Я люблю тебя, жизнь!. рассказ Галины Слинько

- Девочки, я сегодня с утра задержусь: иду в банк,  - предупреждаю по телефону своих коллег по сберкассе, где являюсь заведующей.
 Управляет нашим районным Агропромбанком деловая, хорошо знающая банковское дело, в то же время милая, добродушная  Любовь Ивановна Толчина
 - моя давняя приятельница, очень хороший человек.
   С нею всегда приятно общаться как с деловой женщиной по работе, и просто как с надёжным добрым другом.
  -Утро доброе, Галина Петровна,  - встречает меня Любовь Ивановна   приветливой улыбкой.
  - Зайди ко мне в кабинет, у меня есть хорошее предложение для тебя.
В уютном солнечном кабинете ничего лишнего, строгость обстановки даёт характеристику и его хозяйке.
   Любовь Ивановна подаёт мне голубой конверт:-Вот полюбопытствуй, буквально вчера вручили мне путёвку на курорт.
- Рада за вас, наконец-то сможете отдохнуть, - говорю я, держа конверт в  руке.
-Прекрасно!.. Так я дарю эту путёвку тебе. Курорт под названием Чимион.
  Он находится в райском исцеляющем уголке Ферганской долины.
  Сама не могу поехать, дел много, проверку из Алма-Аты жду.
   Мне презентовали эту путёвку, а я сразу же подумала о тебе. Поезжай.  Отказа  я не приму. Тебе сейчас необходимо отвлечься и отдохнуть.
-Любовь Ивановна, спасибо за   внимание, я чувствую себя   неловко, хотя не скрою, мне приятна ваша забота, но я даже не работник вашего банка.
- Это хорошо, что не нашего банка, отношения у нас могли бы быть иными.
  А так всё отлично. Верно? К тому же меня очень радует, что дочери наши Анна и Ирина тоже дружны.
-Мне дороги наши отношения, я считаю их подарком судьбы, но...
 - Зачем «но»?... Всё прекрасно! Непременно поезжай! Сейчас в Фергане очень тепло. Лечение на должном уровне. Поверь, ты заслужила отдых, я знаю, ты не пожалеешь об этой поездке.
Я всегда искренне радовалась, а порой и удивлялась Любови Ивановне.
  Не один   раз видела, как она, не задумываясь, очень спокойно, с какой-то ей одной ведомой силой расточает дарованное ей небесами умение понимать, любить и помогать людям.
    Решено. Еду. Лечу.
Начало мая. Раннее утро. У Ташкентского аэропорта поляны роз, всех цветов и оттенков, Воздух напоён их нежным   ароматом, не сравнимым ни с какими духами.
Маленьким самолётом добираюсь до города Ферганы. Затем автобусом до курорта под названием Чимион, что стоит в Ферганской долине.
   Во всём видна роскошь необыкновенного, богатого   Ферганского края. Величественные корпуса отделаны красивым, хорошо отполированным мрамором разных цветов, с красивыми природными узорами.
   Прекрасные залы для занятия спортом, бассейны с природной минеральной и целительной сероводородной водой. В холлах корпусов царственные шахматные доски на мраморном полу и шахматы в рост семилетнего ребёнка.
Тенистые виноградные аллеи. Плакучие ивы у источников с минеральной водой, которая поднимается из земных глубин, чтобы помочь людям излечиться от телесных недугов. Вокруг,  сколько хватает взора, лежат песчаные барханы. Там, за перевалом, другая страна - Афганистан.
Для меня, степнячки, привыкшей к открытым степным просторам, этот пейзаж интересен и не совсем обычен. Отдых обещает быть полезным и насыщенным.               
Сегодня вечер выдался беззвёздным и тихим, очень быстро стемнело, но жара не спадала. Какое - то тяжёлое томление чувствуется во всей природе.
