Дуся, женщина-шарман

   Надо же, простудилась, а ведь зима еще не началась. Неожиданно напал такой отчаянный кашель,  а следом и чих, что на работу не пошла  – зачем людей пугать? Конечно, есть в этом омерзительном состоянии и мизерный плюс:  пожалеть себя, любимую, подольше утречком поспать. Но и это не удалось.  Звонок в домофон: «Наташа, открой! Я тебе лекарство принесла». Медленно соображаю, что бы это значило и кто бы это мог быть... Оказывается, Паша. Мы с ней раза два встречались, случайно. Протягивает  сверток: «Здесь таблетки и цветы липы, заваривай кипятком, настаивай и пей... Ты что?! Денег не надо... Мне Дуня позвонила, ей самой некогда,  вот я к тебе по пути с работы на работу и заскочила».
   А ведь, действительно,  вечером звонила моя подружка Евдокия, интересовалась, что это с голосом  у меня. Я объяснила, но не жаловалась, ничего не просила. И уж тем более не ожидала, что ко мне спозаранку из конца в конец  города (с пересадкой!) примчится Дусина поэзана, то есть землячка, с лекарствами.
   - А как же иначе, - рассудительно говорит  Паша, - ведь ты – Дусина подруга! Давай выздоравливай, а я побежала.
   Дусина подруга...  Это, знаете, не простые слова. Это своего рода статус. Например, можно годами, но бесполезно  обивать пороги всевозможных агентств по трудоустройству в надежде получить хоть «какую-нибудь работенку».  А  можно придти к работодателю и сказать, мол, меня вам рекомендовала Дуся, и вас возьмут без всякого испытательного срока.
   Евдокия работает в очень серьезной  структуре:  ухаживает за престарелыми монашками в одном из загородных монастырей. Дежурит  по ночам, так как днем присматривает за больными и наводит чистоту в богатых домах. Очень богатых. «Представляешь, захожу в ванную синьоры,  а там на  туалетном столике кольца с бриллиантами разбросаны. Где положит – там и забудет»...  Дусе – полнейшее доверие.  Порой ей доверяют  больше, чем  членам своей семьи. Работает она всегда до победного конца, то есть до «скорбного часа», годами. Если работа кончается, ее тут же приглашают в другой дом.
   Впервые мы  увиделись  шесть лет назад на трамвайной  остановке. Произошло  традиционное  для «наших» блиц-знакомство («Откуда родом?... Работаешь?... Счастливая!...») И разъехались в разные стороны, не успев даже номерами телефонов обменяться.  А через год, снова встретившись случайно, познакомились поближе, подружились. 
Дуся – человек  коммуникабельный и душевный. Она «обаятельная и привлекательная» брюнетка с  теплыми  голубыми  глазами. Про таких говорят: «харизматична». Я же называю ее «женщина-шарман».
  Знаете, большинство  наших бадант (так здесь называют тех, кто заботится о пожилых и больных итальянцах) предпочитают в одежде скромный стиль, своего рода униформу  - брючки, маечки «Made in China»,  спортивная обувь. Моя  же подруга  одевается не просто модно, а с шиком: платьице  фирменное, мягкие кожаные туфельки на невысоком каблучке, а  главное, обилие бижутерии! Дуся  обожает необычные   причудливые украшения:  яркие кулоны с бирюзой, серебряные браслеты, тяжелые серьги «под старину»...
   Загадка природы и только! Я вот примеряю перед  зеркалом скромные  коралловые бусики и тут же сниму – некомфортно становится. Единственное, что не тяготит,  -  это янтарь.  Конечно, не такой крупный, как  предпочитает фрау Меркель (обратите внимание на ее фото!),  а ниточка с необработанными  капельками древней  смолы. Хотите - верьте, хотите - нет, но для меня это -  мощнейший оберег. Другие украшения  со мной не дружат...  А Дуся обвешается, как новогодняя елка,  хоть дорогими украшениями, хоть дешевой бижутерией и выглядит потрясающе эффектно! Ей все идет,все хорошо! Эх, если бы моя подружка еще спала побольше, смотрелась бы настоящей красавицей...
   Так как, повторяю, времени для праздных прогулок  у нее нет,  а быть красивой всегда хочется, Дуся тщательно наряжается перед  каждым  выходом на  работу; на работе она, естественно, переодевается.  Посещение  церкви для  нее – особое волнующее событие. Тут она одевается поскромнее, но тоже с изюминкой.  В церковь – а в  Турине очень красивый  православный храм! –   Дуся ходит постоянно, она человек глубоко верующий.
