Собакин -Предприниматель 18-го столетия

Почему-то для Урала имя Демидовых стало нарицательным: если завод, то обязательно Демидовский, хотя известные заводовладельцы даже отношения к некоторым предприятиям никакого не имеют. Много было на Урале и других владельцев и строителей предприятий, имена которых не столь известны и уже полузабыты. Например, Савва Яковлевич Яковлев (Собакин), пожалуй, самый удачливый и богатый заводовладелец своего времени, он превзошёл даже Никиту Демидова.

Триста лет назад, 5 декабря 1713 года, в семье оброчного крестьянина Осташковской слободы Якова Кондратьева Собакина родился сын Савва. Детство и молодость его прошли в Осташкове. По легенде, в 1733 году Савва с полтиной в кармане отправился на заработки в столицу. С 1737 года Савва начал вести купеческую деятельность. За счёт своей природной смекалки и жилки предпринимательства он начал очень быстро богатеть. Опять же по легенде, Собакин торговал телятиной у Летнего сада, и однажды его необычный голос услышала императрица Елизавета Петровна (любительница красивых мужских голосов) и приблизила Савву ко двору. Он стал поставщиком мяса к столу Её величества.

В 1744 году Савва устраивает свой кожевенный завод. Примерно в 1746 году Собакин получает питейные откупы (право на продажу спиртных напитков) в ряде крупных российских городов. Это позволило ему очень быстро преумножить свой капитал. В 1764 году Собакин покупает Большую ярославскую мануфактуру, а в 1768-м Московскую полотняную фабрику. В эти же годы Савва Яковлевич занимается экспортом пеньки, ткани и уральского железа в страны Европы. Вероятно, тогда к нему приходит идея стать заводовладельцем.

В 1762 году император Петр III возводит Собакина в потомственное дворянство, говорят за то, что снабжал государя деньгами. А с приходом к власти Екатерины II с Саввой произошёл интересный случай, опять же из разряда легенд. После дворцового переворота Екатерина приказала выдавать в кабаках народу водку бесплатно, чтоб люди отпраздновали восшествие на престол новой императрицы. Савва Яковлевич, может, потому что был недоволен свержением Петра, а может быть, просто из жадности этот приказ не выполнил и был наказан Екатериной. За это ослушание Собакину была выдана чугунная медаль в пуд весом, которую он был обязан носить на цепи на шее по праздникам. Но вскоре Савва смог добиться расположения Екатерины и был помилован, а также сменил свою простонародную фамилию, на более благозвучную — Яковлев.

Став членом Вольного экономического общества, Яковлев стал общаться с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, говорят, что учёный был первым наставником Саввы Яковлевича по горнозаводскому делу и обратил его внимание на уральские богатства. Как пишет исследователь Андрей Торопов в своей статье «Первый богач России», «за период с 1766 по 1778 год Савва Яковлев покупает 16 чугуноплавильных, железоделательных и медеплавильных заводов у пяти заводовладельцев. В 1766 году он купил Алапаевский, Синячихинский, Верхний и Нижний Сусанские заводы у отставного лейб-гвардии секунд-майора Александра Григорьевича Гурьева за 140 тысяч рублей, в 1769 году — Холуницкий и Климковский, а также два медеплавильных завода — Уинский и Шермятский — у генерал-кригс-майора Александра Ивановича Глебова за 150 тысяч рублей. В этом же году Савва Яковлев покупает за 800 тысяч рублей у Прокофия Акинфиевича Демидова Невьянский, Быньговский, Шуралинский, Верхнетагильский и Шайтанский заводы, а также два заводских места: на реке Нейве, где было начато строительство Верхнейвинского завода, и на реке Камбарке. Наконец в 1774 году Яковлев покупает у графа Романа Илларионовича Воронцова Верх-Исетский завод за 200 тысяч рублей и в 1778 году у графа Сергея Павловича Ягужинского — Уткинский и Сылвинский заводы за 100 тысяч рублей».

Первым заводом, построенным Яковлевым на Урале, стал Верхнесинячихинский. Осенью 1770 года были пущены два молота, а в 1772 году — домна и ещё два молота. К этому же году был достроен бывший демидовский Верхнейвинский завод.

26 октября 1772 года Савва Яковлев подаёт прошение в Берг-коллегию о разрешении строительства Режевского завода. Но этому воспротивились другие промышленники, в апреле 1773 года Никита Демидов направил в Берг-коллегию жалобу о том, что при отводе лесов к Режевскому заводу «захвачено немалое количество лесов, принадлежащих к тому селу Покровскому», которое входило в Нижнетагильский заводской округ Демидова. Выступал против строительства Режевского завода и Р.И. Воронцов, он ещё в 1759 году подал заявку на постройку завода на реке Большой Рефт и тоже претендовал на леса, отводимые к Режевскому заводу. Все претензии Берг-коллегия отклонила и 22 мая 1773 года дала Яковлеву разрешение на строительство завода на одну домну и 12 молотов.