   В такие моменты невольно наваливается чувство беспомощности перед чем-то высшим и не подвластным твоему пониманию. Будто тебя вот - вот чем-то удивят совершенно   необычным.
С соседкой по комнате, Маргаритой Марковной, мы сразу перешли на «ты». Мы почти ровесницы.
- Галина, как ты чувствуешь себя? - спрашивает меня Маргарита,
- Да никак, глаза слипаются, хочу пораньше лечь спать. А что это с нашей минеральной водой в графине? Что за чёрный масляный круг закрыл её сверху?.
- Это нефть, здесь повсюду нефть.
-Да я видела, правда,   впервые в жизни, эти огромные чёрные лужи нефти, которые выходят на поверхность земли. Они стоят вдоль трассы почти до самого курорта.
-  Ты отдыхай, а воду я поменяю, мне не уснуть, я ещё немножко почитаю.
Маргарита Марковна родом из Ташкента.
Так сложилось, что нас обеих «сослали» для перемены впечатлений и для лечения  близкие нам люди, переживая за наше душевное здоровье.
И беда у нас с Маргаритой оказалась похожей. Мы обе рано овдовели. Рассказали истории своих прожитых жизней друг другу. Маргарита, сочувствуя моему горю, сказала: «Жаль, что  твой муж  рано покинул этот мир.
  Вы хорошо жили, и у тебя есть дети. Желаю тебе с Божьей помощью пережить тяжесть утраты».
В отличие от Маргариты  я не   смогла найти нужных слов, чтобы утешить её. Лишь повторила ею сказанные слова: «И тебе помощи и милосердия Божьего». Дело в том, что её муж Эдик устроил ей «вечер галстуков».
Таков был его ответ на любовь, которой она его оберегала от болезни алкоголизма.
  Слушая    рассказ о её прожитой жизни, я с ужасом ловила себя на мысли, что, должно быть, у меня   слабо развито чувство любви. Я не смогла бы и недели прожить в той обстановке, в которой жила Маргарита.
  Любить, лечить больного человека, а главное, всё ему прощать. Её муж пил, постоянно нигде не работал, уходил,   когда хотел, и возвращался, когда вздумается. Но всегда требовал к себе повышенного внимания, участия, сострадания. А она всё терпела и прощала не один год, а целых десять.
  А в итоге жуткий финал. И страшный груз   воспоминаний. Удивляло и коробило меня то, что Маргарита говорила о муже только хорошо и в таком романтическом восторге описала его талант художника. В какие - то минуты  она мне напоминала слепо любящую мать. Оправдывает его, жалеет. Её муж вырос подкидышем в детском доме.
 -Мир очень жесток. Мой Эдик остался не понятым  этим миром. Ему нужно было всего лишь признание его таланта. И его самого, как личности...               
   В нём жила очень тонкая художественная натура, я это чувствовала и понимала,.- рассказывает Маргарита.
  Я ведь окончила искусствоведческое отделение университета, имею высшее образование, правда, работаю не по специальности.
-О чём же он писал, твой Эдуард и много ли оставил картин? - интересуюсь я.
- Он был портретистом. Почти ничего не оставил. Писал, что - то  дарил друзьям,   а в основном всё сам и уничтожал.
   Знаешь, это очень характерно для истинно талантливых художников. Он  был всегда в поиске.
Я очень боялась   обидеть эту милую интеллигентную женщину.
 Она мне нравилась своими мягкими манерами, спокойным взглядом грустных карих глаз. Я знаю, что между нами, людьми, не бывает случайных встреч, и уже почти знаю,   что скажу ей на все её стенания, но пока я только слушаю и узнаю себя с новой, доселе неведомой мне самой стороны.
 Рано утром проснулась от причитаний Маргариты: «Надо же, столько бед успело натворить за каких то - полчаса». Она стояла на балконе и разговаривала с соседкой по корпусу. Услышав, что я проснулась, Маргарита вошла, пожелав мне доброго утра, рассказала о том, как я спокойно спала под звуки ночного землетрясения. Только теперь я увидела, что кровать моя стояла посредине комнаты, шкаф, тумбочки, стол - всё сдвинуто с места.