Однажды подруга попросила:  «Напиши про меня рассказ. Моей судьбы на целую книгу хватит...»
   И я услышала  то, что многим женщинам ой как знакомо... Любила одного – вышла замуж за другого. Этот  «другой» увел ее прямо из-под венца, она, правда, не сопротивлялась... В  любви родились сын и дочка,  а потом начались измены, пьянство, рукоприкладство...  Но терпела; развелась, лишь когда дети выросли и уехали учиться далеко от дома, в другую страну. Однако и после развода в течение десяти лет, пока муж не умер, считала  себя «несвободной женщиной», хотя у того уже другая семья была.
   Самое трудное, конечно же,  – девяностые годы, так называемая перестройка.  Книжный  магазин, где работала, закрылся, другой работы в городке не найти было. Дети-студенты, живя в холодном общежитии и плохо питаясь, подхватили туберкулез, а сама Дуся застудила почки, тяжело болела,  даже группу  по инвалидности получила. 
  Такая вот невеселая  история. Но наша женщина словно прутик: судьба гнет ее безжалостно, а сломить  не может...  Дуся оставляет на родственников свой  уютный белый домик, вокруг которого «акация пышно цветет»  и едет на заработки в Москву. Днем – горбатится на хозяина , овощи на рынке продает, ящики разгружает, а вечером  при любой возможности бежит на концерт. 
Внесу ясность: Дуся обожает итальянскую и испанскую оперу, а в Москве тогда можно было и Лучано Паваротти послушать, и Кабалье Монтсеррат... К сожалению, на концерт «певицы с золотым сердцем» она не попала,  а вот билетик на «лирического тенора» удалось достать. Правда, приехал  он тогда  в столицу с некоторым опозданием, так как провожал в последний путь принцессу Диану...  И Тото Кутуньо  в «Лужниках»  слушала.  Потом словно завороженная ходила : «Тi amo… ti amo…»
  В Италию приехала десять лет назад нелегально. Кландестин (в переводе с английского  - незаконный) – какое ужасное, ужасное слово! Тогда сюда на заработки или в надежде найти мужа ринулась половина всего женского населения южных республик СНГ.  На кландестинов  даже облавы устраивали. Кто-то в  рабство попадал... Евдокие повезло: ее сразу же взяли в семью ухаживать за престарелой синьорой, сделали  документы, разрешающие проживание в стране по рабочим мотивам.
   Когда бабуля умерла, Дусе позволили какое-то время, пока не найдет другую работу, бесплатно пожить в ее квартире...  Она  же ринулась на родину и все евро, заработанные за четыре года, отдала агентству, что занималось переправкой рабочих нелегалов  в европейские страны.   То есть вернулась в Италию с детьми, которые к тому времени уже имели свои семьи, но работу после института дома не нашли. Правда, за внуками пришлось ехать повторно, подкопив еще деньжат. Рассказывает, что одна знакомая украинка провозила свою трехлетнюю внучку через  границу в ящике с просверленными  дырочками для воздуха.
   Евдокия сняла детям жилье – две приличные уютные квартиры, добилась документов, подтверждающих их легальное нахождение в стране, внучат в садик устроила. Вскоре у нее здесь еще две внучки родились.
Молодые стараются самоутвердиться в чужой стране, а для этого главное и самое сложное – найти работу.  Сын Петр – повар с университетским образованием. Причем, «мастера» он уже Италии получил, заплатив за специализацию немалые деньги, мать  для этого ссуду в банке брала. В общем, и образование есть, и работа  - преподает в училище типа нашего торгово-кулинарного, но по странной контрактной системе, когда зарплату выдают раз в год. Приходится параллельно с преподаванием за любую халтурку хвататься,  что-то где-то покрасить или побелить, забор на загородной вилле подправить и даже за больными ухаживать.
   Его жена Аня выучилась - тоже немало стоило! - на парикмахера.   Профессия в Италии востребованная,  но на полноценный заработок надеяться пока не приходится.  Сначала надо зарекомендовать себя в качестве ученика, то есть в течение года работать практически за бесплатно.
   В семье дочки ситуация еще сложнее. Зять без работы (мужчинам в Италии с трудоустройством фатально не везет). Алена имеет несколько «часов» в неделю,  убирает в богатых домах.  Работу на «фисе», то есть 24 часа в сутки с одним выходным в неделю, реально найти, но ведь мама деткам дома нужна.
