В 1762 г. две первые партии ссыльных

Территория современного Боготольского района начала активно заселяться русскими со второй половины 18 в. в связи с окончательным устройством Московско-Сибирского тракта. Станец Боготольский (ныне с. Боготол) был учрежден в середине 18 в. в связи с устройством дороги на Колывано-Воскресенские заводы. Сибирские власти осуществляли заселение Ачинского участка тракта и притрактовой полосы различными группами населения, в основном, путем принудительного перевода, т. к. число вольных переселенцев было недостаточным. Возникшие здесь станции, станцы и деревни заселялись выходцами из соседних уездов и, в частности, из ближайших присудов Енисейского уезда.

В 1762 г. две первые партии ссыльных поселыциков из Чернолуцкой слободы были размещены в станце Боготольском и в новоучрежденном станце у Красной речки (ныне станция Краснореченская). В конце 60-х — начале 70-х гг. по зимовьям у р.Косульки, Черной речки, а также на ст.Боготольской и Ачинской поселили 6 партий ссыльных. В конце 1776 г. большую партию поселыциков разместили у р. Б-Косулька. Так возникла деревня Большая Косульская.

ПОВТОРЯЮСЬ!

В 1762 г. две первые партии ссыльных посельщиков из Чернолуцкой слободы были размещены в станце Боготольском и в новоучрежденном станце у Красной речки (ныне ст. Краснореченская). В конце 60-х - начале 70-х гг. по зимовьям у р. Косульки, Черной речки, а также на ст. Боготольской и Ачинской поселили 6 партий ссыльных. В конце 1776 г. большую партию посельщиков разместили у р. Б. Косулька. Так возникла деревня Большая Косульская. В общей сложности во второй половине 18 в. на ст. Боготольской было размещено 459 чел., на ст. Краснореченской - 362. Хозяйственная деятельность, быт и личная жизнь переселенцев находились под жестким контролем местных управителей. Переведенцам и посельщикам предоставлялись податные льготы, выдавалась ссуда. По истечении трех льготных лет их обязывали нести подушные подати, записывали либо в государственные крестьяне, либо в посадские. В 1782 г. в с. Боготол числилось 2009 жителей, оно являлось волостным центром.

В общей сложности во второй половине 18 в. на ст.Боготольской было размещено 459 чел., на ст.Краснореченской — 362. Хозяйственная деятельность, быт и личная жизнь переселенцев находились под жестким контролем местных управителей. Переведенцам и поселыцикам предоставлялись податные льготы, выдавалась ссуда. По истечении трех льготных лет их обязывали нести подушные подати, записывали либо в государственные крестьяне, либо в посадские. В 1782 г. в с.Боготол числилось 2009 жителей, оно являлось волостным центром.

Город Боготол — центр Боготольского р-на — расположен на Транссибирской железнодорожной магистрали в 252 км к западу от Красноярска. Основан в 1893 г. как железнодорожная станция с крупными железнодорожными мастерскими. Первыми заселыциками возникшего пос.Боготол были крестьяне из с.Боготол: Г. Курносов, Е. Пестеров, Е. и 3. Запольские.

В 1911 г. пос.Боготол был преобразован в заштатный город бывшего Мариинского уезда Томской губернии, в 1925 г. включен как районный центр в состав Ачинского округа. Численность его населения: 1902 г. — 1900 чел., 1911 г.— 5939 чел., 1917 г. — 6659 чел., 1926 г. —8346 чел., 1928 г.— 8681 чел., 1967 г. — 29 тыс. чел. В настоящее время население Боготола составляет 21 тыс. чел.

Активная застройка территории Боготольского района Красноярского края началась в самом начале XX века, в связи со строительством железной дороги. После перерыва на период гражданской войны застройка продолжалась вплоть до 70-х годов XX века. Основным видом хозяйственной деятельности на территории района является сельское хозяйство и добыча леса. В административном центре Боготольского района — г.Боготол действует вагоноремонтный завод, построенный в 70-х годах и завод слесарно-монтажного инструмента.


Рецензии