Рыбалка на Луге

Днем в субботу Виктору Петровичу позвонил старый знакомый Михаил Иванович или попросту Миша и попросил о встрече с ним. Причины своей просьбы по телефону он объяснять не стал, и они договорились встретиться через час около кинотеатра «Дружба» на Московском проспекте.
Виктор Петрович положил трубку и задумался. Знакомство с Михаилом началось со спортивной волейбольной секции, куда школьника Витю привела его мама. Отношения с Мишкой были хорошие, как и с остальными членами команды, но и дружбы особой не было. Жили они в разных районах.
После окончания школы они, конечно, расстались, но неожиданно встретились первого сентября в Технологическом институте, куда оба успешно поступили летом. Только Виктор поступил на экономический факультет, а Михаил решил изучать модную в те времена кибернетику и системы управления.
Волейбольное детство не пропало даром, и оба они уже осенью были включены в сборную института, где добывали кубки для любимой Альма Матер до самого выпуска. Михаил остался в аспирантуре, потом работал на кафедре, затем ушел в какой-то закрытый НИИ.
Встречались не часто, время от времени, и никогда по серьезной надобности. Последний раз он видел его около года назад. Отмечали двадцатилетие выпуска.  Красавец мужчина, ни фразы без юмора, ни живота, ни седой волосинки на голове. Жизнь была устроена, дети подросли. Что такое могло произойти, если Мишка просил о встрече таким упавшим голосом – вот о чем задумался Виктор Петрович.
 Высокую фигуру Михаила он увидел издалека, но сразу не признал. Очень отличался от красавца-спортсмена этот сгорбленный человек с бледным изможденным лицом. Но он протянул руку:
– Здорово, Витя.
Глаза и голос были Мишкины!
– Здравствуй … Миша.
Виктор держал слабенькую руку, против которой в своё время не держался ни один блок над волейбольной сеткой.
– Ну что, кажется, не узнаешь? Пойдем, посидим, всё расскажу. Да не бойся, болезнь не заразная, – тихо произнёс Миша.
Зашли тут же рядом в детское кафе-мороженое, сели в уголке, попросили пломбир. После этого Михаил начал рассказывать:
 – Знаешь, Витя, почему я позвонил тебе? Мне нужно с кем-то посоветоваться. Мы с тобой вместе с незапамятных времен. Парень ты не любопытный до чужих дел и не болтливый. И у тебя есть возможность помочь мне, если захочешь. Я не уверен, что этот случай связан с моей работой, хотя кто знает. Я тебе всё расскажу, как было. Я пережил страх смерти, поэтому ничего не боюсь. Но всё по порядку.
Ты знаешь, что я работаю или работал, не знаю, как и сказать, в НИИ. Занимаемся мы по заказу военных разными необъяснимыми явлениями и феноменами типа передвижение предметов взглядом, видение через стену, неопознанные летающие объекты, передача мыслей на расстояние и тому подобное. Там работает много интересных людей. Кстати, позвал меня туда Поляков. Помнишь, он у нас в институте физику преподавал. Я не знаю, его ли была мысль или не его, когда он говорил, что одним из свойств вакуума является  то, что вакуум не сжимаем. Нас это тогда забавляло. Но это так, к слову. Все наши исследования очень секретны. Нам запрещено интересоваться работами  других отделов, а тем более рассказывать что-то на стороне. Кстати, ты обратил внимание, в наших газетах ни о чем подобном не пишут. Это у них там появляются летающие тарелки, а у нас их нет. И у нас они есть, только у нас есть еще соответствующие распоряжения по всем ведомствам, а особенно по авиации, если увидел что-то необычное, доложить  установленным порядком и быстренько забыть. Я был заместителем начальника отдела, он занимался, как это сказать, проблемой передачи мыслей на расстояние. Нет, это совсем не то, чтобы угадывать игральные карты, сидя в подводной лодке. Хотя этим  в институте тоже занимались, но не мы. Видишь ли,  в природе есть общеизвестные, но необъясненные факты. Пример. Человек видит своего умирающего родственника во сне и слышит его последнюю просьбу, и потом это всё наяву подтверждается. Одна и та же мысль приходит двум людям одновременно. Иногда люди