   Многочисленные квитанции приходится оплачивать Дусе. Она  пока что – «единственный кошелек» на две семьи. Конечно, устает ужасно.  Однажды, возвращаясь с дежурства, упала прямо в автобусе – разбилась до крови... Но, говорит, я так рада, что дети и внуки сейчас со мной, в безопасности.
И при такой вот невероятной загруженности Дуся еще и волонтарит. Раз в неделю сортирует вещи, которые итальянцы приносят в благотворительный центр «Котоленго». Иногда волонтерам разрешают взять что-нибудь для себя – ну, юбочку там, туфельки, одеяло... Дуся однажды и мне принесла абсолютно новую фирменную кофточку.
   У нас отношения - сестринские. Зная, что у меня болят ноги,  Дуся подарила мне на Рождество модные теплые ботинки, специально ездила на рынок, выбирала.  А недавно звонит: «Тут одна женщина квартиру сдает, я пошла для тебя ее смотреть...» Или прибегает сияющая вся: «На Порта Палаццо была, виноград дешевый купила:  за одно евро - три килограмма. Половина - тебе!..   А курочку я дома приготовила, сейчас обедать будем!»
   Два года назад заболела ее землячка, работающая за городом. Полтора часа на поезде туда, полтора обратно.  Дуся после своих ночных дежурств спешила  к ней в больницу, мыла, кормила. Когда больная перестала ее узнавать и уже не могла кушать, Дуся все равно ездила, чтобы просто рядом посидеть, руку погладить...
    Есть у нас общий хороший друг – Игорь, он тоже работает в итальянских семьях.  А еще занимается сбором и отправкой гуманитарной помощи  на Украину. Одежды и продуктов питания всегда достаточно,  а вот с лекарствами сложновато, они в Италии очень дорогие. Дуся обратилась в центр, где волонтарит, и там ей, представляете, собрали огромный пакет антибиотиков, мазей для заживления ран, спреев, перевязочного материала...  Кому попало бы не дали, а Дусе – пожалуйста!
  А еще ради позитивности и объективности отмечу, что моя подруга объездила в качестве туриста всю Италию . И посещает все концерты итальянских певцов, которые приезжают в наш город. И вобще летает словно ласточка даже с неподъемными сумками в руках.
  Есть у Евдокии трогательная мечта. Но здесь наши интересы расходятся, я ее не понимаю, она  меня. Дуся мечтает познакомиться с мужчиной:  непременно высоким, моложавым и пригожим на лицо. «Меня не интересует, богат он или беден, своя квартира у него или снимает. Главное, чтобы очаровательным был.  Как принц!» - Произносит она задумчиво.
  - Но ведь мы, Дуся, уже  не молоды, - пытаюсь ее с небес на землю вернуть. –  По-моему, настоящий мужчина может быть чуть покрасивее обезьяны. Главное, чтобы  умный был и заботливый. Ну что в нашем  возрасте с красивым-то делать?
   - Я буду его обнимать  и целовать, - застенчиво произносит моя романтичная подруга.
   Из-за Дуси я с овощником поссорилась.  Поясню...  Мне приходится помогать одной нашей девчушке, которая открыла русский магазин. Рядом – овощная лавка. Крохотное темное помещение, но торговля идет бойко. У хозяина, оказывается, свои плантации в Пулье.  Как только что-то поспевает, рабочие снимают урожай и отправляют его в наш северный город, где у овощника несколько торговых точек. Так вот, этот неказистый мужичок, кстати, вдовец, по имени Тони имел дурную привычку совать в мой пакет, когда я приходила отовариться, бесплатно (вот наглость-то какая!) то дыню, то персик, то еще какую-нибудь фруктовину.
   Из-за этого я начала овощную лавку обходить стороной. Тогда Тони организовал прямую доставку. Обычно в конце рабочего дня он появлялся в нашем  русском магазинчике, прихрамывающий и сутулый, в свежей  рубашке «Лакоста» цвета детской неожиданности. Гордо опускал на пол увесистый пакет и быстренько  ретировался, чтобы мы не успели отдать ему деньги.  Ну не бежать же следом,  а слов он, видимо, не понимал. Обычно в пакете находились сезонные продукты: необыкновенно сочные  персики, свежесрезанные гроздья винограда, но больше всего поразили помидоры – такие  вкусные,  мясистые!   Приходилось все это есть, горестно вздыхая.