- Почему же ты меня не разбудила? Я действительно ничего не слышала, мне хотелось бы почувствовать эту стихию, не во сне, а наяву.
- Баллов 3-4 было, основной удар пришёлся на Афганистан, но в отличие от тебя я ещё с вечера всё предчувствовала, поэтому так и не смогла уснуть. Радовалась за тебя, стою в проёме дверей, смотрю, а ты так безмятежно спишь под звук рокочущего шума, - продолжала свой рассказ о ночном землетрясении Маргарита.
- Да,  у меня   явно потеряна связь с природой на этом уровне.
У нас, на севере Казахстана, тихо, нет никих землетрясений. Помолчав, Маргарита со вздохом произнесла: «Господи! Только бы не было подземных толчков на кладбище, где покоится мой Эдик». Маргарита перекрестилась, вытерла набежавшие слёзы.
 Я еле сдержалась, чтобы не высказать своё негодование, услышав её последнюю фразу. «Ну, нет! С меня хватит!.. - бунтовала я про себя.- Пусть сейчас она поспит, а после я скажу ей всё, что думаю об её Эдике и о жизни в целом».
Но Бог распорядился иначе.
Вечером, после   медицинских процедур, перед  ужином   прогуливаясь по аллее, я рискую начать свой продуманный диалог.
- Маргарита, нам с тобою по тридцать лет. Не знаю, середина это или конец жизни, возможно, ещё есть время и что-то можно будет попытаться исправить,- начинаю я свою продуманную речь. - Я слышу, как ты плачешь и молишься об Эдике по ночам. Ответь мне: - Должно быть, он был хорошим хозяином? Ведь у вас свой дом.
 -Нет, что ты! Дом и сад его раздражали, я всё делала сама.
 -Ну, тогда   хорош был как мужчина?..   Маргарита опустила голову.
-  Знаешь, Эдик говорил: «В совместной жизни главное: - духовное единство - это основа счастливой семьи».
 -Семьи без детей?...               
- Эдик считал, что жить надо для себя. Дети - это ведь  такая огромная ответственность.
 -А ты? Ты тоже так думаешь?
 -Я соглашалась с ним. Знаешь, Галина, тебе трудно понять, но я его просто очень, очень любила.
 - А он? Что в ответ? Прости. И поясни мне. За что.. выпадает некоторым... такая честь и слава?! Может, ты путаешь любовь с жалостью?
-   Видишь ли, Эдик был человеком легкоранимым, иногда он не мог справляться с ощущением бренности существования в этом мире, с чувством вины, которое ни на миг не оставляет детей, выросших в детских домах.
 Таким людям элементарно не хватает понимания и любви, -голосом, не терпящим больше никаких дискуссий,  проговорила Маргарита.
Но я не собиралась следовать её утверждениям и продолжила «допрос»...
 - И что? Ты, умная,  красивая,  взяла и  просто так  подарила    десять своих лучших лет   человеку, который всё время  пытался убежать от  жизни?! - почти прокричала я.
 Маргарита удивлённо приоткрыла рот. Затем  тихо произнесла:
-Подарила. И не жалею, поверь.   Ты просто не хочешь  меня понять.
 Я упрямо качала головой.
-  Да, я не по- ни -маю. Мне ясно лишь одно: Эдуард  был не -плохим психологом, хоть и без должного образования.
 А ты- обыкновенная жертва. Птичка в умело расставленных сетях. Маргарита замолчала.
 «Похоже на ссору»,- подумала я.