чувствуют на себе взгляд другого человека. Животные и человек иногда чувствуют приближение опасности. Такого много! Это связь в настоящем, текущем времени или связь с прошедшими событиями. Но есть и примеры, когда люди описывали точно в деталях события, которые только произойдут. А массовые попытки, иногда успешные, предсказать будущее через всяких шаманов и духов с помощью различных предметов существуют в течение тысячелетий у всех народов. Это что, связь с будущим? Как это происходит, непонятно, но то, что между объектами существуют связь, то есть один объект посылает сигнал, а другой его принимает, несомненно. Примеры это доказывают. Вот исследованием этой связи мы и занимались. Конечно, абсолютно подавляющая часть всех рассказов об этих явлениях – это выдумки фантазеров или жуликов, но попадались и реальные факты.  Я работал больше по технической части. Разыскивали феноменов, наиболее чувствительных  людей, с которыми что-то подобное происходило, и проводили опыты. Замеряли все биотоки организма, снимали энцефалограммы, фиксировали электромагнитное излучение во всех диапазонах, в каких позволяла наша аппаратура. Все сигналы пробовали передавать напрямую, или сперва  записывали и передавали в записи, или в комбинации, или все вместе, или каждый по отдельности или еще куча вариантов. Так как феноменов было мало, а по условиям секретности много людей для опытов привлекать нельзя, то основную массу записей сигналов организма мы проводили с наших сотрудников, в том числе и с меня. Для передачи и приема этих сигналов мы использовали лабораторную аппаратуру, антенные системы ПВО, антенные системы космической связи в Подмосковье и даже астрономические радиотелескопы здесь в Пулкове и самый большой в Крыму. Кстати, когда мы были в командировке в Крыму, один мужик из астрофизиков  по пьянке рассказал, что в обстановке большой секретности они пытаются установить связь с другими цивилизациями. Прослушивают космос, сами посылают куда-то сигналы, толи на Альфа Центавра, то ли на Бета Альдебарана. Я в этом не соображаю. Наши сигналы с их антенн тоже куда-то уходили, и кто их еще мог принимать кроме нас, неизвестно. Ну вот, Витёк, пока о работе всё. Если что не понятно, спрашивай.
 Михаил ложечкой подцепил комочек мороженого. Виктор Петрович молча пожал плечами.
– Тогда я продолжаю. Где-то через пару дней, как мы отметили двадцатилетие нашего выпуска, я поехал на рыбалку, на Лугу. Может, ты помнишь, в нашей группе учился парень по имени Толик. Мы с ним  сдружились с первого курса, и дружба продолжалась всё это время. По распределению его направили в Кингисепп на комбинат. Толик думал там три года отработать и перебраться в Ленинград. Но через год он женился, получил квартиру, купил машину, словом, так там и остался. Что ему в Ленинграде делать, жить с родителями в коммуналке? Но дружба наша продолжалась. Мы часто ездили друг к другу, особенно я к нему на рыбалку, на Лугу, ближе к устью. Ты знаешь, что там погранзона, рыбалка хорошая, лишних туда не пускают, а Толик, как местный человек, знал все объездные дороги, и мы добирались в самые лучшие места на его машине. В этот раз было всё как обычно. Я взял здесь резиновую лодку в прокате и на автобусе приехал в Кингисепп. Ближе к вечеру мы были на нашем заветном месте. Место глухое, безлюдное, удобное. Там через поле на машине можно подъехать к самому берегу. Встали на якоря: Толик на своей лодке,  я на своей. Клевало хорошо. Когда стало темнеть, выбрались на берег и стали готовиться к ужину и ночевке. Толик чистил рыбу для ухи, а я пошёл к ближайшим кустам за дровами. И тут я увидел Это! Большой темный предмет под облаками двигался по направлению к нам. Я крикнул Толику, и дальше мы наблюдали за происходящим вместе. Предмет этот приближался и снижался и, наконец, приземлился на поле недалеко от берега. Он напоминал дирижабль очень больших размеров. Никаких лучей, огней, искрений не было. Просто огромная темная масса в надвигающихся сумерках. Смотреть было интересно и страшновато. Постояв немного, «дирижабль» начал подниматься и довольно быстро скрылся в облаках. На месте приземления что-то осталось. Больше ничего не происходило.  