Как Иван Марьюшку от лени спас

Сказка

Роли: женские: -2 ; мужские: 3; детские:; другие (животные, предметы и т.п.):; массовка: нет
Оригинальный язык произведения: русский; период написания: XXI век, август, 2015 г.
Формат файла: doc (Microsoft Word); размер 31 КБ.

Действующие лица:
Петрушка
Дед
Бабка
Ванюша
Марьюшка



ПЕТРУШКА: Здравствуйте, дяденьки и тетеньки! Это я, Петрушка!
 Странно, кажется, мне здесь не рады. Ну-ка еще раз попробую: Здравствуйте тетеньки и дяденьки! Это я, Петрушка! Опять не то. В чем же дело? Ничего не понимаю. Мне сказали, что меня будут ждать… О-е-ей, какой же я бестолковый! Меня же будут ждать девочки и мальчики. Я же все неправильно говорю. Надо сказать - девочки мальчики, а я говорю – дяденьки и тетеньки. Эх, поленился я слова выучить, вот и приходится всякую ерунду собирать.
Я сейчас, я быстро. Вы только никуда не уходите, ладно? Точно-точно не уйдете? (Петрушка убегает и тут же появляется снова)
Здравствуйте, девочки и мальчики!  Не слышу! Громче! Громче! Вот так. Это я – Петрушка! Вы меня узнали? Здорово! И я вас тоже узнал. Ой! А что это урчит? А…это у меня в животе урчит. Я так давно ничего не лопал, потому что к вам топал, топал и топал. А топал я к вам не зря, у меня для вас сказка есть, да не простая, а чудесная – расчудесная. Про Бабку Дарью, да про лентяйку Марью. Про Деда Кирьяна да про мудрого Ивана. А сказочка моя не просто интересная, она еще очень-очень полезная. Вот слушайте.
Жили-были… дед Кирьян и бабка Дарья. Была у них дочка Марья. Да такая ленивая! С утра до вечера только и делала, что в окошко глядела, леденец сосала, зевала да мух отгоняла.  Ой …
Что-то мне перехотелось рассказывать. Может, вы лучше сами посмотрите? Согласны?
Вот здорово!  А я тут в уголочке посижу да тоже сказку погляжу. Но молчать не стану, где-нибудь тоже свои словечки вставлю!
Марьюшка сидит и сосет леденец. Появляется Дед Кирьян.
Дед: Марьюшка, и не надоело тебе целыми днями сидеть да в окошко глядеть?
Марьюшка: А чего бы это мне надоело?
Дед: Марьюшка, ты бы водицы принесла.
Марьюшка: Ну, вот еще! Стану я белы рученьки надсажать!
Голос Бабки: Марьюшка, свари еду!
Марьюшка: Неохота мне! Стану я гарью дышать. Знаете что, маменька, знаете что, папенька, а сыщите-ка вы мне лучше жениха хорошего да пригожего!
Дед: Да кому же ты нужна, такая ленивая. Придется тебе, доченька, весь свой век с нами доживать.
Марьюшка: Ну, вот еще! Придумали тоже. Мне же с вами скучно станет. Вы-то уже скоро совсем состаритесь, а я еще молодая. Ох, много вы понимаете! Да разве я, такая красивая в девках засижусь?! Да стоит мне только предложить, как все женихи сбегутся!

ПЕТРУШКА: Но шли годы, а женихи так и не сбегались. И не заметила Марьюшка сама, как превратилась в страшную сварливую девку.  А в зеркальце-то ей поглядеться на себя лень было. Как-то раз сидела Марьюшка, как обычно, у окна да мух отгоняла.

Марьюшка: Кыш, проклятая, а ну лети отсюда! Кыш! Кыш! Папенька, маменька, чего эта муха ко мне привязалась? Отгоните ее.
Дед: Ты же все равно ничего не делаешь, вот сама и отгоняй.
Марьюшка: Кыш! Вот жизнь у них: летай да летай и ничего делать не надо! А у меня…Сиди вот целый день да в окно смотри! Ох…Тяжело.
Дед: В окно смотреть тяжело?
Марьюшка: А-то как же, конечно. Глазоньки-то устают.

