Конфуций и педагогика

В конце книги «Конфуций. Суждения и беседы» даётся библиографическая справка: «Говорят, у него было три тысячи учеников, но из них только семьдесят два понимали в совершенстве весь округ тогдашнего образования, обнимавший шесть предметов, а именно: церемонии, музыку, стреляние из лука, управление колесницей, письмо и арифметику. Все ученики носили по своему Учителю трёхгодичный траур, и только Цзы-гун прожил на его кладбище шесть лет».

Гуманизм

Гуманизм Конфуция держится на двух главных принципах: «стремления к познанию истины» и «неизменной основы». Преподаватель композиции объясняет ученику, что подлинное новаторство опирается на традиции.

Философ сказал: «Стремись к истине, держись добродетели, опирайся на гуманность и забавляйся свободными искусствами». В основу педагогической работы преподаватель ставит истину, доброту, бескорыстное служение музыке.

Философ, обратившись к Цзы-ся, сказал: «Ты будь благородным учёным, а не низким человеком!» Благородство – сердцевина нравственного кодекса преподавателя!

Конфуций сказал: «Умный не заблуждается, гуманист не печалится и мужественный не боится». Преподавателя-энтузиаста не страшат удары судьбы.

Цзы-чжан спросил относительно гуманности. Конфуций сказал: «Кто в состоянии исполнить пять требований, тот будет гуманным повсюду». «Позволю спросить, что это такое?» – поинтересовался Цзы-чжан. Конфуций сказал: «Почтительность, великодушие, искренность, сметливость и доброта». Именно этими качествами отличается прилежный ученик.

Философ сказал: «Человек твёрдый, решительный, безыскусный и простосердечный подходит близко к гуманизму». Преподаватель вырабатывает в ученике настойчивость и силу воли, без чего не состоится композитор.

Философ сказал: «Когда все ненавидят или любят кого-либо, необходимо подвергать это проверке. Только гуманный человек, как свободный от всякого пристрастия, может правильно любить и ненавидеть». По-настоящему любить ученика – значит уважать в нём человеческое достоинство.

Философ сказал: «Человек, одарённый добродетелями, без сомнения, обладает даром слова, но обладающий даром слова не всегда бывает одарён добродетелями». Произносить речи о служении искусству – это привилегия нравственно безупречного преподавателя.

Философ сказал: «Хитрые речи и притворная наружность редко соединяются с гуманностью». От лживого ученика жди зло, от лицемерного учителя – подлость!

Философ сказал: «Если у кого есть искреннее стремление к гуманности, то тот не сделает зла». Лишь в атмосфере добросердечности можно воспитать талантливого композитора.

Благородный человек

По мнению Конфуция благородный муж это такой человек, который:
«не расстается с гуманностью»;
«заботится об общих, а не о партийных интересах
«сначала действует, а потом говорит»;
«действует, сообразуясь со справедливостью»;
«постепенно поднимается вверх по пути нравственного и умственного совершенствования»;
«является в трех видах: когда посмотришь на него издали, он величествен; приблизишься к нему, он ласков; послушаешь его речи, он строг»;
«сходится с друзьями чрез ученость»;
«миролюбив, но не льстив»;
«отличается спокойным достоинством, но не тщеславен;
«прям и непоколебим, но не упрям»;
«ищет причины своих неудач в себе самом;
«содействует людям в осуществлении их добрых дел, но не злых»;
«скорбит, что по смерти его имя не будет прославлено».

Благородный человек Конфуция - нравственный идеал для преподавателя и его учеников.

Самосовершенствование

Философ сказал: «В молчании обогащать себя познаниями, учиться с ненасытною жаждою и просвещать людей, не зная усталости, - какое из этих трёх качеств есть во мне?». Конфуций – беспрекословный авторитет для преподавателя.

Философ сказал: «Вероятно, есть люди, которые делают что-либо, не зная почему. Я не таков. Я преуспеваю в достижении знаний, потому что знаю, как приобретать их. Много слушать, избирать из этого хорошее и следовать ему; много наблюдать и запоминать - это второстепенное знание». О Конфуции не скажешь, что он фанатик учёности, не отделяющий нужное от не нужного знания.

Конфуций сказал: «Искренне веруй и люби учиться, храни до смерти свои убеждения и совершенствуй свой путь». Без этой заповеди философа не станешь прогрессивно мыслящим учителем.

Философ сказал: «Не беспокойся о том, что тебя люди не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей». Конфуций сбивает спесь с человека, возомнившего из себя всеведающего мудреца.

Философ сказал: «Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других». Диалектика старого и нового необходима для воспитания творческой молодёжи.

Философ сказал: «Ошибки, которые не исправляются, – вот настоящие ошибки!» Если преподаватель не анализирует свои просчёты, он не движется вперёд и не развивает молодых композиторов в нужном направлении.

Ученики

Философ сказал: «Молодёжь дома должна быть почтительна к родителям, вне дома – уважительна к старшим, отличаться осторожностью и искренностью (правдивостью), обильною любовью ко всем и сближаться с людьми гуманными. Если по исполнении сего останется свободное время, то посвящать его учению». У Конфуция нравственность и учёба неразрывны.
 
Конфуций сказал: «Есть ли у меня Знание? Нет, я не имею его. Но если простой человек спрашивает меня о чём-нибудь, то, как бы ни был пуст вопрос, я беру его с двух противоположных сторон и объясняю человеку во всей его полноте». Конфуций даёт универсальный принцип обучения молодёжи.

Философ сказал: «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно». Желая наперекор всем и всему самостоятельно мыслить и действовать, ученик погружается в своеволие.

Конфуций сказал: «Почитай за главное преданность и искренность, не дружись с не подобными себе; ошибся – не бойся исправиться». Кто из преподавателей не мечтает о таком воспитаннике?

Цзы-гун спросил: «Есть ли слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Философ сказал: «Это – снисходительность; чего сам не желаешь, того не делай другим». Кто из учеников придерживается этого древнего правила, тот стоит на пороге мудрости.

Конфуций сказал: «Заносчив и не прям, невежественен и не кроток, неспособен и неискренен – таких я не признаю». А ведь преподавателю со всеми нужно работать!

Конфуций сказал: «На молодёжь следует смотреть с уважением. Почём знать, что будущее поколение не будет равняться с настоящим?» Разумный совет!

Музыка

Конфуций сказал: «Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкою». Философ не мыслит процесс обучения юношества без музыки.

Конфуций сказал: «Церемонии, говорят, да церемонии! А разве под ними разумеются только подарки (яшмы и шелка)? Музыка, говорят, да музыка! А разве под нею разумеются только колокола и барабаны?» Китайский философ ценит в музыке гармонию и красоту. Он восхищается не всякой, а только нравственной музыкой.


Рецензии