 Поднявшись в столовую на ужин,  мы молча  заняли  отведённый  нам столик, третья отдыхающая дамочка,  кстати,  тоже  из Узбекистана, опять запаздывала.  Работники столовой,  узнав,  что я из северного Казахстана,  каждый день   ставили на стол огромную вазу с черешней и клубникой. Ягоды  были на всех столиках, только  в вазах гораздо меньших размеров. Местные отдыхающие были к этим дарам земли  довольно равнодушны. Я    не  стесняясь, радовала себя вкусными сочными ягодами. Я ем  ягоды, а Маргарита ,   подперев голову рукой, молча,  с грустью   смотрит  на меня.
 - Маргарита, ты  мне хоть бы фото своего Эдика  показала,- нарушила я молчание,  затронув её любимую тему.
- Хорошо, сейчас, конечно, 
покажу,-  произнесла Маргарита.
 -Знаешь,  я  почти  уверена,  Галина,  у тебя  отношение к Эдику  тут же изменится.  И почему я раньше не догадалась?-  Маргарита  бережно передала  фото   человека с длинными,  вьющимися волосами,  на  первый взгляд, даже симпатичного,  но в его  глазах …  одухотворённости  я  не увидела.   С фото на меня смотрел  обыкновенный  самовлюблённый эгоист.
 -Кудрявым  был?- спрашиваю, чтобы только не молчать.
Маргарита  смущенно ответила:
 - Нет. Знаешь,  Галина,  у него были очень непослушные волосы, раз в полгода он делал завивку. Да, «хорош Гаврош»,- подумала я, с трудом  справляясь со   своими эмоциями. 
Вкусы  на мужской пол  у нас с Маргаритой   были  явно разные.   
Молча  я вернула  ей фото. 
-  Маргарита, а как ты думаешь, наверное,    жить,  никого не любя,  много проще и легче?. Ведь многие люди  живут   за счёт  любви  других.  Твой Эдик не единственный в этом роде.
 Маргарита  напряжённо  и испуганно посмотрела на меня.
- Да что ты такое  говоришь,   это же полный бред,  Галина..   В людях есть одна- единственная ненормальность - это неспособность к любви.
-Тогда объясни мне,  Маргарита. Тебе не повезло,  попался именно  вот такой
нездоровый экземпляр, но  разве ты  обязана, зажав  волю в кулак,  тянуть этот крест до конца?
-Да, все мы должны  и обязаны поступать именно так,- отвечает Маргарита. - Больных не бросают на  жизненном поле. Да и потом  очень непорядочно  подвергать ещё кого-то таким же испытаниям, которые выпали именно тебе, на твою долю.
Вот так  подвели   мы итоговую черту нашим с Маргаритой  спорам - разговорам.
В этот момент  новая соседка по столику, опоздавшая на ужин, подсев к нам,  с нескрываемым,  чисто женским любопытством попросила показать и ей  фото.
Маргарита в явном  замешательстве, но всё-таки  передала ей фотографию  .
 Взяв  её  в руки, женщина  вдруг  весело засмеялась:  «Ой! Откуда у вас это фото? - это  же мой бывший….любовник Эдька.»  Дамочка удивлённо переводила взгляд с меня  на Маргариту, явно обдумывая  какие-то свои варианты,   продолжала  шокировать нас  сообщениями.
-  Мне  рассказывали,  будто  Эдик проиграл в карты  дом своей жены,  но не нашёл документов для передачи  дома. А  закон  у картёжников строг: долг выплати  или застрелись …. Выбор - то невелик.
Соседка осеклась.  Затем,  положив фото перед собою, попросила:- Девочки,  подарите мне  это фото, мы ведь с Эдиком с детства  знакомы. Моя мама всю жизнь проработала в детском доме, где он воспитывался, - дамочка капризно надула губки.
- Конечно, конечно,  заберите,  раз  вам так дорога  память об этом человеке.  А фото  мы  случайно нашли, - выпалила я на одном дыхании,  строго глядя на побледневшую Маргариту.   
-Простите нас, мы  вас покинем. Я только  заберу наши  булочки,  чай попьём в своём номере.    Жарко здесь.
