонова. Она показала себя и как талантливая учительница. У нее занимались и такие известные музыканты, как Михаил Дихтер, Артура Голда, Мартина Канина, Давида Бар-Илана. Из России были и все ведущие педагоги:Надя Райзенберг, Аня Дорфман,Александр Городницки и Адель Маркус.

     Интересно, что сын композитора, заслуженного деятеля искусств  Российской Федерации  Александра Журбина от первого брака— Филипп Квинт - окончил Джульярдскую школу в Нью-Йорке по классу скрипки.

     Много лет пробежало. Уже два моих сына  перешагнули сорокалетний рубеж. Да и осенний иней осел на моих висках. Но мне до сих пор как-то неловко за нашу студенческую необъективность. Представьте себе, я почувствовал возможность снять с себя тот "грех", очистить душу. В то время я работал офицером службы безопасности.В мои обязанности входило: охрана оркестра,солистов и театра. Так вот встретив Вана,взял, да и рассказал ему о том,как все было на самом деле.

   - Я прощаю,-с улыбкой ответил он.-Что делать? Такое было тогда время.

     Он был таким же высоким. Только изменился цвет его шикарной шевелюры-она стала белой как хлопок.

     Как прошел концерт? Кто такие вопросы задает, когда играет большой мастер? Зал ревел, стонал, свистел (так тут принято выражать свой восторг), вызывал на бис. Длинные пальцы пианиста легко и свободно бегали по клавишам, и рождались волшебные звуки музыки. Уже кончилось концертное время, но он все играл и играл. Ван не мог отказать в просьбе своим поклонникам.

     После концерта мне удалось взять три коротких интервью.

     Линда Клаутон, солистка оркестра:

   - Каждый из нас считает удачей хоть раз сыграть со всемирно известным Ваном Клиберном. Мне же повезло дважды. Первый раз это было в Далласском симфоническом оркестре. С ним легко. Весь оркестр играет с каким-то подъемом. Такое впечатление, что от него исходит мощный импульс.

     Томас Смитт, импрессарио:

   - Уже пять лет я работаю с Ваном. Он любит свою работу. Бывало до ста концертов давал в год. Делал и большие паузы. Два года назад у него умерла мама. Она была его первым учителем. Интересно, что в свою очередь Ван пригласил мать в Москву. Там он выиграл свой знаменитый конкурс. Живет известный музыкант в штате Техас. Клиберн очень популярен. Его музыкальные диски расходятся моментально. Недавно вышла книга Ховарда Пам "Биография Вана Клиберна". Книга стала библиографической редкостью.

     Ван Клиберн:

    -Мой отец был далекий от музыки. Он был хозяин нефтяной компании. Мне было только три года. Я был еще очень маленьким. Мама усадила  меня за большой  рояль. Она имела отличное музыкальное образование. Была очень талантливой, училась у самого Артура Фридхайма. Вы его не знаете? Это ваш земляк. Родился в Санкт-Петербурге, в городе на Неве, и там же закончил Петербургский университет.  Продолжил обучение музыке у Антона Рубинштейна, затем у  Ференца Листа. Потом  стал известным  американским пианистом, дирижером и композитором. Получается,что у мамы и у меня были талантливые русские учителя и мы - пианисты русской школы.

   - Москва - мой самый любимый город. Почему? Этот красивый город был свидетелем моего первого большого успеха. Именно здесь я навсегда полюбил музыку Чайковского, Рахманинова. Исполнение первого концерта Петра Чайковского не забуду никогда. Золотую медаль победителя мне вручил сам Дмитрий Шостакович. Мне приятно,что меня тут знают и чувствуют мою большую любовь к русской культуре, русской музыке и русским людям.

     Ван  стал одним из символов эпохи "оттепели". Имя известного пианиста упоминается в таких фильмах, как "Москва слезам не верит", "Пять вечеров", "Капитан Соври-голова".

    - Ван, о вас ходят легенды. Говорят, что вы заставили петь президентов двух стран?

      Клиберн хохочет.

    - Дело было так. На моем концерте присутствовали президент нашей страны  Рональд Рейган и  ваш президент Михаил Горбачев. Программа была исчерпана. Я очень полюбил русскую задушевную песню "Подмосковные вечера". В Санкт-Петербурге ее пела молодая певица. Я спросил: "Не могли бы вы повторить?" И она пела ее снова и снова. Я выучил русские слова и хорошо их помнил. Тут я начал играть и смотрю: дуэт двух президентов начал мне подпевать... Это было здорово!

    -Никита Сергеевич Хрущев во всю  ивановскую крыл Америку. Обещал даже показать Америке кузькину мать. Вас же принял, как добрый отец родного сына. Вы что,колдун?

   - Я тоже был этому удивлен. Самая настоящая "холодная война", а меня вдруг приглашает сам Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Прием был теплым и мне было очень приятно. На свете бывают чудеса. Так что я тут ни при чем.

     Он прав. На свете бывают чудеса да еще какие.

     Спустя много лет  Клиберн возглавил в Москве жюри  Международного  конкурсе имени Петра Чайковского.

     В 2003 году президент Буш вручил пианисту Президентскую медаль свободы - высшую гражданскую награду страны.

     В 2004 году в день 70 летия в Москве президент России  Владимир Путин наградил Вана  Орденом дружбы - высокой государственной наградой Российской Федерации. Это было признание большого личного вклада в развитие российско-американских культурных связей.
      
     В 2010 году президент США Обама вручил музыканту Национальную медаль искусства.

     27 февраля 2013 года из  штате Техас пришло очень печальное и грустное
сообщение: в возрасте 78 лет умер Ван Клиберн.

   - Cкончался один из величайших пианистов в истории музыки, - сказал
прибывший на прощальную церемонию бывший президент США Джордж Буш.- Его любили даже враги. Во времена  холодной войны, когда две сверхдержавы- США и СССР- нацелили друг на друга ядерные боеголовки, он сделал больше для мира, чем дипломаты и политики.

 






       


         
       
         


Рецензии
Спасибо огромное, Борис,
за чУдные воспоминания!
Как же замечательно слышать
рассказ из первых уст.
Удачи, здоровья и вдохновения Вам!
С симпатией-

Галина Преториус   25.04.2022 19:15     Заявить о нарушении
Спасибо!

Борис Гольдин   13.05.2022 05:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.