Рассказ 2. Никогда мне не было так хорошо

   

 Звук шлепающих по полу босых ног донесся до меня, и в дверях кухни с приглушенным потолочным светом появился худышка  Коля. Он давно должен был спать. По требованию родителей, я укладывала его одновременно с Иришкой, его младшей сестрой, в половине десятого вечера. Но часто, полежав немного в кровати и  убедившись в том, что сестра  спит, он приходил ко мне на кухню и мы разговаривали с ним. Так было и в этот раз.

 Круглые  глаза его уставились на меня и он сказал: «Валентина Алексеевна! Я когда закрываю глаза, то на меня сразу как будто нападают такие огромные страшные  звери с огромными глазами и огромными зубами! Я не могу уснуть!» Когда он описывает это, он жестикулирует руками, как бы рисуя в воздухе их образ. Я говорю: « Ну, теперь, когда у тебя глаза открыты, ты же видишь, что в квартире никаких зверей нет. Это просто фантазия.  На самом деле, реально, их  нет. Ты зря перед сном смотришь всякие мультяшки - страшилки. Получается так, что ты их потом берешь с собой в постель и они не дают тебе заснуть. Если хочешь хорошо засыпать, старайся за час до сна ничего страшного не смотреть».
 
 Коля спрашивает: «А вообще, они есть? Вы верите в привидения?» Я говорю: «Нет, Коля. Я в привидения не верю. Я верю в Бога». Тогда Коля спрашивает: «А кто он, Бог?» Я говорю: «Это сложно объяснить. Но все, что есть, - это Его». Вдруг Коля успокаивается, на лице его появляется улыбка и он восторженно начинает рассказывать: «Вы знаете, Валентина Алексеевна, когда меня крестили, это было, когда я был еще маленький, там было так красиво! И пели там так красиво! Я  все смотрел, и слушал, и  мне было так хорошо! Мне никогда еще и нигде не было так хорошо!» Глаза его еще больше округляются, и он смотрит как будто на меня, но я понимаю, что не на меня, а сквозь меня. Сейчас он разглядывает красочную картинку отпечатавшегося в его сознании яркого события, которая стоит у него перед внутренним взором. Я спросила: «А в какой церкви тебя крестили?» Коля, с гордостью, качая головой, говорит: « В Церкви  Святителя Николая Чудотворца! Николая! Как меня зовут!» Немного погрустнев, он повторяет: «Никогда, никогда мне не было так   хорошо».
 
 Мы сидим молча, и я стараюсь сохранить эту тишину как можно дольше, чтобы от крохотного колебания воздуха  не затух огонь свечи в душе  сидящего передо мной ребенка.

 Худым Коля был, как мне представлялось, по причине того, что ел исключительно сладости. С большими проблемами он ел мясо с гарниром, и то при  условии, что это приготовлено бабушкой. Правда, за много лет работы няней, у меня появилось меню, которое едят абсолютно все дети. Это жареная картошечка и блины или оладьи. Это я проверяла даже на взрослых  детях, когда возила группы детей от турфирмы  на отдых в Крым. Хотя бы раз в неделю я включала в меню ребят эти два блюда. Легко поджаренную в растительном масле картошечку и аппетитные блинчики, приготовленные мной, Коля тоже ел с удовольствием.

 Но вообще, для него было характерно меланхолическое настроение. А когда его отдали в школу, тут проявилась еще одна очень настораживающая черта его характера. Он был непримирим к своим ошибкам. В случае неверного выполнения домашнего задания, он бегал по квартире с криками: «Какой я тупой! Я ненавижу себя!» Доходило до того, что он вслух желал себе зла. Большой удачей для него оказалось то, что его отдали в элитное учебное заведение, где очень профессионально корректировали его подход к выполнению уроков и к себе.
  Коля был очень одаренный ребенок. Он замечательно пел. Хорошо запоминал слова песен. Вдумчиво относился к ним. Когда пошел в школу, попросил родителей, чтобы его отдали учиться играть на фортепьяно. Его желание было выполнено, и Коля очень быстро, почти без моей домашней помощи, освоил и музыкальную грамоту, и инструмент. Жаль, что к этому времени у меня не сохранилась моя скрипочка, с которой я сама когда – то ходила в музыкальную школу. Мы могли бы с Колей играть дуэтом. Но, все равно, некоторая моя помощь в занятиях на фортепьяно ему тоже пригодилась. А главное, что с течением времени, он стал подыгрывать Иришке, своей младшей сестре, когда мы играли в цирк.