Немного поколебавшись, мы пошли к тому месту. На зеленой траве стоял черный параллелепипед величиной со шкаф, может, чуть повыше, с гладкими стенками. Ни выступов, ни отверстий не было. Мы обошли его несколько раз, Толик даже постучал по нему ножом. Звук такой же, как постучать по мешку с ватой, хотя стенки твердые. Рядом лежал предмет, величиной и формой напоминавший кирпич, только раза в два тоньше. Еще немного постояв, я взял этот кирпич, и мы пошли к нашим лодкам. Когда мы подошли к самому берегу и хотели спускаться к воде, нас охватил дикий страх. Ужас, паника, называй, как хочешь это жуткое чувство. Хотелось убежать, спрятаться, закопаться, выть от страха.  Толик испытывал то же самое, я видел по его лицу. Никакой опасности в округе не было. Неясный сумрак уже наступившей белой ночи, вода в реке блестит, тишина. Машинально я выпустил кирпич из рук – и тут же страх исчез. Мы смотрели  друг на друга, постепенно приходя в себя и ничего не понимая. Я поднял кирпич. Ничего не произошло. Но стоило нам опять спускаться под берег, страх снова парализовал нас. Я отбросил кирпич, всё пропало. Наверное, существовала какая-то связь между шкафом, кирпичом и нами. Эти объекты не позволяли нам уходить. Любопытство победило. Я опять взял неизвестный предмет в руки, но остался стоять на месте. И тут я увидел картину!.. Шёл футбольный матч на стадионе имени Кирова. Судя по символике стадиона, эта игра происходила в рамках Московской олимпиады, которая недавно была. Кто с кем играл, сказать трудно, но игра точно олимпийская. Я видел стадион как бы со стороны и в то же время видел всю округу, поле, реку. Одно другому не мешало. Толик  никаких картин не видел, но на меня смотрел изумленно. Вид у меня был соответствующий из-за этих видений. Я передал кирпич Толику. У меня изображение исчезло, у него не появилось. Я взял кирпич обратно и снова увидел картины. Стало ясно, что причиной этих эффектов является предмет, похожий на кирпич, и он  контактирует только со мной. Короче, Толик спустился к воде, а я остался на обрыве смотреть это странное кино дальше. Оно состояло из отдельных эпизодов, снятых с большого расстояния, мелких деталей не разглядеть, и связывало их то, что события происходили на территории современного Ленинграда и по времени они уходили от настоящего в прошлое, и все они узнаваемы. Расскажу тебе про некоторые, какие я, можно сказать, как очевидец, наблюдал со стороны. Я видел, как две женщины что-то писали на стене дома на Невском белой краской. Одна стояла на ящике и писала кисточкой, а вторая рядом держала банку с краской. Мимо проходили люди, многие в военной форме, не обращая на женщин внимания. Я видел, как укутанная платком девочка наливала из проруби ковшом воду в бидон, стоящий на саночках. Потом она потащила саночки к подъему на берег. Там были сделаны ступеньки, но все они были во льду от пролитой воды. Девочка попыталась подняться по ступеням, но со средины подъема скатилась вниз и больше не двигалась. К ней подошёл мужчина в шляпе, наклонился, посмотрел и пошел дальше. Девочка осталась лежать. Я видел, как курносый мужчина в ночной рубашке стоял в углу комнаты. Вид у нег был явно испуганный. Слабый свет проникал через открытую дверь. В комнате находилось еще несколько мужчин, одетых по-уличному и со шпагами. Один из одетых размахивал руками и, по-видимому, кричал на того, в углу. Я видел  дом, сделанный изо льда. Кругом толпился народ. Желтый свет факелов вокруг и голубоватый свет, прошедший через лед от светильников из дома, радовали глаз. Я видел, как к берегу причалила лодка. На берегу шло какое-то строительство. Из лодки вылезли люди. Один из них был на голову выше других. Я узнал его. Это был император Петр Первый. Видно, что он рассержен. Он замахнулся палкой на одного из встречающих, и тот, уклоняясь от удара, неловко оступился и упал в воду. Много еще было картин.