   Но когда Тони-Антонио решил поставлять нам бесплатно еще и свежайшее оливковое масло домашнего отжима, терпение мое лопнуло. Я наконец  решила «выйти» с ним (то есть прогуляться, здесь это так называется), чтобы выяснить отношения. Овощник вел себя по-джентльменски, не наглел. Он устроил мне экскурсию  по своему району, показывая дома, в которых  приобрел жилье сыну и дочке (по 100 кв. м. каждому),  а также трехэтажный особнячок, где жил в грустном одиночестве.  Потом пригласил в парк. Веселье там было уже в полном разгаре.
   Знаете, в Италии много местечек, предназначенных  для  встреч и отдыха  людей  деликатно называемого «третьего возраста».  То есть для пожилых и очень пожилых. Здесь вам и музыка, и танцы, и выступления певцов, и пицца, и мороженое. Организуются «дискотеки для старичков» под эгидой итальянского здравоохранения, озабоченного ростом  артрозов, депрессий и прочих возрастных  недугов. Но там и «молодежи» всегда полно, то есть тех, кому  50 и даже 40.
   Мне в парке понравилось. Танцевать, конечно, не стала, но мнение свое высказала. Говорю, как жаль, что Дуси здесь нет. Она такая веселая,  плясать любит...  Предлагаю: давай, Тони,  в следующий раз выйдем сюда с Дусей и с твоим другом. Друг овощника, высокий и моложавый – как раз моей подружке подстать, год назал овдовел. Можно, размечталась, когда-нибудь всем вместе за грибами поехать или на море...
   Тони посмотрел на меня обиженно, словно трехлетний капризный ребенок.  В глазах – боль и отчаяние.
   - Никаких подруг!– Сказал он решительно. – Только я и ты. Ты и я.Баста!!!
И ножкой маленькой притопнул.
   Что ж,  послала его подальше, мысленно, конечно. Я своих подруг на овощников не меняю!
   Ну а Тони долго еще носил мне передачки. Правда, расчудесные свои помидоры заменил на «стандартные»,  огурцы какие-то пожухлые выбирал...
   А в тот парк я Дусю все-таки выманила.  Скромно присели на скамеечку и тут же к нам любопытный синьор подкатил, румяный и круглый словно колобок. Спрашивает, обращась ко мне: «Вы, синьора, откуда родом?  Из Бургундии?»
   Знаете, в Италии банальнейший вопрос «откуда?» предполагает подробнейший ответ. Иначе вас сочтут невоспитанной особой. Надо, значит, припомнить, кто ваши предки,  из какой вы семьи – почтенной или простонародье. Так все сложно...  Моя прапрабабушка, например, родом из  Прибалтики,  бабушка  –  из глухой старообрядческой  деревушки на Урале.  Родилась я на стыке  Удмуртии, Татарии и Башкирии. Работала в Коми, где «живут оленеводы и рыбачат рыбаки». Сны вижу русские... Ну как все это объяснить?  Сдержанно говорю:
   - Я – русская!
   Градус интереса резко повышается: «Во-л-га! Здра-в-в-ствуй!! Я тебя лю-б-лю!!!...»  И  уже – с почтением! - к моей подружке: «А вы, синьора, откуда?»
  У Дуси тоже все сложно. Прадедушка – болгарин, бабушка – молдаванка, мама украинка, дети учились в Румынии, внуки в Италии родились.  А сама она родом из Одессы.
  -  Я тоже русская! – Вежливо отвечает Дуся.

НАТАЛЬЯ ЦИТРОНОВА, г. Турин, Италия Опубликовано в газете "Моя семья"


Рецензии
Интересный рассказ.
Образ Дуси хорош! Есть такие женщины! Умеющие необычно одеваться, носить необычные, броские украшения! Сама бы не надела, а на них нравится, потому что им идёт! И ещё есть у некоторых женщин потрясающая способность носить даже бижутерию так, будто это бриллианты!
В чисто человеческом плане тоже замечательная женщина эта Дуся...Маленький генератор человечности).
Вообще, все эти чудесные мелочи по рассказу у Вас так здорово разбросаны! Про янтарь Ангелы Меркель.)))И забавный этот Тони с вялым огурцом после ненавязчивого отказа.))) И, главное, вот это: я русская! Наверное, повсеместно человек определяет себя всё-таки по родному языку...


Оксана Малюга   17.11.2015 21:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.