Инвестиции в период санкций

С принятием этого закона на Смоленщине явно запоздали! В других регионах подобные законы функционируют уже давно: в Калужской и Тверской областях их приняли еще лет пять назад, в других регионах – за два-три года раньше нас. Можно даже сказать, что Смоленская область – один из последних регионов центральной России, который принял закон такого типа. И сомневаться в его эффективности уже не приходится: свою эффективность он доказал везде.
Конечно, в каждом регионе у таких законов есть свои тонкости и разности, которые определяются местными условиями и особенностями. И главный вопрос, который стоит задать – насколько смоленский закон привлекательнее и эффективней тех, что действуют у соседей. Прежде всего нужно отметить, что смоленский закон рассчитан на очень крупных инвесторов; на самые «лакомые» субсидии смогут претендовать лишь те инвесторы, которые возьмутся за реализацию проекта стоимостью не менее трех миллиардов рублей. А на сегодняшний день сложно даже представить подобный проект на Смоленщине! Да и введенные санкции сделали появление на смоленской земле крупных инвестором событием маловероятным; дело даже не в том, что у них нет денег, деньги есть, а вот юридических и других проблем в сложившихся условиях стало заметно больше. Так что второй завод Volkswagen, как в соседней Калуге, к нам при всем желании прийти не смог бы. Но начинать с чего-то нужно, а подобный закон дает старт преодолению бюрократических препятствий. Хотя, с моей точки зрения, его необходимо было создавать прежде всего для малого бизнеса; по этому пути не пошел никто из соседних регионов.
  Если говорить о сельском хозяйстве и многих перерабатывающих производствах, то закон вступил в силу очень вовремя. Особенно это актуально в условиях принятого властями курса на импортозамещение и запрета на ввоз целого ряда продуктов из-за границы. До этого большая часть инвестиций в стране была на стороне машиностроения и сборочных производств; теперь же на первый план вышли сельское хозяйство, производство продуктов и частично – лесопереработка. И в каждом из этих направлений у Смоленска есть свои преимущества. Тем более что практически под боком у нас есть огромный рынок сбыта в лице столичного региона.
   И, конечно, новый закон может дать Смоленской области то, чего ей так не хватало все эти годы – развитие туристской индустрии. Причем не мелкой, которая худо-бедно существует на смоленской земле и сегодня; речь идет о крупных базах отдыха и санаториях. То, что на подобные объекты будет спрос, сомневаться не стоит. Восточная часть области может превратиться в большой кластер туризма для Москвы и Подмосковья: земли для этого здесь есть, природных условий тоже пока хватает, единственное, чего пока не достает – это инвестиций.
   Закон также может оказать большое влияние на развитие транспортной инфраструктуры, ведь Смоленская область – транзитный регион. И развивать данная инфраструктура могла бы не стихийно, как это происходит сейчас, а целенаправленно: в области появились бы крупные логистические центры и так далее. Вдобавок, несмотря на все попытки сделать хоть что-нибудь с аэродромом Северным, успехом дело так и не увенчалось. Между тем при помощи серьезных инвесторов его вполне можно было бы превратить в крупный, хороший и качественный логистический центр (по крайней мере – по масштабам Центральной России). Свою выгоду из нового инвестиционного закона могут извлечь и все пограничные и периферийные районы области – предложенные льготы вполне могут послужить приманкой для инвесторов из соседних регионов. Выгодным станет и создание совместных предприятий, например, российско-белорусских.
 В общем и целом данный закон можно считать важным и нужным. Главное сейчас – разработать грамотную программу его реализации. Если это будет сделано, то с инвестициями на Смоленщине, скорей всего, все «срастется», ведь с конкурентной точки зрения мы расположены гораздо лучше, чем южная Брянская или северная Псковская области.…


Рецензии