В это время в тишине раздался шум мотора, из-за поворота на реке появилась моторная лодка. С лодки заметили шкаф, стоящий в чистом поле. Лодка пристала к берегу. Хотя было темно и далековато, но видно, как  из неё бегом повыскакивали люди в фуражках и с автоматами. Это был наряд пограничников. Они, наверное, тоже  видели летающий объект, и решили выяснить, что произошло. Пограничники почти добежали до шкафа, как от него отделилась как бы светлая волна, которая двигалась не очень быстро. Когда волна накрыла пограничников, те сразу свалились на землю. Потом наступила темнота, и я больше ничего не помню. В себя  я пришел, когда уже светило солнце. Я лежал на траве, рядом злополучный кирпич, шкафа на поле не было. Толик лежал на песке, ноги в воде. Он был без сознания. Я его перетащил в машину. Мы добрались до больницы. Про пограничников я даже не вспомнил. Все вещи остались на реке. За лодку еще пришлось платить в прокате. Толик стал полным инвалидом, лежит без движения. Я провалялся по больницам и госпиталям до нынешнего лета. Диагноз – полное расстройство всех функций организма. Что это такое, непонятно.
 Михаил замолчал. Виктор Петрович тоже молчал. Все перемешалось. Радиотелескопы, Петр Первый, мамы, кормящие детей мороженым за соседним столиком, черный шкаф в ночном поле, машины за окном. Вид, наверное, был растерянный.
– Ну что, перевариваешь? – улыбнулся Миша, – у меня, кроме моего вида, есть материальное подтверждение того события. Смотри!
Михаил расстегнул рубашку и, приложив к груди ложечку, убрал руку, но ложечка не упала. Он взял со стола желтый ребристый пластмассовый стакан с салфетками и приложил рядом. Стакан остался висеть на груди.
– Это началось, когда меня долбануло той белой волной.
– Миша, а что это могло быть? – спросил Виктор Петрович.
– Если бы я сам знал. Хотя времени на раздумья у меня было много. И помощники бы нашлись для разгадывания. Как-то в больнице ко мне пришёл один мужик, и все спрашивал, видел ли я чего-нибудь. Я сказал, что мы рыбачили и ничего не видели. Не станешь же рассказывать, что видел царя Петра, а, во-вторых, что это за мужик, от кого он пришел? Новым доктором представился…
– Так вот, Витя, что я позвонил, – сказал Михаил, снимая предметы с груди, – я хочу сам разобраться во всём этом. Мне надо побывать на том месте. Я уже два раза пытался туда съездить этим летом. Первый раз меня высадили из автобуса пограничники, как человека без пропуска в погранзону. Второй раз я нанял местного таксиста, и мы доехали до поля. Я вышел из машины, но до реки дойти не смог. До того мне стало страшно и отвратно, что забрался я в машину и уехал обратно. Витя, давай завтра на твоей машине съездим туда.
– Да, конечно, о чём разговор. Мне самому интересно.
 Поездка не принесла никаких результатов. Поле, где стоял шкаф, весной было перепахано, и на нём росла картошка. Загадочный кирпич тоже не нашли. Может, его унесло в половодье водой, может, нашел кто, а может, забрали те, кому он принадлежал. Обратно ехали молча.
– Витя, – неожиданно произнес Михаил, – Брежнев скоро уйдет в отставку…
– Конечно, – согласился Виктор Петрович. – Смотри, он уже говорить не может. Сиськи-масиськи…
– Он уйдет осенью, Витя. Я вчера в кафе тебе не всё рассказал. События, которые я наблюдал в видениях, исторически достоверны, и могут быть точно датированы. Я проверял. Они шли от нашего времени в глубь веков. Картина, на которой Петр Первый размахивал палкой на фоне стройки, скорее всего на закладке Петербурга, была последней в том ряду. Но там были и другие картины, которые сейчас невозможно проверить. Я видел, как убирали портрет Брежнева, тот самый с орденами, который теперь  стоит на въезде на Московский проспект. Это происходило осенью, на деревьях не было листьев, и люди ходили тепло одетые. Я видел большие очереди в магазины. Я точно не уверен, но, по-моему, это были винные магазины. Я видел флаг на Смольном. Он был из трех полос, самая верхняя светлая. Я видел улицы, буквально запруженные машинами. Половина из них какие-то иностранные. Потом приехали пограничники и картины закончились.
