Как поют цыгане рассказ Галина Слинько

«Доченька! Рада твоему приезду.
 Вот уж обрадуется твой брат, что ты приехала на празднование его юбилея! Позвони ему, может, чем помочь надо? Я пока накрою на стол.  Ну, что, поговорили? Как он?»
- «Так, братец сказал: ничего не надо. Все будет в шоколаде! Цыгане будут»
 - «Какие цыгане?»
- «А  это, мама, для всех сюрприз. Я тебе ничего не говорила, договорились?».
- «Хорошо! И откуда у него эти барские замашки?»
  - «Красиво жить не запретишь!. Это, во - первых. А во-вторых, эти цыгане-  друзья его столичных шефов.
 Так что, мамочка, радуйся! Любят сына твоего и уважают».
Готовим наряды. «Мама, а как мой младшенький братик, приедет с девушкой?»
 - «Не знаю, спроси у него сама. Как сестре быстрее тебе расскажет».
-  «Мама, заметь, какой чудный вечер волнений!».
«Разве  ж это волнения? Собираемся в ресторане. Вот если бы дома отмечали, то и усталость, и волнение, и два дня отлеживаешься после гостей.
  А потом найти ничего не можешь еще с неделю. Ну что, спросила о девушке у младшего брата?».
– «Да. Он сейчас тебе все сам скажет».
-Мама, а можно, я приглашу одну учительницу на наш семейный праздник, она такая интересная, красивая, статная, а собеседница просто замечательная»
 - «Конечно, можно! И юбиляр тоже одобрил!. Ну а я, тем более, одобряю».
 - «Я знал, что ты так скажешь, мама».
 - «А  как её зовут?». «Все потом. Вечер сюрпризов»
-«Превосходно!»
 - «Мама, я тебя люблю!»
  - «Я не сомневаюсь». Сын ушел.
«Дочь, кто это будет? Что за учительница?».
 –«Мама, потерпи! Уж скоро вечер!.  Да и нашему «малышу» уже девятнадцать лет».
Все волнения оставляем позади. Ресторан сияет манящими огнями, в дверях старший сын – юбиляр со своей супругой, оба сияют от счастья.
 Раскрывают свои объятия всем входящим. «Родные мои! Поздравления принимаю! Подарки принимаю! Всех сегодня в гости тоже принимаю!. Рад нашей встрече за моим столом!». Шутки, смех, поздравления. Тепло, уютно.
 «Мама, может, тебе бинокль дать? А то я захватила, так, на всякий случай»
 – Шутишь, дочь?
- Мама, пожалей глаза. Ну что ты все время наблюдаешь за нашим «малышом?» Он сказал, что подведет и посадит свою учительницу возле тебя. Остальным он просто не доверяет. Расслабься, пожалуйста. Смотри, какие заморские фрукты лежат на блюдах: и лохматенькие, и колюченькие, и виноград огромный такой – какой еще в первом веке до нашей эры рос.
 – Дочь, я думала, больше гостей будет. Всего человек сорок.
- Зато гости какие отборные, что твой виноград. А вот и наш младшенький.
  Кого это он так бережно ведет под руку?. Ну проказник! Это же его любимая учительница по литературе. Бывший педагог, по-моему, она уже на пенсии.    Выглядит великолепно.
«Добрый вечер!» - «Мама! Вот, к нашей общей радости, Лина Брониславовна великодушно приняла приглашение и пришла разделить нашу семейную радость» - «Очень приятно! Рада нашей встрече,  Лина Брониславовна». Дети смеются: - «Мама, минуту назад с тебя можно было писать портрет и непременно маслом!». Розыгрыш явно удался и предназначался он только маме.  Остальные участники этой маленькой сценки были в курсе. Все смеются от души. Прибегает  семилетний внук, обнимая бабушку, пытается сообщить что-то важное, но не успевает, в раскрытую дверь входят все новые и новые гости. Он бежит встречать их вместе с отцом. Застолье веселое, старший сын всегда был душой компании, все чувствуют себя непринужденно и раскованно. Слышны только добрые и искренние пожелания счастья, здоровья, добра. Звучат песни.
Лучшего бальзама и не надо материнскому сердцу. Все присутствующие доброжелательны и милы. Какое счастье иметь хороших, воспитанных, добрых детей!    Гости поют, пляшут, играют. Молодежь держит вечер под контролем, чередуя застолье с танцами.
 Ближе к середине вечера в зал под звуки скрипки, с величальной юбиляру вошли цыгане. Взяв юбиляра в круг, они повели хоровод. То ли звуки скрипки, то ли яркие одежды цыган взбудоражили всех присутствующих.
 Поднявшись со своих мест, гости, взявшись за руки, дополняют веселый хоровод вокруг юбиляра, как бы чертя защитный круг от всего плохого.
 Хоровод то сжимает юбиляра в своих объятиях, то расходясь далеко от него, кружит под красивейшие переливы живой музыки.
  Это волшебство все теснее сближает всех гостей в единую семью.
  У танцовщиц очень красивые национальные наряды. Движения отточены, каждый жест настолько пластичен и красив, кажется, сама душа поет и рвется из их груди.  Сияющие любовью глаза и лица говорят о познании чего-то высшего, недоступного остальным.
