Слово о Сальери

               
                Истина выше людей
                и не должна бояться их
                В. Г. Белинский

«Истории известно, что Сальери не убивал Моцарта, Пушкин ошибся. Его маленькая трагедия – плод фантазии», – говорит один из героев «Чужого патрона» (А. Голубев. Чужой патрон. М.: Современник, 1985). «Употребление имени Сальери для обозначения завистника исторически не обосновано. В классической биографии Моцарта сказано, что Сальери был человек добродушный, благожелательный и всегда готовый к благодеянию» (Музыкальная энциклопедия. Т4. Сов. энцикл., 1987. С. 927). Признают Сальери невиновным и современные биографии.
     Итальянский композитор, дирижёр и педагог Антонио Сальери (1759-1825) – автор 10 опер, около 100 духовных композиций (в том числе и 5 месс), ряда кантат и хоров. В числе его инструментальных произведений симфонии, оркестровые вариации, концерты с оркестрами, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы. Сальери, в отличие от Моцарта, ещё при жизни пользовался мировой славой. Его музыка звучала в столицах и больших городах Старого и Нового света: Лондоне, Копенгагене, Лиссабоне, Париже, Милане, Триесте, Москве, Рио-де-Жанейро. Многие его сочинения любил и Моцарт.
     Много лет Сальери дирижировал благотворительными концертами, проводившимися два раза в год обществом музыкантов в пользу пенсионного фонда для вдов и сирот венских музыкантов. В 1788 году Сальери возглавил это общество. Много сил «завистник презренный» отдавал популяризации творчества своего предшественника Генделя, своего наставника Глюка, друга Гайдна и «сослуживца» Моцарта. У Сальери было более 60 учеников, среди которых такие гиганты, как Бетховен, Шуберт, Лист.
     «О Сальери с полным правом можно сказать, что он воспитал целую плеяду немецких композиторов…, и в большинстве случаев совершенно бескорыстно» (Г. Гольдшмит. Франц Шуберт. М.: Госуд. музык. издат., 1960. С. 84). Музыковед Отмар Вессель так характеризовал Сальери: «Радужный и любезный, доброжелательный и жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, славный изящный человек с огненными глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся» (Б. Штейнпресс. Сальери сегодня. Советская музыка, 1975. № 3).
     В гнусную клевету об отравлении не верил никто из близких родственников и друзей Моцарта. Она возмущала также друзей и учеников Сальери – императора Иосифа II  и двор. Германские врачи Й. Дальхов, Г. Дуда и Д. Кернер пришли к заключению, что если Моцарт и был отравлен, то яд ему давали многократно (Й. Дальхов, Г. Дуда, Д. Кернер. В.А. Моцарт. М.: Музыка, 1991). Сальери не жил с Моцартом, и поэтому, как непосредственный отравитель должен быть оправдан. Алиби же  Сальери-заказчику даёт вся его жизнь.
     Казалось бы, всё ясно, ан нет, современные мифотворцы продолжают развивать «продуктивную» тему. Не верьте им – Моцарт умер своей смертью в результате хронической почечной болезни. Основание для такой версии усматривают в письме Моцарта своему отцу Леопольду: «Две недели я день за днём в один и тот же час испытываю ужасные колики, которые всегда приводили к сильной рвоте. Теперь я должен ужасно беречь себя». И что ж, как берёг себя гений? «Игра часы напролёт на клавире, верховая езда, кегли, целые ночи напролёт, отданные танцам» – писал о нём врач-дерматологАлоис Грайтер. «Альгемайне музикалише цайтунг» (апрель 1825 г.): «К сожалению, современникам Моцарта хорошо известно, что непосильная работа, беспорядочная жизнь в кругу плохих друзей – вот что сократило его драгоценную жизнь».
     «Маленькая трагедия» отрицательно сказалась на судьбе музыкального наследия Сальери в России. В то время как музыка великого итальянца уже в наше время вновь зазвучала в театрах Восточной Европы и США, большинство россиян её так и не услышало. Впрочем, дело это легко поправимое.
      Полный текст статьи опубликован в «Видеоканале» 22 сент. 2001 г.
                22.08.2015

Дополнение № 1 от 29.02.2016.
Поэт В.А. Жуковский «Маленькие трагедии» Пушкина назвал «прелестными пакостями» [«Тайны и преступления», 1/2016, с. 65]. А драматург П.А. Катенин пошёл ещё дальше [там же], вменив Пушкину уголовную ответственность за клевету на Сальери.


