Честь имею! Часть 65. Потерявши голову...

Оценка расформирования училища государственными и военными деятелями

Глава Республики Северная Осетия — Алания Т. Мамсуров

«Когда-то во Владикавказе находилось 7 военных училищ, курсанты которых принимали самое активное участие в жизни нашей республики.
В течение последних 15 лет наш народ пережил, не побоюсь этого слова, несколько потрясений. Одно из них было связано, по моему убеждению, с совершенно необязательным решением о закрытии зенитно-ракетного и общевойскового военных училищ.
Все это в одночасье разрушили. Об офицерах, которых когда-то готовили во Владикавказе, вспомнили уже позже, когда появился дефицит в кадрах, умеющих воевать и в горных условиях. Такова цена непродуманных действий, которые нанесли, на мой взгляд, ущерб нашей армии. Экономить, дорожить копейкой, конечно, нужно. Но при любых расчетах важно учитывать и духовные факторы».


Герой России генерал-полковник Г. Трошев
«Моя война. Чеченский дневник окопного генерала»

«О горной подготовке — разговор особый. Чего греха таить — как правило, к нам приходят служить юноши, а порой и молодые офицеры, знающие о горах лишь по кинофильмам и популярным бардовским песням. Парадоксально, но незадолго до первой чеченской кампании было расформировано Владикавказское общевойсковое училище — единственное оставшееся после развала СССР, в котором готовили военных специалистов такого профиля. Вот уж действительно, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Мы рассматриваем горную подготовку как серьезный аспект боевой учебы. Специфика нашей учебно-боевой деятельности заключается в том, что полоса ответственности 58-й армии охватывает горные районы Северной Осетии — Алании, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других территорий. Не секрет, что значительная часть контртеррористической операции также проводилась в горных районах Чеченской Республики.
На определенном ее этапе мы столкнулись с серьезными недочетами в этом виде подготовки, особенно в период первой чеченской кампании. Ранее, в Советской армии, эта система была отлажена четко. Однако после развала СССР и в начальном периоде становления новой Российской армии многое было утрачено. В частности, подверглись реформации и сокращению высшие военно-учебные заведения с профильной горной подготовкой. В том числе и традиционная кузница кадров офицеров-«горников» — Владикавказское высшее военное общевойсковое командное училище.

Н.И. Петров в своей статье «Военная реформа: геополитический аспект» писал: «Недооценка геополитического фактора привела также и к просчетам в военном строительстве, к ущербности проводимой в стране военной реформы. Простой пример наглядно иллюстрирует это. Военные конфликты последних лет, в решении которых участвовали Вооруженные Силы СССР и России, происходили в горных регионах. Это Афганистан, Таджикистан, Чечня, Южная Осетия, Абхазия и др. В мире также конфликтными остаются прежде всего горные районы — Пакистан и север Индии, Тибет, Курдистан, Ирак, бывшая Югославия, страна басков в Испании. Однако Россия сегодня не имеет военных училищ, где бы целенаправленно готовили офицеров, умеющих профессионально организовывать боевые действия в горной местности. Ташкентское, Алма-Атинское и Бакинское общевойсковые училища вышли из структуры военного образования России, а Орджоникидзевское общевойсковое училище с непонятной поспешностью было закрыто».

Главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии А. Маслов 12 октября 2007 г. доложил о завершении работы по формированию двух мотострелковых горных бригад общей численностью около 4,5 тысячи человек, дислоцированных в Дагестане и Карачаево-Черкесии.
Он особо подчеркнул, что их боевая подготовка будет вестись по новым правилам, обобщающим российский опыт ведения боевых действий в горных районах Афганистана и Чечни. При разработке программы боевой подготовки учитывались наработки иностранных государств Словении, Франции и Индии, а также материалы из архивов Орджоникидзевского высшего общевойскового командного училища, в котором обучались командиры подразделений для действий в горной местности.


Рецензии