Новые ученые короля

Жил-был в наше время король. Культурный был король и грамотный. Окончил два университета и три академии. Когда выезжал на охоту или прогулку по своему королевству, всегда общался со своими подданными: кому руку пожмет, кого о жизни расспросит. В одежде был скромен: имел один военный мундир для парадов, один строгий костюм с галстуком для встречи иностранных послов и для  заседания в государственном совете. 
Днём король занимался государственными делами, а вечером смотрел телевизор. В новостях показывали катастрофы. На земле свирепствовали бури, ураганы, засухи, наводнения. Всё это очень расстраивало короля, он долго не мог уснуть.

Однажды старый министр двора решил попросить хозяина телекомпании, чтобы тот такие страхи на ночь не показывал. Хозяин возмутился, напомнил про свободу слова и постоянно вставлял в разговор непонятное иностранное слово рейтинг. Министр не смог возразить и ушёл ни с чем.
Потом показывали ученых. Одни объясняли катастрофы глобальным потеплением, другие, наоборот, глобальным похолоданием, а некоторые ученые говорили даже о падении на землю небесных камней.
После ученых в телевизоре выступали экстрасенсы, ясновидящие и контактёры с зелеными человечками. Те рассказывали про выход черной и белой энергии, летающие тарелки.
Эти рассуждения огорчали короля не меньше, чем сами катастрофы. Король любил чёткость и порядок, а вместо этого приходилось слушать какие-то мнения не компетентных людей.

Придворный министр попросил придворных ученых узнать, так ли всё ухудшается в мире, как показывают по телевизору. Ученные в архивах обнаружили, что и раньше подобное случалось. Древние папирусы сообщали, что фараон египетский кормил народ свой хлебом после неурожая и даже китайский император строил плотины – для защиты своих подданных от наводнений. Только раньше это по телевизору не показывали – не было его. Короче, придворные ученые тоже не могли сказать королю ничего утешительного.

Город, в котором жил король, был большой и бойкий. Что ни день –  приезжали чужестранные гости. А как-то раз заехали двое обманщиков. Первым делом они узнали все городские новости (ведь если не знать, как живут люди, какие у них заботы – как же их можно обмануть?)
Особенно жуликов заинтересовал рассказ, что короля волнуют мировые катаклизмы, он хочет узнать причины их. Они тут же направились во дворец.
Там, сказавшись академиками из далекой страны, рассказали королю:  они ученые всяческих наук, им известны причины мировых катаклизмов. Но, чтобы сделать окончательное заключение, им нужны еще небольшие дополнительные исследования.
 
Король выслушал обманщиков с интересом и поручил министру оказывать им всяческую помощь. А еще он дал обманщикам много денег, чтобы они немедля приступили к работе.
В тот вечер король уснул вовремя, в девять часов.
Первым делом мошенники попросили построить яхту. Потом потребовали покрасить ее белой краской, а некоторые детали покрыть чистым золотом (чтобы отражать ненужное излучение из космоса, оно мешало работе приборов –  так они объяснили министру свои требования).  Приборы – несколько стеклянных  бутылок, наполовину заполненных водой и заткнутых пробками.
Сначала мошенники поплыли в Гренландию (издавна называется кухней погоды). Вместе с ними в научную экспедицию направились министр двора и несколько придворных ученых (наблюдать за работой академиков и докладывать о результатах королю).
Академики каждый день осматривали бутылки с водой (те, что на палубе, и другие, в трюме). Потом считали, сколько капелек осело на стенках. Всё записывали в толстую книгу. Потом включали компьютер – он тихо шумел и моргал лампочками целый день (к вечеру его выключали).
Всё остальное время академики загорали на солнышке и купались в корабельном бассейне. Иногда они ловили рыбу и варили свежую уху. По вечерам читали разные приключенческие книжки у себя в каютах или раскладывали самый сложный пасьянс на компьютере.
В пятницу академики давали отчёт о результатах наблюдений перед министром и придворными учеными. Показывали, сколько страниц исписали в толстой книге за неделю. Потом на большом мониторе рисовали графики зависимости водности облаков от температуры воздуха, интенсивности размыва берега от высоты волн, солёности воды от фазы Луны и разные другие.
Министр и придворные учёные слушали эти отчеты с двояким чувством: говоримое академиками частично общеизвестно, с другой стороны – совершенно непонятно. Дело в том, что где-то в средине отчета академики обращались к придворным ученым примерно так:
–  Коллеги! Вы, конечно, знаете, что взаимодействие пограничного слоя земной мантии и океанического дна описывается пси-функцией Рубельштейна, поэтому, с целью экономии времени, мы опускаем детали в наших прогнозах возникновения цунами.
Придворные ученые и министр двора никогда не слыхали о  Рубельштейне и его пси-функции. Признаться было стыдно – и слушатели молча кивали головами, не задавая докладчикам вопросов.
В самой Гренландии произошли некоторые изменения. На стенках бутылок с водой, стоящих на палубе, вместо капелек образовывались кристаллы льда. А в отчётах появилась ссылка на кси-функцию Рубельсквелла (проясняла зависимость твердости льда от направления ветра).
После Гренландии взяли курс на Антарктиду – с  остановками  на островах вблизи экватора. Там, под тропическим солнцем, капельки воды на стенках бутылок вообще не появлялись: это полностью согласовывалось с теорией Рубельбурга и описывалось лямбда-функцией.

И вот яхта взяла курс домой.
Экспедицию встречали жители города. Во главе процессии шёл король в строгом костюме с галстуком. На сцену на площади вышли академики и рассказали о своих открытиях. Говорили долго, вставляя много иностранных и научных слов (их мало кто понимал, даже сам король).
Но время от времени король хлопал в ладоши и, поддерживая его, аплодировала публика. Хотя,  если убрать все непонятные термины, рассказ жуликов сводился к очевидному: на земле бывают бури и землетрясения, наводнения и засухи, зимой холодно, а летом жарко.
Но обманщики продолжали и продолжали. Люди устали стоять и хлопать. А один мальчик совсем устал, сказал папе:
– Папа, что тут слушать?! Это и так все знают: зимой холодно и бывает снег, а летом тепло и идёт дождь. А когда дует ветер, на воде образуются волны. Мне бабушка рассказывала – и раньше так было. Папа, пойдем домой!
– Господи Боже, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! –  сказал его отец.
И все стали шепотом передавать друг другу слова ребенка.
– Это всем известно.  Вот ребенок говорит, это и так все знают!
– Это и так все знают! – закричал наконец весь народ.
И королю стало не по себе: ему было обидно за обман от каких-то заезжих жуликов. Он поднял руку, приостанавливая их выступление. Потом сухо сказал: «Спасибо!»
Тут же удалился в карету, чтобы уехать во дворец.
А мир существовал в своей природной первозданности…   


Рецензии