 Михаил немного помолчал. Виктор Петрович, дивясь услышанному, машинально выдерживал дистанцию до впереди идущей машины.
 – Тут возникает два вопроса. Откуда эти картины и что они означают? – продолжал Михаил. – Предположим, только предположим, что они о событиях, которые будут. В противовес прошедшим. Но как их объяснить? С портретом ещё можно. Ты, Витя, сам знаешь, что портреты таких людей снимают, когда самого человека снимают с должности. Вспомни Хрущева. Как только он ушел с поста Первого секретаря, так сразу все портреты убрали и стали его самого осуждать за волюнтаризм и кукурузу. Вот я и предположил, что Брежнев уйдет осенью. Но как быть с флагом и машинами? Я узнавал, такой флаг был в гражданскую войну у белогвардейцев. Помнишь в кино про неуловимых мстителей. Это что? Белые в городе? Нет у меня объяснений. Но какие-то перемены должны произойти.
 Михаил подергал ремень безопасности. Видно было, что он взволнован. Виктор Петрович вспомнил. На железнодорожной станции, где жила его бабушка, в зале ожидания висел огромный портрет Хрущева. Однажды, на октябрьские праздники, приехав к бабушке, он увидел, что вместо портрета на том месте  висит тоже огромная картина «Девятый вал».
– Так вот, Витя, – произнес Михаил, глядя вперед, – кроме толкования будущего, я пытался понять, объяснить себе, что же всё-таки произошло. Так сказать, физика процесса, и кто, и для чего это устроил. Я все разложил на отдельные факты и начал разбирать по отдельности, вспоминая теории и гипотезы мне известные. Кстати, ты интересуешься последними достижениями науки?
– Очень даже. Выписываю «Науку и жизнь», «Технику молодежи», книжки покупаю.
–  Сначала о летательном аппарате. Его могли создать наше, какое-нибудь закрытое КБ, или специалисты из-за океана, чтобы потихоньку к нам заглядывать. И мы случайно попали под чей-то эксперимент. Но вот демонстрация картинок сюда не вписывается. Насколько я знаю, ни у нас, ни у них еще до такого не додумались. Откуда взялась информация о прошлом?  Можно предположить, а скорее так оно и есть, что все события в мире не исчезают совсем, а оставляют следы в окружающем пространстве на отдельных предметах и во всевозможных полях, в том числе нам еще не известных. По этим следам можно восстановить само событие. Например, по сколу на каменном топоре можно судить о быте наших предков. По свету, пришедшему от далекой звезды, можно судить о процессах, которые происходили в звезде миллионы лет назад. Но обнаружить следы исторических событий в окружающем пространстве, собрать их вместе, а потом неизвестным образом продемонстрировать их мне! Такой аппаратуры на земле точно нет. Теперь о будущем. А существует ли оно вообще? То есть в виде нечто предопределенного, которое обязательно должно произойти. Наш профессор Поляков выдвинул гипотезу параллельных миров. По его теории существует несколько одинаковых миров, но в разном времени. То, что случилось в другом мире и для них является прошлым, то у нас еще не произошло и для нас является будущим. Получив каким-либо образом информацию оттуда, мы как бы заглядываем в это самое будущее. Гипотеза хорошо объясняет всякого рода предсказания. Оттуда же появляются и всякие НЛО. Но мне кажется это слишком заумно, да и доказательств никаких. По-моему, будущего, как чего-то предопределенного для человека вообще не существует, хотя человек активно на него влияет. Давай посмотрим на примерах. Цыганка около вокзала много что тебе напредсказывает и что-нибудь да сбудется. Просто по теории вероятности. Синоптик соберет данные о погоде с многих метеостанций и составит прогноз, который тоже сбудется. Но это принципиально другое предсказание, чем у цыганки. Там простое совпадение, а здесь с учетом факторов, влияющих на ситуацию. А так как учтены не все факторы, то и прогноз сбывается не в полной мере. Человек сам является фактором, влияющим на ход событий. Например, на зимней рыбалке, сам знаешь, мужики кричат рыбаку: «Не ходи туда, лед тонкий, провалишься». И этот рыбачёк может пойти и провалиться, а может не пойти и остаться сухим. Он сам определяет, а не предписанная судьба. Или, оракул предсказывает полководцу поражение в битве, а полководец решает, начинать битву или нет. Так вот, те картины из будущего, скорее всего прогнозируемое развитие ситуации в Ленинграде. Но чтобы составить такой прогноз, я даже представить себе не могу, сколько нужно собрать данных и как их обработать. Еще один факт. Картины видел только я, а Толик их не видел. Помнишь, я вчера говорил про астрофизика в Крыму. Так он проговорился, что какие-то сигналы они приняли и пытаются расшифровать, значит во Вселенной кто-то есть кроме нас. И тогда я объединил всё в одну кучу. Витя, это был контакт с другой цивилизацией. Не земной. Сразу  объясняются факты. Летательный аппарат  привозит контактное устройство в виде шкафа и кирпича, передача изображений, выполнить которую существующими сегодня на земле средствами невозможно, удар волной в виде защиты от пограничников, под который попали и мы. Они сами вышли со мной на связь.