ПЕТРУШКА: Проходил мимо добрый молодец Ванюша, услыхал  слова  Марьюшки и вошел в дом.

Ванюша: Здравствуйте, люди добрые! Кому здесь тяжело? Может, помощь какая нужна?
Дед: Здравствуй, добрый молодец! Как тебя звать-величать? Куда путь держишь?
Ванюша: Ванюша я. По свету плутаю, людям добро делать помогаю.
Дед: Ай, молодец. Ванюша. Ты тут пока отдохни, а я тебе мигом баньку истоплю.
А ты что же, Марьюшка, не встаешь, гостя не встречаешь?
Марьюшка: Да лень мне. Стану я из-за какого-то Ванюши ноженьки утруждать.
Ванюша: Ой, а что это с тобой, Марьюшка?
Марьюшка: А что со мной?
Ванюша: А вот погляди-ка на себя в зеркало.
Петрушка: Как увидела Марьюшка свое отражение, так и свалилась со стула.
Марьюшка: Ой, что это за лахудра на меня смотрит? Страшная-то какая. Грязная, нечесаная.
Ванюша: Так это ты и есть, Марьюшка.
Марьюшка: Ну, нет. Я не такая. Мне маменька всегда говорила, что я хорошая да пригожая.
Ванюша: Раньше, может, ты и была хорошая да пригожая. А сейчас… Тебя разве что в огород поставить, вместо пугала. Ворон отгонять.
Марьюшка: Ишь, чего удумал - в огород! Нельзя мне в огород.
Ванюша: Это почему нельзя?
Марьюшка: Мне еще жениха найти надо.
Ванюша: Да кому же ты такая нужна? Ленивая да неухоженная.
Марьюшка: Так что же мне теперь делать?
Ванюша: А хочешь, я помогу тебе? Только ты должна делать все, что я скажу. Согласна?
Марьюшка: Согласна, Ваня, согласна.
Ванюша: Тогда пойдем со мной по свету. Будем людям помогать, добрые дела делать. Только сначала у отца с матерью разрешения попроси.
Марьюшка: Чего это я должна разрешения спрашивать? Я и сама не маленькая.
Ванюша: Ну вот, а говорила, на все согласна.
Марьюшка: Ладно, так и быть, спрошу. (кричит) Эй, папенька, я с Ванюшей по свету пойду. Людям помогать стану.
Ванюша: Так ты чего кричишь-то? Ты пойди, в пояс родителям поклонись да попроси родительского благословения.
Марьюшка: Ну, вот еще! Стану я кланяться!
Ванюша: Станешь кланяться,  спина не отвалится. Иди, иди. А я пока в баньке попарюсь, да и в дорогу. А ты, Марьюшка, вещи пока в дорогу собери: еды возьми, одежду какую.
Марьюшка: Да не надо мне ничего. Ваня. Леденец у меня есть, да и платье еще крепкое. Сойдет.
Ванюша: Ну, смотри сама.

Марьюшка и Ванюша уходят.
Петрушка: И отправились они в путь – дорогу.

Бабка: Как же там наша Марьюшка? Где же там наша доченька?
Дед: Ничего, ничего. Потерпи, старуха. Авось и будет толк с нашей Марьюшки. Иван – парень, видно, умный да работящий. Он плохому не научит. Давай-ка старуха, спать – почивать. Утро вечера мудренее.

