Подарок судьбы

Принято, если вы получили подарок, то должны сделать ответный жест. Например, отправляя в ресторане за соседний столик бутылку шампанского, будьте готовы принять в ответ ящик коньяка. А если преподносите девушке букет цветов, то благодарностью, конечно, будет любовь.
Но как быть, если вы получили дар судьбы? Кому и чем отплачивать? Должником-то чувствовать себя неохота.
Это произошло лет пятнадцать назад. Мы с другом Славой собрались в очередной раз на рыбалку на речку Верхняя Ёрга. Чудная речка, красивые названия мест (Зимний мост, Малиновый мыс), избушки для ночёвки есть, хариус водится крупный. Еды с собой взяли на три дня, а так как время было жаркое, еще и по пачке соли прихватили – чтобы рыбу солить.
Всё это в рюкзак, его  на плечи – и в такой экипировке три дня на ногах и две ночи с комарами в избушках. Отдохнули, как говорят, активно. Правда, рыбы не поймали. Больше всего запомнилось, как мы с огромным удовольствием выкинули с крутого берега так и не пригодившуюся соль.
Путь домой предстоял не близкий. Сначала нужно пройти более десяти километров до деревни Илатовской, а оттуда, если повезёт, на автобусе добраться до станции.
Часа через три ходьбы по дикой жаре, через буреломы и траву по пояс, – вышли к деревне. Кое-как добравшись до крайнего дома, скинули рюкзаки и растянулись на лужайке. От изнеможения даже говорить не хотелось.
И тут случилось такое, чего мы никак не ожидали и такое, что может оценить только уставший мужик. Из дома вышла женщина с бутылкой и стаканом в руках.
– Ну что, сильно устали? – спросила она.
Мы что-то промычали в ответ.
– Выпейте, ребята.
Женщина налила нам по стопке водки. В нашем тогдашнем состоянии это был настоящий подарок судьбы.
К вечеру мы уехали на станцию. В Илатовской я больше никогда не бывал. Кто та женщина, не знаю. Но воспоминания об этом случае остались.
С тех пор много воды утекло в Ёрге. Мой друг Слава получил инвалидность, и мы уже не гоняемся за хариусами по таежным речкам. Недавно ему понадобилось по своим делам в Сыктывкар. Он попросил меня побыть водителем в этой поездке.
Сели в его «Жигуленок» – и поехали. Но погода не для путешествия: прошли дожди. Кто ездил по дороге Котлас – Сыктывкар, знает, о чём я говорю. Проблемы начались сразу после Ильинска, но каким-то чудом мы нигде не застревали.
Друга плохая дорога волновала мало. Примерно через каждые 50-70 километров он оживлялся, прикладываясь к бутылке с водкой. И развлекал, рассказывал мне «случаи из жизни».
Когда до асфальта оставалось всего-то метров двадцать, мы всё-таки «сели». Пришлось просить помочь мужиков, стоявших у дороги. Они охотно откликнулись на просьбу и за «какие-то» двести рублей вытащили нашу машину. Кстати, на практике решая задачу удвоения ВВП: еще год назад такая услуга стоила сто рублей.
В Сыктывкаре мы переночевали и на следующий день отправились домой. А поскольку всю ночь шел дождь, то о поездке через Широкий Прилук не могло быть и речи. Я слыхал, что есть дорога через Лузу и Устюг, но в каком она состоянии – не знал. Выбора у нас не было – мы поехали открывать новые пути.
Примерно в нужном месте свернули с трассы. Дорога пустынна, ветер раскачивал верхушки ёлок, на стекле временами появлялись капли дождя. Впрочем, моему другу было всё равно. Как он добивался невозмутимого расположения духа, описано выше: в руках у него была очередная бутылка.
Наконец мы увидели людей – трое мужиков ремонтировали мостик. Спросили, в нужном ли направлении движемся. Ответили, едем мы правильно, понтонный мост сделан, машины ходят – и мы тоже проедем. Лучше этих слов нечего и ждать. Обрадованный, я залез в машину и обратился к другу:
– Слава, в старину за добрые вести награждали. Может и ты поддержишь традицию, отблагодаришь ребят?
Мой друг молча вышел из машины и заковылял к мужикам. Они стояли на краю дороги, вдали от жилья, посреди леса, отворачиваясь от дождя и холодного ветра – молчали. Когда наша бутылка оказалась в их руках, один произнес: «Во, блин, подарок судьбы».
Вернувшись, Слава совершенно серьезно спросил:
– Илатовскую помнишь? Так вот, будем считать, что с судьбой рассчитались. Поехали!
К вечеру мы были в Котласе.


Рецензии