  Гости просто околдованы и покорены, никто не скрывает своего восхищения. С сияющими от счастья глазами ко  мне опять подбегает внук.
«Бабушка, ты только посмотри, как цыгане всех любят. Они надели на себя одежды лучших цветов, радости и мира. Они что,  тоже знают про целебные цвета: про красный, и про оранжевый, и про желтый, и  про золотой?. Бабушка! Смотри, как они одеты, а сколько золотых украшений у цыганок, бабушка, смотри, смотри!,
 Восторгу и радости внука не было предела.
Лина Брониславов¬на, наклонившись ко мне, спросила: «О чем это ваш внук говорил? О целебных цветах?»
- «А это мы с ним рассуждали по поводу свойств основных цветов и о их влиянии на организм человека. Знаете, делаю все, чтобы отвлечь его от игр на компьютере. Иногда удается».
Цыган с проседью на висках попросил слова: «Зовут меня Богдан, (слышу, кое-кто уже назвал меня Будулаем). Прожил я немало на этом свете и людей  повидал немало. Глядя на юбиляра, хочу поздравить его,   пусть его жизнь будет  прекрасна,  как мелодия, которую я дарю лишь  очень дорогим мне людям. Моей семье. В этот вечер я играю ее для вас. Сегодня моя семья - это все вы!» И полилась волшебная музыка скрипки, завораживая всех.
 Казалось, потолок над нами растворился. И все мы очутились высоко в межпланетном пространстве, стоя кругом возле исполнителя.
 А в центре, как две звезды, в своем непередаваемом, легком, как дуновение ветра, танце кружились молодые цыганки. Скрипка на секунду умолкла, не дав гостям опомниться, разразилась другим ритмом, цыгане запели.
  Какое непередаваемое блаженство! После продолжительных аплодисментов юбиляр поднимает тост  за одну из древних наций на земле, за цыган.
 За людей, для которых весь шар земной -дом. За цыган, исходивших всю землю своими ногами, изучая языки всего мира, и при этом, не теряя основ своей речи и культуры. За их любовь к песням, танцам. За любовь ко всему миру.
 Когда все выпили, сын, как будто с сожалением, сказал: «Жаль, нет таких слов, которые могли бы выразить, как вы цыгане,необыкновенно поете»
 - «Это почему же нет? -   Лина Брониславов¬на   поднялась
 - Позвольте, я попробую рассказать, как поют цыгане стихами одного, не очень известного поэта Эдуарда. Асадова».
  И она начала читать своим хорошо поставленным, профессиональным  голосом - то тихо, то громко. Ее голос полностью овладел залом.
...Как цыгане поют - передать невозможно,
   Да и разве найдутся такие слова?
   То с надрывной тоскою, темно и тревожно,
   То с весельем таким—что хоть с плеч голова!...
Мои сыновья сидели рядом, внук стоял, держа в руке надкушенное яблоко, во все глаза смотрел на Лину Брониславовну. Младший сын не скрывал своего ликования. Пожилой цыган откинулся на спинку кресла, прикрыв глаза, очень напряженно слушал. Молодые цыганочки слушали стихи, в каких-то моментах кивая в знак согласия, сложив руки на груди. Гости были заворожены чтением не меньше, чем игрой на скрипке и гитаре. Неотрывно следили за каждым жестом, слушая голос чтеца:
 ...И еще, и еще! Звон гитар нарастает,
    Всё готово взлететь и взорваться в ничто!.
    Песня песню кружит, песня песню сжигает,
    Что мне сделать для вас,
    Ну скажите мне, что?
 ...Я читаю стихи, я качаюсь от песен,
    От хмельных, обжигающих песен цыган…
    Небо красное, черное, золотое...
    Кровь то пышет, то стынет от острой тоски …
    Что ж, цыгане, творите со мной вы такое!?
    Вы же сердце мое разорвали в куски...
Стихи прочитаны. После секундной тишины послышался шквал аплодисментов. Богдан подошел к Лине Брониславовне,  поклонился ей в пояс.
На глазах его блестели слезы,  «Bы покорили всех!»
- «Мне очень приятно слышать  это от вас, Богдан»,
- скромно ответила Лина Брониславовна.
 «Музыка сильна. Но слово всегда было и сильнее, и выше»,
 - продолжал Богдан!.
 – «Вы действительно так считаете?»
 - Лина Брониславовна удивленно посмотрела  на Богдана.
- Так написано в Священном Писании:.
 «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». Словами Любви сотворил Он мир. Я всю жизнь преклоняюсь перед этой Священной книгой. – «О! Я тоже,  - Лина Брониславовна слегка наклонила голову.
 - Наше знакомство было весьма и весьма приятным, Богдан,
 - благодарю Вас!
 - Знакомство с одаренными людьми всегда несёт свежую струю  в нашу мимолетную жизнь. Желаю всем  вам всего наилучшего!»
-«Первый и последний тост в нашей семье принято пить за Любовь!»
 - Гости послушны хозяину вечеpa, выпили стоя. И чтобы не изгладились впечатления от столь приятного вечера, гости, тепло прощаясь, стали разъезжаться по домам. Вечер удался на славу. Все действительно чувствовали себя отдохнувшими,  гостям  вечер подарил приятные впечатления. А наша семья будет всю жизнь хранить память об этом необыкновенном вечере-юбилее моего старшего сына.


Рецензии