Затемнение.
По дороге идут Ванюша и Марьюшка.
Марьюшка: Вань, я есть хочу. Я пить хочу. Вань, ты что, не слышишь.
Ванюша: Потерпи немножко. Деревня близко. На постой попросимся. Люди добрые и напоют и накормят. А мы им какой работой поможем.
Марьюшка: Ой, Вань. Смотри, яблонька растет. А какие на ней яблочки наливные. Вань, а ты нарви мне яблок.
Ванюша: Руки у тебя есть, сама и нарви.
Марьюшка: (Пытается достать яблоки, но они висят высоко) Ах так, ну я вас сейчас. (Начинает что-то искать)
Ванюша: Марьюшка, ты что-то потеряла?
Марьюшка: Сейчас-сейчас. (кричит радостно) Нашла, Ваня, нашла!
Ванюша: Да что нашла-то?
Марьюшка: Как что? Палку! Не видишь? Ну, я им сейчас задам!
Стала бить палкой по яблоне. С ветки посыпались яблоки прямо ей на голову.
Ой, Ванюша, ой, помоги.
Ванюша: Ох. Маша, Маша. Вот видишь, что получилось. Никакое дело нельзя со злом делать. По-хорошему надо. Подойти, попросить. Вот попросила бы, яблонька бы тебе веточки и нагнула. Чего стоишь, собирай теперь свои яблоки.
Марьюшка: Да ну их. Не стану я их собирать. И вообще, надоело мне, Ванюша, по свету плутать. Лень мне, не пойду дальше. Один иди, а я здесь останусь.
Ванюша: Э, нет. Так дело не пойдет. Я же твоим родителям обещал, как же я свое обещание нарушу?
Марьюшка: А мне какое дело? Ты обещал, ты и думай как. А я лягу вот тут под яблонькой и никуда не пойду. Ноженьки устали, рученьки устали, головушка болит. И ботиночки-то все постерлись. И платье-то все прохудилось
 (Легла Марьюшка под яблоньку и тут же уснула)

Петрушка: А Ваня-то наш умный был, много сказок на свете белом перевидел, знает, как лень можно из человека выгнать. Видит он, что ничего у него не получается, и решил он Марьюшку проучить немного.

Ванюша: Марьюшка, а ведь нас с тобой матушка моя заждалась, пирогов напекла, стол накрыла, молочка парного налила.
Марьюшка: (Быстро подскочила) Так чего же ты раньше молчал? Пошли скорее.
Ванюша: Так как же ты пойдешь? У тебя ведь: ноженьки устали, рученьки устали, головушка болит. И ботиночки-то все постерлись. И платье-то все прохудилось.
Марьюшка: (Бодро) Ничего, Ваня, как-нибудь дойду.
Ванюша: Нет, Марьюшка, не гоже тебе на глаза моей матушке в таком неприглядном виде показаться. Да ты и нечесаная, и неумытая.
Марьюшка: Да сойдет и так, Ваня!
Ванюша: Нет, Марьюшка, не сойдет. Давай так, ты пока под яблонькой отдохни, а я до деревни схожу, прикуплю тебе платье новые, сапожки лаковые, да гребешок костяной.
Марьюшка: Только ты, Ваня, мигом. Одна нога здесь, другая там. Пирожков уж больно хочется.
Ванюша: Не скучай, Марьюшка, я быстро.
Ванюша уходит.
Петрушка: А на самом-то деле Ванюша никуда не ушел. Спрятался он за дерево, прутик тоненький сорвал да за Марьюшкой наблюдает.
Пение птиц.
Марьюшка: А вы что тут расчирикались? Не видите, я отдыхаю. Мне сил надо набираться, а вы мне мешаете. Вот приду к матушке Ванюшиной, мно-о-ого пирогов съем. Столько! Нет, вот столько! Нет, еще больше. И молока выпью мно-о-ого! Столько! Нет, вот столько! Нет, еще больше. А чего это я в старом платье-то еще сижу? (Снимает его, остается в одной рубашке) Надо порвать его да выбросить. И обутки старые тоже выбросить надо. (Выбрасывает и обувь) Чего это Вани так долго нет. Уж не заплутал ли? Может, покричать? Ваня! Ванюша!
Ванюша: Здесь я, Марьюшка, здесь. А где же платье твое? И ботиночки?
Марьюшка: Не нужно мне, Ваня, это рванье.  Подавай обновки, Ваня.
Ванюша: Вот беда-то. Лавка в деревне закрыта. Как же ты теперь без платья пойдешь? Я вот что придумал, посажу я тебя в мешок, отнесу до деревни и ocтaвлю поблизости в тенечке. А сам к матушке схожу да платье тебе возьму.
Марьюшка: Я на все согласна, Ванюша. Только неси поскорей, уж больно пирогов хочется.

Петрушка: Залезла Марьюшка в мешок, взвалил Ваня мешок на плечи и понес его. А прутик-то свой не забыл, с собой прихватил.

Ванюша: Ox, Марьюшка, догоняет нас кто-то с вот такой дубинкой. И сердит больно, как бы не прицепился к нам.

