Слово о Сальери
Истина выше людей
и не должна бояться их
В. Г. Белинский
«Истории известно, что Сальери не убивал Моцарта, Пушкин ошибся. Его маленькая трагедия – плод фантазии», – говорит один из героев «Чужого патрона» (А. Голубев. Чужой патрон. М.: Современник, 1985). «Употребление имени Сальери для обозначения завистника исторически не обосновано. В классической биографии Моцарта сказано, что Сальери был человек добродушный, благожелательный и всегда готовый к благодеянию» (Музыкальная энциклопедия. Т4. Сов. энцикл., 1987. С. 927). Признают Сальери невиновным и современные биографии.
Итальянский композитор, дирижёр и педагог Антонио Сальери (1759-1825) – автор 10 опер, около 100 духовных композиций (в том числе и 5 месс), ряда кантат и хоров. В числе его инструментальных произведений симфонии, оркестровые вариации, концерты с оркестрами, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы. Сальери, в отличие от Моцарта, ещё при жизни пользовался мировой славой. Его музыка звучала в столицах и больших городах Старого и Нового света: Лондоне, Копенгагене, Лиссабоне, Париже, Милане, Триесте, Москве, Рио-де-Жанейро. Многие его сочинения любил и Моцарт.
Много лет Сальери дирижировал благотворительными концертами, проводившимися два раза в год обществом музыкантов в пользу пенсионного фонда для вдов и сирот венских музыкантов. В 1788 году Сальери возглавил это общество. Много сил «завистник презренный» отдавал популяризации творчества своего предшественника Генделя, своего наставника Глюка, друга Гайдна и «сослуживца» Моцарта. У Сальери было более 60 учеников, среди которых такие гиганты, как Бетховен, Шуберт, Лист.
«О Сальери с полным правом можно сказать, что он воспитал целую плеяду немецких композиторов…, и в большинстве случаев совершенно бескорыстно» (Г. Гольдшмит. Франц Шуберт. М.: Госуд. музык. издат., 1960. С. 84). Музыковед Отмар Вессель так характеризовал Сальери: «Радужный и любезный, доброжелательный и жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, славный изящный человек с огненными глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся» (Б. Штейнпресс. Сальери сегодня. Советская музыка, 1975. № 3).
В гнусную клевету об отравлении не верил никто из близких родственников и друзей Моцарта. Она возмущала также друзей и учеников Сальери – императора Иосифа II и двор. Германские врачи Й. Дальхов, Г. Дуда и Д. Кернер пришли к заключению, что если Моцарт и был отравлен, то яд ему давали многократно (Й. Дальхов, Г. Дуда, Д. Кернер. В.А. Моцарт. М.: Музыка, 1991). Сальери не жил с Моцартом, и поэтому, как непосредственный отравитель должен быть оправдан. Алиби же Сальери-заказчику даёт вся его жизнь.
Казалось бы, всё ясно, ан нет, современные мифотворцы продолжают развивать «продуктивную» тему. Не верьте им – Моцарт умер своей смертью в результате хронической почечной болезни. Основание для такой версии усматривают в письме Моцарта своему отцу Леопольду: «Две недели я день за днём в один и тот же час испытываю ужасные колики, которые всегда приводили к сильной рвоте. Теперь я должен ужасно беречь себя». И что ж, как берёг себя гений? «Игра часы напролёт на клавире, верховая езда, кегли, целые ночи напролёт, отданные танцам» – писал о нём врач-дерматологАлоис Грайтер. «Альгемайне музикалише цайтунг» (апрель 1825 г.): «К сожалению, современникам Моцарта хорошо известно, что непосильная работа, беспорядочная жизнь в кругу плохих друзей – вот что сократило его драгоценную жизнь».
«Маленькая трагедия» отрицательно сказалась на судьбе музыкального наследия Сальери в России. В то время как музыка великого итальянца уже в наше время вновь зазвучала в театрах Восточной Европы и США, большинство россиян её так и не услышало. Впрочем, дело это легко поправимое.
Полный текст статьи опубликован в «Видеоканале» 22 сент. 2001 г.
22.08.2015
Дополнение № 1 от 29.02.2016.
Поэт В.А. Жуковский «Маленькие трагедии» Пушкина назвал «прелестными пакостями» [«Тайны и преступления», 1/2016, с. 65]. А драматург П.А. Катенин пошёл ещё дальше [там же], вменив Пушкину уголовную ответственность за клевету на Сальери.
Свидетельство о публикации №215082200300
Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
Как Вы думаете, может ли она быть применена к тем, кто сегодня ставит в театре или демонстрирует в кино лживое произведение Александра Сергеевича? А основанием к применению этой статьи может быть решение миланского суда - в 1997 году в миланском Дворце юстиции прошел необычный судебный процесс: рассматривалось событие двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. И Антонио Сальери был полностью оправдан. На этом был закончен «великий бойкот» музыкантов против исполнения музыки Антонио Сальери, большого композитора и выдающегося педагога, воспитавшего в музыкальном отношении и Бетховена, и Шуберта, и Листа, и Черни, и Мейербера - и никто из них не был отравлен...
Сергей Фанченко 22.08.2015 12:47 Заявить о нарушении
чтобы они сами отказались от постановки таких произведений. Есть вещи поважней.
Не судить, а разобраться с этой проблемой "наверху" и обнародовать вердикт.
Пётр Басков 09.09.2015 17:06 Заявить о нарушении
Сергей Фанченко 10.09.2015 06:08 Заявить о нарушении
Алексей Степанов 5 10.05.2016 09:53 Заявить о нарушении
Сергей Фанченко 11.05.2016 02:02 Заявить о нарушении
Кстати, и сказка "Колобок" аморальна, и про Емелю-дурака. Но стоит ли сходить с ума из-за кажддой чепухи?
Алексей Степанов 5 11.05.2016 10:13 Заявить о нарушении
Сергей Фанченко 11.05.2016 12:03 Заявить о нарушении
Но не лучше ли эту энергию направить в более современное русло, не тревожа памяти великих покойников? Вот, скажем, полно публиккаций о том, что кандидатская диссертация нашего президента - суть плагиат. Что же вы по этому поводу не воюете? Или страшно? Или война с ветряными мельницами, которые давным-давно остановились, кажется увлекательным и достойным занятием, к тому же и без риска получить отпор?
И еще раз говорю: Сальери - ккомпозитор, затертыый вовсе не потому, что он - жертва клеветы. Пиар во все времена лишь подогревал интерес. Но с Сальери этого не произошло ппо той же причине, что и с сыновьями Баха: прекрасные композиторы, исполняемые редко. Количество хорошей музыки измеряется тысячами тонн нотной бумаги, но, чтобы привлечь слушателя на концерт, нужно что-то выдающееся и под громкой вывеской. В почете новаторы (каким был и Моцарт). Сальери новатором не был, он изящно излагал в стиле, наработанном современниками и предшественниками - и имя его затерялось в ряду прочих.
Алексей Степанов 5 11.05.2016 12:42 Заявить о нарушении
Сергей Фанченко 11.05.2016 13:12 Заявить о нарушении