18. Капкан. Золотое сечение. Пятая книга о пропорц

«…Never allow yourself to be made a victim.
Accept no one's definition of your life, but define yourself»


      Мы живем в мире дефиниций. То есть, логических процедур придания строго фиксированного смысла терминам языка. Но, вряд ли кто ответит, какие процедуры, и какой смысл зафиксированы в столь часто употребляемом слове (на всех языках мира), как «случайность»? Я, например, знаю только одну дефиницию случайности. Это приписывают Марксу: «Случайность есть осознанная необходимость». Никогда не понимал, что это значит! Но, будучи четырехлетним ребенком, впервые понял, как ужасна эта случайность! Возможно, поэтому никогда в нее не верил… .Я буду весьма признателен, если кто-нибудь укажет мне на автора, который на обыденном или философском языках объяснит мне, что такое случайность? В моей жизни «случайность» это всегда что-то, что никак не вписывается в ситуацию, в которой оно совершалось. Сразу избавлюсь от хульной мысли: а русское слово «случаться» имеет связь со словом случайность? Я допускаю равно: имеет, и не имеет! Но, вот случайности для меня не существует с четырех лет!..
    …Папа мой потомственный москвич. Но его, почему-то всегда тянуло на Дальний Восток. И до ВОВ и после. В 1949 году мы приехали в Хабаровск. Летный городок был на берегу Амура. Недалеко от лесопилки. С Уссури сплавляли лес. От берега бревна, как громадный плот, тянулись на два километра – почти во всю ширину реки. Никто незакрепленные бревна не охранял. И мы, мальчишки и девчонки, бегали по мокрым, скользким, крутящимся под ногами, бревнам. И ничего не случалось! Но однажды, бревна в двух шагах от меня, прыгающего по ним, моего друга Вити Коробова разошлись. И он исчез под водой, бревна тут же сомкнулись… . Набежали мужики с шестами… Что толку? Труп Вити нашли только через месяц, когда все бревна разрезали на доски. Он зацепился за корягу. Все, кто был в городке, сбежались смотреть на разложившийся труп. Подбежал к «Вити» и я! Вот тогда-то, наверно, родился во мне философ! Конечно, я был в аффекте. В этот же день у меня температура поднялась до 40 градусов. Периодически я терял сознание. Приходя в сознание, я цеплялся за следующие мысли: 1) По бревнам бегали около 10 мальчишек и 5 девчонок, в том числе я; почему же бревна разошлись только под ногами Вити? 2) Почему смерть такая отвратительная? Все мертвые такие же страшные, как Витя? На первый вопрос бабушка моя  ответила так: «Это чистая случайность, что только под Витей бревна разошлись! Вы все могли уйти под бревна!» На второй вопрос бабушка сказала так: «Смерть никак не выглядит! Витя долго плавал под водой, поэтому так страшно его тело выглядит!..» Поправившись, я решил: 1) Случайности нет, коль она никого не коснулась из нас. Витя утонул, потому что ступил на скользкое бревно. 2) Смерти нет, есть трупы. Они бывают разные… .
      Теперь, имя огромный опыт врача и перечитав всех философов, я убежден: 1) Случайность – капкан, какой мы сами себе ставим. 2) Смерть – это наши фантазии в отношении пустой дефиниции «случайность»… .
     Наверное, несколько тысяч книг написано в отношении ДТП. И профессионалами, и дилетантами. Не счесть гипотез о ДТП! Есть, и психиатрические, и физиологические, и ;даже  такие гипотезы, которые хорошо вписываются в «теорию» виктимологии. Из всех гипотез ДТП я, как судебно-медицинский эксперт, хорошо знаю только «бампер перелом!» На моих глазах несколько раз сбивали машины на смерть прохожих. Несколько раз сталкивались машины с огромным количеством жертв. Сам я дважды был в ДТП. Но одно ДТП я запомнил на всю свою жизнь. Ибо, при всей своей ужасности, это ДТП имело для меня прямо фантастические последствия. Вот – поле для мистики!
       Был день моего рождения. Мы только, что получили от ЦГ МВД СССР элитную квартиру. В нашем доме жили лишь дети партийных и советских, далеко не рядовых, деятелей.  Я получил квартиру, как главный психиатр МВД СССР, и то по «блату»! Правда, пришлось предыдущую кооперативную квартиру подарить  Фонду Мира. … Прожили мы в этой квартире мало. Люда, моя первая жена, начала встречать меня с работы и провожать на работу с одними и теми же причитаниями: «Женя! Мы с тобой доживаем…»  И вскоре появилась Марина. Люда улетела на Юг, и мой день рождения мы справляли с Мариной вдвоем. Поздно вечером я пошел ее провожать. В противном случае, если бы она осталась у меня ночевать, ее папа, полковник МВД, меня бы пристрелил. Я посадил Марину в такси и пошел домой. И вот тут на моих глазах, мотоцикл с мальчишкой и девчонкой лоб в лоб врезался в военный грузовик, который вел тоже пацан! Девушка погибла сразу – разбился череп об асфальт. А парень, с полуразрушенным черепом пытался ползти. Прополз несколько метров и умер! Все на моих глазах, в нескольких метрах от меня!.. ГАИ, ВАИ, звонок Управляющего делами МВД СССР в машину ВАИ с «просьбой», чтобы я не вмешивался!..