Дамочка не стала нам  возражать.
Мы с Маргаритой   медленно  спустились по ступенькам в уютный  садик  невдалеке от  столовой. Пройдя в глубь сада,   присели на скамейку под роскошной ивой. У Маргариты в руках я уже не первый раз видела  широкий, красивый шёлковый пояс , который,  разглаживая, она накручивала то на   руку,  то на пальцы.
«Должно быть,  такие движения  её успокаивают»,- думала я,  наблюдая за Маргаритой в такие минуты..
- Прости меня, Маргарита, не пойму, как-то  уж очень легко у меня это враньё  о найденном фото  сорвалось с языка, хочешь, я вернусь и заберу фотографию.
-Нет, пожалуйста, не переживай  Галина,  видно,  так  надо, я  ведь   знаю эту женщину… Подругу Эдика.  У нас с нею даже  имена одинаковые, - грустно произнесла   Маргарита.
 - Вы знакомы?
-Нет. Вряд ли она меня знает, но  ты  не поверишь,  Галина, странно,  но я  впервые чувствую какое-то внутреннее облегчение, душевный  покой или что-то похожее на него.
- Прости меня,  Маргарита,   ты ведь  не веришь в случайности?
- Нет,  не верю.
-  Я думаю, что  сам Господь нам здесь помогает  расстаться с прошлым
- А эта женщина, она  сказала правду о  похождениях Эдика?
- Да.  А  вот о том, что он заложил  дом,  играя в карты,  я узнала только сейчас. Должно быть, тогда он  не успел мне сказать об этом. Спросил  меня  лишь  о документах на дом,  я ответила, что они у   моего брата  в сейфе.
 Дом - то  наших с братом родителей. У брата квартира. А я осталась жить  в отчем доме. Родители  наши погибли в автокатастрофе,  я   тогда только школу успела закончить.
Брат  у меня очень хороший,  уважаемый человек  он для меня всё,  что осталось  в этой жизни.
 А Эдик  в тот вечер  впал в  такую ярость, очень плохо говорил о брате, сильно оскорбил меня. Забыл о том, что если бы не молчаливая  помощь брата, как бы мы с ним вообще   жили?…
 Я тогда вся в слезах  ушла искать ему деньги. А когда вернулась, он прямо на дверях моей спальни…Вот на этом  поясе от моего вечернего платья…. 
Свернув поясок клубочком, она положила его   на колени.
-Да , сегодня  нам выпал вечер неожиданных встреч и признаний,  - произнесла  я.
Мимо нас  важно прошествовал кухонный рабочий  с  пакетом мусора.
- Маргарита,  смотри,  вон  в бачке подожгли  мусор,   тебе не кажется, что именно там место  этой твоей  «реликвии»?.- Я глазами указала на пояс.
 Впервые не возражая, Маргарита без раздумья, выполнила  вынесенный  поясу приговор.
Перекрестившись,   я  неожиданно  для самой себя  произнесла:
-Боже!  Мы знаем, что на всё воля Твоя! Прости нас! Пожалуйста!  Ты дал нам терпение и силы справиться с трудностями,  что выпали на нашу женскую долю. Не лишай нас разума. Оставь  радость тем,  кто  любит созданный Тобою мир!  Пусть  Твоя Любовь  не покидает  нас!
- Правильно  я  мыслю,  Маргарита  Марковна?.
- Один   Бог знает. Но я всем сердцем принимаю и повторяю то,  что ты сейчас произнесла.
- Да,  Господь  всё видит и  знает,  поэтому и говорит, что  вечный огонь ждёт самоубийц и не будет им  прощения. А мы с тобою  простим  от всего сердца твоего Эдика.  Ему было всего тридцать шесть, мог бы  и  задуматься: куда отправится его душа?
 - Знаешь, а  Эдик  не очень - то  верил в вечную жизнь.