 К сестре он относился с затаенной, ревностной любовью. Если она падала, он с укоризной смотрел на меня и  произносил: « Валентина Алексеевна!» А иногда, когда она засыпала, он ложился сверху на одеяло, сворачивался калачиком, и в упор смотрел на нее спящую. Я спрашивала: « Тебе нравится сестричка?» Он отвечал, улыбаясь: « Да. Она хорошенькая, такая маленькая».
 
 Еще Коля очень хотел заниматься борьбой, но его долго не отдавали в секцию. Возможно, он думал, что занятия борьбой позволят ему победить тех зверей, которые продолжали посещать его перед сном. Но какой же удачей оказалось то, что родители отдали Колю в секцию ка- ра- тэ. Занимаясь этим видом восточных единоборств он не только обрел равновесие характера, но и понял, что  борьба невозможна без уважения к своему противнику. Он стал различать, кто стоит перед ним.  Он никогда не позволял себе драться так, будто перед ним – его ровесник, если соперник  был  младше.  Коля  его щадил.

  Кстати сказать, занятия эти сформировали у Коли замечательную фигуру, и он уже не выглядел мальчишкой – худышкой, гадким утенком.

  Коля взрослел, и с ним было все интереснее и интереснее общаться. Иногда мы оставались без родителей одни. И однажды, когда у Иришки был дневной сон, зная, что у Коли развитое воображение, я предложила ему написать книгу для детей. Условия были такие: он придумывает сюжет, героев, а я записываю все это  в форме, которую мы вместе обсуждаем.
 
Несколько месяцев длился творческий процесс. Это были удивительные часы! Фантазии Коли не было предела! Я поражалась его выдумкам. И иногда жалела, что ученые не общаются  с детьми! Поставьте перед детьми задачу, которую нужно решить стране. И вы получите неординарные, на первый взгляд странные, но, очень даже интересные решения этих задач. Конечно, повествование включало космические войны. Так вот, открою тайну: чтобы  корабли врагов не достигли земли, нужно на околоземной орбите установить магнитные платформы, к которым  примагнитятся  металлические корпуса подлетающих  предметов. На земле есть пульт управления, с которого магнитные платформы можно отключить. Ну как? Нравится? Фантастика!! Именно в этом сюжете и родился персонаж – Саблезубый Рацерд второй. Ох, уж и отлились ему Колины детские слезы! Как только Коля не побеждал его в своей книге! Многократно. И, казалось, навсегда. Но тот опять выживал. Победил  Коля его смехом. Просто жители планеты «Жизнь» всегда смеялись.
 
 Эта планета  возникла в результате космической катастрофы, и в момент раскола планеты стоял жуткий скрежет. Оставшееся население сначала при общении повторяло звуки этого скрежета, а потом оказалось, что это очень смешно. И они стали общаться смехом. Это было гораздо веселее. Так родился новый вид общения – смехом и радостью.
В компании Коля был обыкновенным мальчишкой. Он сразу усваивал условия игр, добросовестно их выполнял. С ровесниками шалил, шумел, бегал, прыгал, веселился, радовался жизни, как говорила его сестра Иришка. И очень расстраивался, если проигрывал. Особенно мне. Особенно, в экономических играх.

 В Павловске, где семья обычно отдыхала летом,  у него была своя группа друзей. Он часто с ними и их родителями уезжал на велосипеде в парк.  Но часто гулял и с Иришкой.

 Прошло много лет. Однажды я пришла к Коле и Иришке в гости, и попросила у Коли тетрадь с его книгой. Он сказал, что тетрадь куда – то убрала мама, и что его книгу читали гостям. Все сказали, что в ней много похожего на сюжеты из  уже существующих мультфильмов. Я сказала, что на мой взгляд, книга получилась очень интересной, и начала перечислять все ее достоинства. Коля смотрел на меня серьезно. Потом сказал: «Нет, Валентина Алексеевна. И вообще, это не я ее написал. Это вы ее написали». Я попробовала еще раз убедить Колю в его литературном таланте, на что еще раз услышала: «Нет, это вы написали». И он продолжал спокойно и серьезно смотреть на меня. И я не стала спорить. Я подумала, что передо мной стоит уже не ребенок, а внутренне ответственный и в высшей степени честный сам с собой юноша, будущий надежный руководитель любого учреждения, муж и отец. Я поняла, что за него можно быть спокойным.
 А книгу все – таки ты написал, Николай.

2009 г.


Рецензии