Рецензии
Есть такая статья 128.1 в УК:

Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

Как Вы думаете, может ли она быть применена к тем, кто сегодня ставит в театре или демонстрирует в кино лживое произведение Александра Сергеевича? А основанием к применению этой статьи может быть решение миланского суда - в 1997 году в миланском Дворце юстиции прошел необычный судебный процесс: рассматривалось событие двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. И Антонио Сальери был полностью оправдан. На этом был закончен «великий бойкот» музыкантов против исполнения музыки Антонио Сальери, большого композитора и выдающегося педагога, воспитавшего в музыкальном отношении и Бетховена, и Шуберта, и Листа, и Черни, и Мейербера - и никто из них не был отравлен...

Сергей Фанченко   22.08.2015 12:47     Заявить о нарушении
Юридически, наверно, может. Но лучше убедить нашу интеллигенцию так,
чтобы они сами отказались от постановки таких произведений. Есть вещи поважней.
Не судить, а разобраться с этой проблемой "наверху" и обнародовать вердикт.

Пётр Басков   09.09.2015 17:06   Заявить о нарушении
Думаю, убедить просто так интеллигенцию не удастся, она процитирует слова Пушкина "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман" и будет долго доказывать, что художественная "правда" Пушкина выше всякой исторической правды. С моей точки зрения художественная "правда" Пушкина в том, что он писал о светлой и темной сторонах своей души, поэтому художественная ценность у этого произведения есть, только вот не надо было привязывать его к историческим персонажам - но это нашей интеллигенции не докажешь...

Сергей Фанченко   10.09.2015 06:08   Заявить о нарушении
Помнится, году этак в 1986 в Саратовской филармонии слушал я выступление ансамбля "Барокко" из Ярославля. Среди прочего звучали и произведения Сальери. Это о том, что его якобы "замалчивают". Тогда можно говорить и о том, что "замалчивают" Бортнянского, Верстовского, Алессандро и Доменико Скаарлатти, Альбинони, сыновей Иоганна Баха. Все названные при жизни блистали - но по смерти отошли на второй план, вытесненные более удачливыми или же более пришедшимися к современному мировосприятию музыкантами. То же самое можно сказать о множестве художников, литераторов, скульпторов. Многие ли у нас читают Баратынского, Фета, Апухтина? Нет, они известны только специалистам, а для массового читателя только имена нна слуху - да и то не все. Мнегим ли известно имя Михаила тимофеевиччаа Высоцкого? А между тем, гитарные сочинения великого Паганини и по музыкальному содержанию, и по требованиям к виртуозности исполнителя и в пподметкки не годятся сочинениям Высоцкого. Но - Паганини играют, а Высоцкий ужее и в России почти забыт. Что поделаешь, таковы игры истории. И винить в этом кого-то персонально бессмысленно. А уж тем более требовать публичной реабилитации. Бессмысленны и наезды на Пушкина; он придерживался версии, принятой в его время и не был ее автором. У бетховена был отвратительный характер, но это не помешало ему стать великим; Паганини тоже был, мягко говоря, одиозен, состоял в заговорческих организациях, менял баб - и что с того? Его музыка велика, а всё прочее - шелуха. Любят не праведников, а гениев. Саальери, безусловно, прекрасный композитор и занимает достойное место во множестве равных ему. Пушкин же - гений. И "Моцарт и Сальери" - не обсуждение досужих сплетен, а рассуждение о гении и злодействе, в котором персоналии - не более чем условные обстоятельства места. и оосуждать Александра Сергеича, а тем паче трребовать сатисфакций, совершенно нелепо.