– Миша, а почему с тобой, ты какой-то особенный? – спросил Виктор Петрович.
– И на это есть ответ. Помнишь, я говорил, что мы передавали сигналы, содержащие всевозможные человеческие параметры, в том числе и мои с разных антенн. Они приняли эти сигналы и выбрали меня. А потом подобрали место и время, и пошли на контакт со мной. Толик-то ничего не видел. Но это моё предположение. По каким-то критериям в свое время они выбрали Кассандру и спрогнозировали ей будущее Трои. Жаль, что царь Приам не поверил.
– Миша, я читал фантастику. При всем разнообразии полета мысли все авторы сходятся в одном, при контакте цивилизаций ни одна сторона не может нанести ущерб другой. А тут удар волной, твоя болезнь.
– Принцип правильный. Но существует и принцип защиты. Они защищались и, в общем, никого не убили. А сам случай подтверждает принцип прогнозирования, но непредсказуемости будущего.
 Судя по тому, как Михаил быстро и аргументировано отвечал на вопросы, Виктор Петрович понял, что ответы были обдуманы много раз.
– А что это за принцип прогнозирования, но непредсказуемости?
– Формулирую. Будущее можно сколь угодно точно спрогнозировать, но предсказать точно невозможно. Видишь ли, я говорил, что человек сам является фактором, влияющим на ход событий. Мы с абсолютной точностью заранее можем сказать через какое время камень, отпущенный с балкона, упадет на землю, а не на крышу, или ракета попадет на Луну. Тут законы физики. Но невозможно такое сказать про рыбака, пойдет он на тонкий лед или нет. На какую дорогу свернет витязь на распутье у камня с предупреждениями? Можно только предположить или спрогнозировать. Вот и те, с дирижабля, такой частный случай, как появление пограничников предвидеть не смогли.
– Миша, а почему они сами тебе не показались? Какие-то шкаф, кирпич, дирижабль…
– Мне кажется, что для первого контакта нужно представляться в виде форм, привычных  другой стороне. Вот они и выбрали такую.
– Ну, а для чего они это делали?
– Могу только предположить. Может, просто хотели установить контакт. Ведь впервые с ними вышли на связь с помощью технических средств, а не шаманского бубна и заклинаний, хотя неизвестно, что до них доходчивей. Может, предупредить хотели о чем-то да не успели. Смотри, как логически точно сделано. Сначала показали историю, чтобы проверили и поверили, а потом будущее. Эх, проверить бы мои рассуждения как-нибудь.
 За разговорами дорога пролетела незаметно. На въезде в город с площади Победы их встречал серьезный Брежнев с двумя рядами звезд Героя на груди.
 Осенью, после Октябрьских праздников Михаил с семьей уезжал из Ленинграда, а Виктор Петрович отвозил их на вокзал. Врачи настоятельно потребовали сменить климат, и Михаил сменял ленинградскую квартиру на Ялту. Попрощались дежурными словами, о контактах с инопланетянами не вспоминали.
Приехав, домой, Виктор Петрович услышал по телевизору потрясающую новость. Десятого ноября умер Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. А вскоре исчез и его портрет, стоявший на въезде в Ленинград с площади Победы.


Рецензии