     Вернувшись домой, я все же позвонил дежурному по МВД СССР и доложил, как положено… .Но, меня ни разу ни МВД ни Министерство Обороны «не побеспокоили»… Люда отдыхала, мы с Мариной встречались каждый день. А когда Коля Караченцов пригласил меня на «Юнону и Авось», то мы с Мариной смотрели спектакль, как будто он про нас. И твердо решили пожениться. Марина была на четверть века моложе меня. Люда вернулась с отдыха, и я ушел из элитной квартиры навсегда…. И где тут случайность? И где тут судьба?..
      Когда я работал судебно-медицинским экспертом в Николаевске-на-Амуре, в моей практике был такой «случай» Муж в одних домашних советских трусах, стоя на табуретке, менял лампочку в люстре. Он был не высок, и поэтому стоял на цыпочках. Жена вышла из кухни, где готовила ужин, и первое, что она увидела, его яйца, болтающиеся в широких трусах. Она подошла и пощекотала  его яйца. Он потерял равновесие, упал и, ударившись затылком об пол, мгновенно умер… .Ему не было и тридцати лет. Жене было 25 лет. Два года, как поженились. Детей еще не было… . Два трупа за три года я вскрыл, подавившихся куриной косточкой. Шестидесятилетний мужчина со вставными челюстями и двенадцатилетняя девочка. У мужчины выскочила нижняя челюсть, когда он обгладывал косточку, а девочка с кусочком курицы во рту, стала отвечать маме на вопрос, приготовила ли она домашние задания… .
      У меня огромная «коллекция» смертей по «чистой случайности»! Но, даже, если бы я попытался упорядочить в какие-то таблицы смерти по случаю, например, вместо водки выпил тормозную жидкость, или, рыбача с высокого берега, вытаскивая рыбину, пойманную на блесну, встал на камень, и свалился, раздробив себе голову. Несколько десятков кровельщиков, проработавших от 10 до 25 лет, упали с крыши. Мастера спорта по плаванию тонули в тихой воде, молодые, здоровые без всяких судорог! Гена Шевелев, великолепный врач, один из моих лучших друзей, организовал первую СП в Химках для пострадавших как раз в ДТП с повреждением черепа. Бегание по инстанциям, выбор помещения, подбор медицинского персонала, естественно напряжение огромное. Но, Гена был из мужиков, по которому каток асфальтный пройдет, а Гена и не заметит! Кремень! Завтра должны были открыть СП. Он пришел домой, радостный, счастливый. Начал ужинать и почувствовал боль в желудке. Боль усиливалась. Он заставил жену сварить кисель, и успел только сказать: «Завтра нужно зайти к Жене – ко мне – проверить желудок! От этой сухомятки не нажил ли язву!» Сказал, упал и умер. Он «забыл», что спазм коронарных сосудов часто протекает с болью не в сердце, а в желудке! Одна таблетка нитроглицерина спасла бы его. Жена его Люда – фармаколог со стажем! На вскрытии – никакой патологии! Усталость у сорокапятилетнего мужчины часто вызывает спазм коронарных сосудов. В этих случаях нитроглицерин (который был дома у Шевелевых) – незаменимое лекарство! Случайность? Ни муж, ни жена - два профессионала, не разобрались в ситуации… .Или опять судьба? Вот еще случай. В час пик скопление народа на электричку в метро. Электричка подошла. Народ попер в двери, одного мужчину столкнули на рельсы. Никто не обратил на него внимания, даже на его крик. Двери закрылись и поезд тронулся… .
      Нет, упорядочить все «случаи» случайных смертей - просто невозможно. Ну, кто поверит, что мужчина, поторапливаемый женой – опаздывали в театр, надевая галстук, себя им задушил? А сколько охотников и военных стреляли в себя, собираясь чистить оружие? Не счесть! Один охотник точил нож, сидя на табуретке и раскачивался на двух ножках. Сын его окликнул, Он повернулся и упал. Нож прошел через всю его шею… .
     Я никогда и не попытаюсь как-то разобраться со «случайностью». Я в нее не верю! Но, не будучи мистиком, я убежден, что «случай» - это сумма, результат некой цепочки событий, которые мы переживаем… . А, вернее, капкан, который мы себе ставим, когда приходит наше время! В «случайной» смерти (мне смешно от такого словосочетания!) виноватых нет! Как нет никакой вины, в том, что мне не хватает денег, чтобы купить крутую тачку! А… Шумахер? Случайность?..
      


Рецензии