Следующим заводом стал Ирбитский. Остановимся на его строительстве подробнее. С 8 января по декабрь 1776 года на реке Ирбите в полутора вёрстах ниже впадения в неё речки Шайтанки кипела работа. Коллежский асессор Савва Яковлевич Яковлев собственным коштом по дозволению Государственной Берг-коллегии и Канцелярии Главного заводов правления на пустопорожней государственной земле строил себе очередной завод.

В 1775 году Яковлев от своих приказчиков с Невьянского и Режевского заводов получает сведения о наличии рудных мест в лесах в междуречье рек Малый Рефт, Ляга и Ирбит. 8 марта 1775 года он подаёт в Берг-коллегию прошение о разрешении построить железоделательный завод на две домны, двенадцать молотов и пильную мельницу. 16 марта Екатерина II своим указом разрешает Яковлеву строить завод. Алапаевская контора Берг-коллегии 12 июня дала распоряжение геодезисту Борису Згибневу обследовать указанные места.

В летний период 1775 года Згибнев выяснил, что на реках Малый Рефт и Ляга завод строить нельзя. А река Ирбит в верхнем своем течении протекает в скалистых берегах. В местности чуть выше деревни Боярской крутые берега очень близко стоят один от другого, а внизу имеется удобная площадка для завода. Уровень паводка 1773 года показал, что воды реки Ирбит вполне достаточно для приведения в действие двенадцати молотов. Эти сведения Згибнев сообщил Алапаевской главной конторе и по распоряжению Яковлева его поверенный Иван Суслов поехал в деревню Боярскую, где сообщил крестьянам о намерении Яковлева построить железоделательный завод вблизи их деревни. Боярское земельное общество согласилось с постройкой предприятия. 30 декабря 1775 года геодезист Борис Згибнев и шахтмейстер по золотым делам Горного управления Кузнецов составили акт, в котором отметили место постройки завода. Леса определили в Режевской даче на 60 лет.

Плотина была возведена длиной 143 сажени (309 метров), ширина внизу 35 саженей (75,5 метра), ширина вверху 15 саженей (32,5 метра), высота плотины 12 аршин (8,5 метра). В заводе «2 молотовые фабрики, из коих одна каменная, другая деревянная; в них 12 молотов с 12 горнами, под ними выковывается железа от 23 до 50 тысяч пудов в год.

Доменных однофурменных печей для выплавки чугуна и припасов 2, из коих одна запасная; в оных выплавляется чугуна в год от 141500 до 142000 пуд». (Историко-географическое описание Пермской губернии 1800 г.).

«Строения при сём заводе: господских домов 3, мастерских и обывательских 150.

Мастеровых здесь считается казённых 80, собственных 284; женского пола по последней ревизии 90 душ. Приписных крестьян при сём заводе не имеется, все заводские работы исправляются крепостными и вольнонаёмными людьми. Вольнонаёмных ежегодно находится по 30 человек. Лошадей при заводе находится 49». (Описание заводов под ведомством Екатеринбургского Горного Начальства состоящих 1808 г.).

Чугун в сутки выпускался три-четыре раза, каждый выпуск давал 100-150 пудов, а в сутки выплавлялось от 400 до 500 пудов. Руды проплавлялось от 1120 пудов и более. Из 100 пудов руды получалось до 43,5 пуда чугуна. При плавке присутствовало 2 мастера, 4 подмастерья, 6 работников, да сверх того на других работах присутствовало до 21 человека.

Из 12 железных и чугунных молотов 6 было действующих и 6 запасных, вес одного молота от 20 до 22 пудов. Действовали они при помощи воды, которая через окна падала на водяное колесо, вращая его, а то через систему механизмов приводило в действие молоты. Кусок раскалённого металла (крица) подавался под молот и проковывался несколько раз, на выходе получалось полосовое железо. Два мастера на двух горнах одним молотом выковывали полосового железа от 90 до 100 пудов в неделю каждый. Была обжигательная печь, для того чтобы делать железо мягче. При работе на одном горне находилось: мастеров 4, подмастерьев 4 и работников 4.

Были слесарная и меховая мастерские, лесопильная мельница с двумя рамами и одним станом, кроме того, были построены каменные склады для хранения продукции.

К концу своей жизни Савва Яковлев стал крупнейшим промышленником на Урале, он владел 22 заводами. Для примера, наследники Демидова имели на всех только 30 заводов.

Один из самых ярких предпринимателей 18 века скончался 21 февраля 1784 года в Санкт-Петербурге. После смерти Яковлева его промышленная империя была поделена между его детьми.


Рецензии