-Не верил и собственными руками лишил себя этой жизни.   
  На веточку ивы присела белая горлица,   за нею другая,  обе   разом закурлыкали.
-Вот  полюбуйся. Божьи птицы подтверждают,  что   мы   с тобою верно мыслим.
  -Да эти птички просто кормёжки ждут, - ответила Маргарита.
-Таких вестников и покормить не жалко, - я  с радостью достала из пакета булочку, покрошила на травку. Но птицы  не соблазнились кормёжкой, взмахнув крыльями,    дружно вспорхнули в небо,  направляясь вслед заходящему солнцу.
 - Маргарита,  давай дадим  себе слово: никогда больше  не будем возвращаться к прошлому. Сегодня мы прощаем всех,  кто причинил  боль, вселил в нас страх.   Твёрдо  поверим, что всё лучшее ждёт нас впереди.   Мир  полон настоящей,  искренней,   взаимной любви.  Твой брат любит тебя,  купил тебе путёвку, отправил  отдохнуть, делает ремонт в  доме. Порадуй и ты его.
 Стань сама собой,  той сестрой, которую он любит и оберегает.
  Сам Господь и люди готовы прийти нам на помощь. 
 Впервые за  наше недолгое  знакомство я увидела  спокойную, нежную  улыбку на лице Маргариты, улыбку   доброго, любящего  этот чудесный  мир человека.
Мы решили пройти в летний театр. Этим вечером  артисты   из Самарканда давали концерт под   философским объемлющим названием:    « Мир  в поисках  гармонии и Любви »
 В зале стояла умиротворяющая тишина, взоры зрителей  были прикованы  к чтецу- высокому, светловолосому   русскому  пареньку, который  заканчивал чтение  стихотворения Сергея  Есенина,
о том, как:   Шёл Господь,  пытать людей в  Любови…
Мы услышали заключительное третье  четверостишье:…
   … Подошёл  Господь,  скрывая скорбь и муку:
      Видно,  мол,  сердца их не разбудишь…
      И сказал старик, протягивая  руку:   
     ( в руке был кусочек чёрствой пышки)
     «На, пожуй… маленько  крепче будешь».
 Стоя, шквалом аплодисментов  провожали чтеца отдыхающие.
После непродолжительной паузы на сцену вышел жгучий брюнет, явный  представитель   рода персов,   хорошо поставленным,   красивым  артистическим голосом с  восхитительной белозубой улыбкой он громко  заключил:
   В этом мире Любовь - украшенье людей.
   Быть лишённым Любви – значит  быть без друзей.
   Тот,    чьё сердце к напитку Любви не прильнуло,
   Тот - осёл, хоть не носит ослиных ушей .
 Зал  весело  подхватил оптимистический  настрой  второго чтеца, отовсюду посыпались шутки,  смех. 
 Следом на сцену стайкой выпорхнули   молоденькие девушки-танцовщицы в живописных,  лёгких,  шёлковых узбекских  нарядах.
Вдруг из усилителей, что стояли на сцене, после короткого скрежета  вместо  узбекских наигрышей  полились звуки жизнеутверждающей песни:
… Я люблю тебя, жизнь!  Я люблю тебя снова и снова…
 Танцовщицы растерянно смотрели  за кулисы, зрители веселились, многие хлопали в ладоши,   подпевая репродуктору.
  Какие-то  женщины  из зрительного зала  весело кружились у сцены,  подняв руки полукругом над головой. Впервые мы с Маргаритой  смеялись от всей души. А в сердце  чувствовался  тот спокойный свет и покой, который может дарить людям  лишь Господь.  Мне вдруг вспомнились утвердительные слова Любови Ивановны: «Галина,  поверь,  ты не пожалеешь об этой  поездке».
 И как всегда,   она оказалась   права:  «Действительно, райское исцеляющее место -  эта Ферганская долина».


Рецензии