Петрушка: А дорога пустым-пуста. Нет никого. Специально выдумал все это Ваня, чтобы Марьюшку проучить.

Марьюшка (из мешка): Ой-ой-ой, Ванюша, шагай быстрей. Видать, это разбойник.
Петрушка: А Ванюша затопал ногами и, изменив голос, говорит, будто запыхавшись. И сам же себе отвечает.

Ванюша:
- Здорово, хозяин!
- Добрый день!
- Что в мешке?
- Да сено несу, коровушке накосил.
- Врешь, брат! Это у тебя та самая лентяйка, что пальцем о палец не ударит.
- Нет!
- А я думаю, что она. Я и палку срезал на тот случай, чтоб знала в другой раз, как работать надо.
Петрушка: Размахнулся Ваня и принялся прутиком охаживать мешок. А Марьюшка внутри скрючилась и молчит, бедная. Похлестал он ее прутиком немножко, а потом говорит:
Ванюша:  Ну, брат, прощай! И твое счастье, что это не она. 
Петрушка: И, чтоб совсем заморочить Марьюшку, Ванюша топнул по земле и вскрикнул так, словно и ему попало:
Ванюша: Ой, не бей меня, я не виноват!
- Виноват, виноват! Зачем ты ведешь к нам в деревню эту бездельницу? Какой пример она нашим девушкам покажет?  А теперь прощай. Да смотри у меня!
Марьюшка: (Из мешка) Ваня, ушел ли разбойник?
Ванюша: Ушел. И мне досталось. (Сам посмеивается) А ты чего же молчала? Или не больно было?
Марьюшка: Больно, Ванюша, как не больно? Палка-то знаешь, какая толстая была. А молчала, чтобы хуже не вышло.
Ванюша: (Развязал мешок)  Ты побудь здесь, а я схожу до матушки, платье у нее возьму, приодену тебя, да вместе и пойдем.
Марьюшка: Ну, нет, Ваня, я с тобой пойду. Вот мешком прикроюсь и пойду.

Петрушка: Идет Ванюша с Марьюшкой по деревне, а народ хохочет.
Голоса:
- Что это, Ванюша, за пугало с тобой?
- Ваня, ты где эту замарашку нашел?
- А грязная!
- А страшная!

Петрушка: Молчал Ванюша, грубым словом никому не ответил. И марьюшка молчала. Ей впервые за всю свою непутевую жизнь стыдно стало. А Иван к матушке Марьюшку привел. Ни от какой работы Марьюшка не отказывалась, все делала, чему Ваня с матушкой учили: и посуду мыла, и обед готовила, и в горнице прибиралась.

Изба деда с бабкой.

Бабка: Как же там наша Марьюшка? Где же там наша доченька?
Дед: Ничего, ничего. Потерпи, старуха. Авось и будет толк с нашей Марьюшки. Иван – парень, видно, умный да работящий. Он плохому не научит. Давай-ка старуха, спать – почивать. Утро вечера мудренее.
Бабка: Дед, вроде стучит кто?
Дед: Да нет, тебе показалось.
Бабка: Говорю ведь, стучит кто-то. Пойди посмотри.
Голос деда: Девица тут какая-то.
Голос Машеньки: Не узнал меня, папенька? Это же я, Марьюшка, дочка ваша.
Дед: Бабка: Иди скорей, Марьюшка наша вернулась!
Голос бабки: Доченька, красавица ты наша. Как же мы по тебе соскучились. Дед, чего стоишь? Беги скорее гостей созывай, праздновать будем.

Входят Марьюшка и Ванюша.
Марьюшка: Ну вот, Ванюша, мы и дома. А матушка с батюшкой-то как переполошились. И не узнали меня даже.
Ванюша: Я и сам тебя не узнаю. Какая ты у меня хорошая да пригожая. Мы, Марьюшка, с тобой теперь неразлучны вовек будем.
Марьюшка: И всем станем во всем помогать.

Петрушка: Тут и сказке конец. И помните:  лень человека портит, а труд красит.

КОНЕЦ

Примечание автора: в кукольном театре сказку могут играть два актера.


Рецензии