90-11. О пороках. Холуйство

     Противный порок, но настолько распространённый, что становится неловко за «подобие Божие», унижающее себя таким пошлым способом.  «Мой муж, быть может, честный, хороший человек, но  ведь он лакей!» - так героиня чеховской «Дамы с собачкой» характеризует своего благоверного – одним словом, очень показательным.  И после, уже авторский текст: «И в самом деле, в его длинной фигуре, в бакенах,  в  небольшой  лысине  было что-то лакейски-скромное, улыбался он сладко, и в  петлице  у  него блестел какой-то ученый значок, точно лакейский номер».  В фильме по этой повести Баталов подчёркивает качество своего персонажа, противоположное холуйству – достоинство (ему несложно было, скорей всего, – я не помню роли в его исполнении, где он это качество не демонстрировал).

     Есть, наверное, типы, которым такое поведение доставляет удовольствие (разновидность мазохизма, очевидно – радость от унижения), но этот случай явно тянет на психическое отклонение. Как правило, холуйствующие субъекты в здравом рассудке и твёрдой памяти никакого удовольствия от самоунижения не испытывают, а идут на него исключительно из меркантильных интересов.

     Очень способствует холуйству система подчинения, которая имеется практически везде и которая особенно сильна в армии и других «силовых» ведомствах. Конечно, можно подчиняться и в то же время сохранять уважение к себе - в конце концов, не ты всё это придумал. Ну а если кому-то очень хочется что-то получить в обход, «задобрить» начальника, сделать ему «приятное» (помните известное изречение – «ничто не ценится так дорого…» - только в данном случае это не вежливость, а «лизание»)?… И вот грань, за которой начинается явное холуйство, уже далеко позади, а «искатель выгод» уже и не человек вроде, а некое ползающее подобие его. Стоит оно того? Тут каждый выбирает сам.

     Пример коллективного холуйства – это что-то типа «молчания ягнят», когда явная несправедливость по отношению к кому-либо не находит у «коллектива», в который этот  «кто-то» входит, никакого противодействия. Здесь не равнодушие, а именно лакейство, нежелание сделать что-то неугодное начальству. Маршал Жуков вспоминал, что после отставки многие бывшие его друзья и знакомые, увидев его, быстро переходили на другую сторону улицы, только чтобы не встречаться с опальным полководцем. Так делает большинство, а значит – и это в природе человека? Печально…

     Приведём в заключение цитату (как раз по нашей теме) из письма А.П.Чехова издателю А.Ф.Суворину от 1889 года:  «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая». Это - чувство внутренней свободы, которое дорогого стоит. Дай Бог его каждому испытать.      


Рецензии