Алексей Степанов 5   10.05.2016 09:53   Заявить о нарушении
В этом случае принято писать сакраментальную фразу: "ОПИСАННЫЕ ПЕРСОНАЖИ И СОБЫТИЯ ВЫМЫШЛЕНЫ, А ЛЮБЫЕ СОВПАДЕНИЯ – СЛУЧАЙНЫ" - во времена Пушкина до этого еще не дошли, но современным издателям, режиссерам и т.д. следовало бы ее использовать, ИМХО...

Сергей Фанченко   11.05.2016 02:02   Заявить о нарушении
Ну, тогда и текст Библии нужно сопровождать таким примерно предисловием: "Содержит сцены насилия. Предоставленная информация не соответствует данным естественных и исторических наук. Не рекомендуется для прочтения беременными женщинами, подростаками и лицам с легко возбудимой психикой."
Кстати, и сказка "Колобок" аморальна, и про Емелю-дурака. Но стоит ли сходить с ума из-за кажддой чепухи?

Алексей Степанов 5   11.05.2016 10:13   Заявить о нарушении
А если не беспокоиться из-за такой чепухи, то тогда придется признать авторство Пушкина в "Тайных записках 1936 - 1937 года" - они ведь изданы как его произведение. Но вообще это вопрос нравственный, меня лично коробит, когда говорится, что Антонио Сальери, замечательный композитор, педагог и отец семейства, завидует мастерству своего ученика и подливает яд ему в бокал...

Сергей Фанченко   11.05.2016 12:03   Заявить о нарушении
Ну, тогда разверните знамена и выходите на площади с лозунгами: "Алексей Толстой - ворюга, подменивший своими "Прикключениями Буратино" "Приключения Пиноккио"! Дедушка Крылов спер сюжеты своих басен у Лафонтена и и Эзопа - требуем от него посмертных извинений! Половина эпизодов "Конька-горбунка" стырена у Шарля Перро!" Заодно обратитесь в суд по поводу защиты авторских прав Гофмана - ведь Чайковский ни словом не обмолвился об его авторском приоритете, написав "Щелкунчика!" Впрочем, и Гофмана можо прищучить, потому что он тоже у кого-то спер этот сюжет. И Баха надо наказать, потому что концерт для гобоя с оркестром Марчелло он переложил для клавира, а автора не назвал. Каково? Одни ворюги кругом!
Но не лучше ли эту энергию направить в более современное русло, не тревожа памяти великих покойников? Вот, скажем, полно публиккаций о том, что кандидатская диссертация нашего президента - суть плагиат. Что же вы по этому поводу не воюете? Или страшно? Или война с ветряными мельницами, которые давным-давно остановились, кажется увлекательным и достойным занятием, к тому же и без риска получить отпор?
И еще раз говорю: Сальери - ккомпозитор, затертыый вовсе не потому, что он - жертва клеветы. Пиар во все времена лишь подогревал интерес. Но с Сальери этого не произошло ппо той же причине, что и с сыновьями Баха: прекрасные композиторы, исполняемые редко. Количество хорошей музыки измеряется тысячами тонн нотной бумаги, но, чтобы привлечь слушателя на концерт, нужно что-то выдающееся и под громкой вывеской. В почете новаторы (каким был и Моцарт). Сальери новатором не был, он изящно излагал в стиле, наработанном современниками и предшественниками - и имя его затерялось в ряду прочих.

Алексей Степанов 5   11.05.2016 12:42   Заявить о нарушении
Вообще-то я призываю бороться не с великими людьми, ушедшими из жизни, а с современниками, беззастенчиво использующими их наследие. Что делается сейчас при показе старых фильмов, в которых пьют и курят? Ничего не вырезается, но появляется кадр с предупреждением, что алкоголь и никотин опасны для здоровья. Многих это раздражает, но с моей точки зрения это правильно - и то же можно было бы делать в случае достоверно известных искажений исторических событий, в сети есть, например, сайт, где обсуждаются альтернативные версии истории, но там есть строчка с предупреждением, что это фэнтези. Что же касается президентской диссертации, то ее никто не читает и вреда никому она не приносит, а после показа по ТВ "Моцарта и Сальери" у многих может сложиться впечатление, что так оно и было, вот в чем разница...

Сергей Фанченко   11.05.2016 13:12   Заявить о нарушении